О роли КНР в мирном процессе в Афганистане

В последние два года руководство Китайской Народной Республики предпринимает значительные усилия по обеспечению безопасности и  стабильности в соседних странах, а именно в Афганистане и Пакистане. Стабильность официального Кабула необходима китайским стратегам для реализации плана «Китайско-пакистанского экономического коридора», а также при выполнении строительных работ, предусмотренных «Проектом транспортно-энергетического коридора Центральная Азия – Южная Азия» (английское обозначение CASA-1000). Объекты энергетической инфраструктуры будут являться одними из главных целей исламистов и террористов, которые действуют на территории Афганистана.

По словам директора НИИ международных отношений КНР Чжао Ганьчэна, «руководство КНР больше не может занимать выжидательную позицию по ситуации с безопасностью в Афганистане, поскольку террористы постоянно предпринимают попытки проникнуть на территорию Китая и осуществить террористические акты».

В этой ситуации председатель КНР Си Цзиньпин в начале 2016 г. отдал соответствующие распоряжения начальнику Объединенного штаба (ОШ) НОАК генерал-полковнику Фан Фэнхую о проведении серии переговоров с военно-политическим руководством Афганистана. Первая встреча высокопоставленного китайского военного и президента Исламской Республики Афганистан (ИРА) Ашрафа Гани Ахмадзая прошла в Кабуле 29 февраля 2016 г.  Фан Фэнхуй довел до сведения собеседника, что официальный Пекин окажет всю возможную поддержку усилиям официального руководства в вопросе продвижения сотрудничества в рамках стратегического проекта «Один пояс, один путь».

По информации СМИ КНР, официальный Пекин готов предоставить заем афганским партнерам в размере 327 млн долл. США на нужды Национальных сил безопасности Афганистана (НСБА) и Вооруженных сил (ВС).

21 апреля 2016 г. советник президента ИРА по вопросам безопасности Мохаммад Ханиф Атмар нанес ответный визит в Пекин, где провел переговоры с генерал-полковником Фан Фэнхуем. В ходе встреч с китайскими военными специалистами М.Х.Атмар сообщил, что военно-политическое руководство ИРА серьезно озабочено проблемой национальной безопасности и суверенитета страны и обращается к китайским партнерам с просьбой об оказании содействия в борьбе с террористической  угрозой», а именно с движением «Талибан». Кроме того, в официальном Кабуле рассчитывают на организацию боле тесного взаимодействия в вопросах разведки. Также, М.Х.Атмар довел до сведения китайских военных список необходимого оборудования и вооружения (суммарная стоимость 70 млн долл. США), необходимого НСБА и ВС Афганистана для борьбы с исламистами.

Известно, что в перечень необходимого оборудования вошли: транспортные самолеты, мобильные РЛС, экипировка для подразделений специального назначения, а также некоторые виды вооружений. По информации СМИ КНР, офицеры ОШ НОАК, в свою очередь, предложили направить в Афганистан военных советников, специалистов по борьбе с наркотрафиком, а также усилить патрулирование границы  (протяженность китайско-афганского участка составляет 92 км.). Известно, что китайские и афганские военные достигли договоренности о проведении подготовки 3 000 специалистов для НСБА на территории КНР в период с 2016 по 2020 гг.

По наблюдениям офицеров военной разведки КНР именно низкий уровень подготовки подразделений НСБА обуславливает высокий уровень потерь. Так, только за 2015 г. силовые подразделения официального Кабула в ходе столкновений с исламистами потеряли 6000 в/с убитыми и 14 000 было ранено.

Известно, что еще в ноябре 2015 г. заместитель председателя КНР Ли Юаньчао объявил о выделении займа правительству ИРА в размере 500 млн юаней на строительство жилья для членов семей сотрудников НСБА и приобретение новых систем безопасности.

Следует отметить, что разделение некогда монолитного движения «Талибан» угрожает не только безопасности и стабильности Афганистана, но и стабильности в западных территориях КНР. Фактические перед официальным Пекином стоит сложная задача – усадить за стол непримиримых противников в виде официального Кабула и лидеров движения «Талибан». Противостояние этих двух сторон серьезно тормозят реализацию стратегического китайского проекта «Один пояс, один путь», и только коммерческие выгоды от его реализации могут склонить талибов к перемирию и перевести их разряда противников в категорию политических сил, которые будут представлять интересы некоторых провинций Афганистана.

В рамках визита М.К.Атмар представил некоторые соображения по направлениям борьбы с деятельностью Исламского Движения Восточного Туркестана (ИДВТ), члены которого базируются на границе ИРА и Пакистана.

По мнению руководителя отдела по исследованию проблем безопасности и терроризма Института сравнительных международных отношений КНР Ли Вэя, именно двусторонние контакты Пекина и Кабула помогут снизить уровень активности ИДВТ и, в целом, уровень террористической угрозы для жителей Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.

Следует отметить, что вопрос борьбы с ИДВТ является основной темой «афганских» визитов следующих высокопоставленных китайских чиновников – министра общественной безопасности КНР Го Шэнкуня и заместителя начальника ОШ НОАК генерал-полковника Ци Цзянго.

Конечно, помощь официального Пекина не ограничивается только поставками вооружения и военной техники для нужд специальных служб Афганистана. Известно, что в период с 2001 по 2013 гг. китайская сторона предоставила официальному Кабулу экономической помощи на сумму 240 млн долл. США, а в 2014 г. еще 80 млн долл. США. В дополнение к этим суммам в период с 2015 по 2017 гг. официальный Пекин также выделит заем в размере 240  млн долл. США на восстановление базовой инфраструктуры Афганистана.

По мнению бывшего сотрудника МИД ИРА Ахмада Саеди, проблема восстановления страны не в количестве «китайских инвестиций», а в коррумпированности афганских чиновников, которые не желают предпринимать реальных мер по стабилизации ситуации в стране.

Подводя итог вышесказанному представляется возможным предположить, что китайские военные предоставят афганским коллегам необходимое оборудование, вооружение и экипировку, а также отправят свои военных советников из числа наиболее опытных офицеров военной разведки, которые ранее действовали в странах Ближнего Востока, где осуществляли сбор информации о деятельности уйгурских сепаратистов и террористов.

Для более широко участия китайских военнослужащих в борьбе с международным терроризмом и исламизмом необходимы изменения в нормативной правой базе КНР, которая регламентирует применение подразделений НОАК и Народной вооруженной полиции. Необходимые поправки уже сформулированы и в настоящее время в законодательных органах и соответствующих рабочих группах Постоянного Комитета  Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВНСП) ведется работа по подготовке к их утверждению на очередном заседании высшего законодательного органа КНР — ВСНП.

62.84MB | MySQL:102 | 0,505sec