Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (9 — 15 мая 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Турции. 9 мая Россия и США приняли совместное заявление по Сирии, в котором намечены основные шаги, которые необходимо предпринять для успешного продвижения политического урегулирования в этой стране. Процесс визовой либерализации между Турцией и Евросоюзом фактически приостановлен из-за отказа Анкары внести изменения в закон о терроризме.

В совместном заявлении по Сирии Россия и США требуют от Дамаска и сирийской оппозиции прекратить атаки на гражданское население и призывают возобновить межсирийские переговоры в Женеве на основе документа спецпредставителя генерального секретаря ООН по Сирии С. де Мистуры от 27 апреля. Москва и Вашингтон отметили прогресс в соблюдении режима прекращения боевых действий в Сирии, одновременно указав на «сложности в ряде районов». Для их преодоления обе страны интенсифицируют свои усилия. В частности, Россия будет работать с сирийскими властями «с целью минимизации использования авиации в районах с гражданским населением и группами, присоединившимися к перемирию». Россия и США примут меры для определения территорий, занимаемых террористическими группировками «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-нусра» (обе запрещены в России) в Сирии, а также рассмотрят варианты решительных действий против исходящей от них угрозы. Одновременно Москва и Вашингтон призывали все страны предотвращать любую помощь террористам в Сирии. Заявление призывает всех участников Международной группы поддержки Сирии (МГПС), а также других членов международного сообщества «обеспечить поддержку политического урегулирования в Сирии путем полной имплементации резолюции Совета Безопасности ООН 2254, 2268, Мюнхенского Коммюнике 2016 года, Венского соглашения МГПС 2015 года, Женевского Коммюнике 2012 года». Гуманитарная помощь населению Сирии будет включать полный объем медицинских и иных предметов, продуктов питания. Москва и Вашингтон призвали ООН расширить географию доставки гуманитарной помощи в страну, направить ее в города Нуболь, Захру, Хасеке. Российско-американское заявление должно стать недвусмысленным сигналом о безальтернативности политического урегулирования в Сирии, подчеркнули 10 мая в МИД РФ.

Ситуация в Сирии сложная, но необходимо создать условия для политического урегулирования конфликта, заявил 10 мая президент России В. Путин. Он выразил надежду, что механизм такого урегулирования, который был выработан совместно с партнерами РФ, в том числе с США, приведет к конструктивным и кардинальным изменениям в Сирии.

Госсекретарь США Дж. Керри подтвердил 10 мая, что МГПС соберется 17 мая в Вене, выразив надежду, что межсирийские переговоры в Женеве стартуют вскоре после этого. Керри положительно оценил роль России в установлении режима прекращения огня в Сирии, отметив, что без участия Москвы не было бы достигнуто первоначальное перемирие в стране.

Сирийская оппозиция «не считает возможным в ближайшее время возвращение к мирным переговорам в Женеве», заявил 11 мая глава делегации Высшего комитета по переговорам (ВКП) А. аз-Зоуби. По его словам, совместное российско-американское заявление от 9 мая в поддержку перемирия и скорейшего возобновления мирных переговоров «разочаровало» просаудовских оппозиционеров. В то же время главный координатор ВКП Р. Хиджаб 13 мая заявил, что сирийская оппозиция «не бойкотирует мирные переговоры и готова вернуться в Женеву для обсуждения переходного периода». Р. Хиджаб утверждал, что «тупик в переговорах возник по вине режима в Дамаске, который отказывается обсуждать процесс передачи власти». При этом он подчеркнул, что «оппозиция по-прежнему считает нереальным достижение какой-либо сделки с Асадом».

Тем временем военная обстановка в Сирии остается сложной. Боевики «Джебхат ан-нусры» и примкнувших к ней радикальных исламистских группировок постоянно нарушают «режим тишины» в Алеппо. На территорию севернее Алеппо, находящуюся под контролем «Джебхат ан-нусры», доставлены боеприпасы, содержащие хлор, сообщили в Министерстве обороны России. В район Алеппо прибывают пополнения боевиков из Турции. Нарушения режима прекращения огня на минувшей неделе отмечались также в пригородах Дамаска, в провинциях Латакия и Хама. Боевики ИГ на минувшей неделе активизировали атаки на позиции правительственных войск в провинции Хомс и городе Дейр-эз-Зор на северо-востоке страны.

В ответ на продолжающиеся обстрелы со стороны отрядов ИГ турецкая армия проводит подготовку к зачистке сирийской территории от боевиков этой группировки к югу от границы в районе города Килис, заявил 12 мая президент Турции Р. Т. Эрдоган.

Предложение России о внесении действующих в Сирии группировок «Джейш аль-ислам» и «Ахрар аш-Шам» в «черный список» террористических организаций было на прошедшей неделе заблокировано в Совете Безопасности ООН делегациями Великобритании, США, Франции и Украины.

В Белом доме заявили 11 мая, что США по-прежнему не собираются налаживать военное антитеррористическое сотрудничество с Россией в Сирии, в том числе в районе Пальмиры.

Глава МИД Саудовской Аравии А. аль-Джубейр подтвердил 11 мая, что Эр-Рияд намерен и в дальнейшем оказывать сирийской оппозиции военную поддержку.

Турция не станет принимать инструкций от Евросоюза в вопросах изменения закона о борьбе с терроризмом, заявил 10 мая глава турецкого государства Р. Т. Эрдоган. Он напомнил, что изменение в этом законе является одним из условий визовой либерализации, а Евросоюзу необходимо самому дать четкие определения терроризму и изменить законодательство. Со своей стороны, Европарламент 11 мая приостановил рассмотрение вопроса о предоставлении безвизового режима Турции до выполнения Анкарой всех 72-х требования (для отмены визового режима). Турция же предупредила, что если Европарламент будет и дальше блокировать договоренность об отмене визового режима для граждан страны, то Анкара откажется от выполнения договора о приеме нелегальных мигрантов и «откроет беженцам дорогу в Европу».

Вооруженные силы Турции продолжают проводить войсковые операции против членов сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) в юго-восточной провинции Ширнак. Сообщается, что в этих операциях задействованы как сухопутные подразделения, так и авиация, в том числе истребители, ударные вертолеты и беспилотники. ВВС Турции нанесли 13 мая серию воздушных ударов по целям РПК в провинции Хаккари на юго-востоке страны и в Северном Ираке.

Верховный комиссар ООН по правам человека З. Р. аль-Хусейн потребовал от властей Турции разрешить независимым наблюдателям доступ на юго-восточные территории страны, так как «ООН получила тревожные сообщения о преступлениях, совершенных турецкими военными в городе Джизре с декабря 2015 года по март 2016 года». Согласно полученным сведениям, турецкие снайперы и танкисты ответственны за гибель гражданских лиц, в том числе женщин и детей. Также поступают сообщения о пытках, незаконных арестах и уничтожении городской инфраструктуры.

Сложная, нестабильная обстановка сохраняется в Ливии, где продолжаются бои между различными враждующими между собой вооруженными группировками. Ливийская армия (части генерала Х. Хафтара) начала 11 мая наступление на позиции боевиков террористических группировок, удерживающих город Дерна на востоке страны. Информация о крупных столкновениях поступает из Бенгази. Лояльная происламистским властям в Триполи «Мисуратская бригада» отбила атаку боевиков ИГ к востоку от столицы.

10 мая правительство национального согласия  (ПНС) Ливии объявило о создании специального военного подразделения — президентской гвардии. Новая структура будет заниматься вопросами обеспечения защиты правительственных учреждений, контрольно-пропускных пунктов на границе страны и охраны первых лиц государства. В то же время западные эксперты подчеркивают, что ПНС «пока еще не в состоянии эффективно координировать военные усилия по борьбе с боевиками ИГ».

По информации СМИ, США разместили две группы спецназа на территории Ливии в районе городов Мисурата и Бенгази для подготовки ударов по лидерам местного филиала «Исламского государства».

В Ираке на минувшей неделе резко возросла террористическая активность боевиков «Исламского государства». Теракты, приведшие к большим человеческим жертвам были совершены 9, 11, 12, 13 и 15 мая. Наиболее крупной стала серия из трех терактов в Багдаде, совершенная 11 мая. Тогда погибли 94 и пострадали свыше 150 человек.

В целом ситуация в Ираке остается очень сложной. Несмотря на то, что в Багдаде и других городах прекратились массовые уличные выступления с требованием политических реформ и усиления борьбы с коррупцией, «задача обеспечения стабильности и развития страны по-прежнему стоит перед иракским руководством. Переговоры между ведущими иракскими противоборствующими политическими фракциями не принесли результатов. Парламент настолько расколот и не может добиться кворума по важнейшим вопросам. Иракцы все чаще говорят о необходимости смены правительства». Бывший советник по вопросам национальной безопасности Ирака, а ныне – член парламента М. ар-Рубаи считает, что «политическая ситуация в стране сегодня являет собой абсолютный хаос».

В Кувейте продолжаются переговоры между делегациями правительства Йемена и повстанцев-хоуситов по урегулированию конфликта в стране. На минувшей неделе стороны договорились о порядке обмена военнопленными. Кроме того, обсуждались вопросы безопасности, отвода вооруженных формирований хоуситов из занятых ими городов и восстановления деятельности государственных институтов. Тем временем в южных провинциях страны, формально находящихся под контролем правительственных сил, на прошедшей неделе было совершено несколько крупных терактов, приведших к большим человеческим жертвам.

15 мая на территории Иордании начинаются совместные американо-иорданские учения «Энергичный лев-16». В них задействованы 6 тыс. военнослужащих. Отрабатываются совместные действия в условиях «традиционных и нетрадиционных угроз». Сообщается, что «сценарий учений будет включать охрану границы, управление и контроль, киберзащиту и ведение боевых действий». С американской стороны в мероприятии участвуют сухопутные, военно-воздушные и военно-морские подразделения из состава Объединенного центрального командования ВС США. Учения завершатся 24 мая. Они проводятся ежегодно с 2011 г.

Объем добычи нефти в Иране достиг уровня, отмеченного до введения экономических санкций. В апреле уровень добычи в стране составил 3,56 млн баррелей в день. Это максимальный показатель с ноября 2011 г. В то же время экспорт нефти достиг 2 млн баррелей в день. Крупнейшим импортером иранской нефти в апреле стал Китай, который приобретал 800 тыс. баррелей в день.

В этом году граждане Ирана не смогут попасть на хадж в Мекку, так как, по заявлению Тегерана, правительство Саудовской Аравии «саботировало создание условий для паломников» из Исламской Республики. В ответ в Эр-Рияде отмечают, что «Иран — единственная страна, которая отказалась подписать соглашение по хаджу».

В Египте 15 мая Уголовный суд Каира вынес обвинительные приговоры 152 участникам прошедших 25 апреля в египетской столице несанкционированных акций протеста против передачи двух островов в Красном море под юрисдикцию Саудовской Аравии. Все подсудимые получили от двух до пяти лет тюремного заключения за нарушение закона, запрещающего людям протестовать без предварительного уведомления МВД. На скамье подсудимых остаются еще более 45 демонстрантов.

Приложение

 

 

О некоторых аспектах военной политики саудовского руководства

 

 

В Саудовской Аравии традиционно уделяют большое внимание развитию национальных вооруженных сил. Необходимость наращивания военной мощи страны в Эр-Рияде обусловливают стремлением утвердить саудовское лидерство на Аравийском полуострове, в зоне Персидского залива, в арабском и исламском мире; желанием продемонстрировать военную мощь КСА в ближневосточном регионе; опасением возможных враждебных действий и угроз со стороны соседей или с их территории; престижными соображениями.

В Эр-Рияде считают, что безопасность в регионе Персидского залива зависит, прежде всего, от сильной Саудовской Аравии, а также от степени военной интеграции стран-членов ССАГПЗ. Однако в настоящее время военный союз аравийских монархий является «больше символом, чем реальностью».

Оборонительный характер саудовских военно-доктринальных установок был обусловлен малочисленностью и невысоким качеством людских ресурсов, которые могут быть задействованы для службы в армии, недостаточно высоким престижем военной службы в стране, практически полной зависимостью КСА от поставок современных вооружений из-за рубежа и их последующего обслуживания и ремонта иностранными техническими специалистами. В итоге до недавнего времени руководство саудовского королевства стремилось решать противоречия, существующие в отношениях с соседними странами преимущественно политическими и дипломатическими метолами, прибегая к угрозе силы и или прямому силовому воздействию лишь в крайнем случае. Учитывая собственную военную слабость, руководство КСА в случае необходимости для отражения внешней агрессии не исключает возможность обратиться за прямой военной помощью к США. Именно это обстоятельство в значительной степени определяет прочность саудовско-американских отношений, несмотря на имеющиеся (и усилившиеся в последнее время) между двумя странами политические и иные разногласия.

Однако в последние годы саудовское руководство все чаще использует военную силу для достижения политических целей. Это — подавление антиправительственных выступлений в Бахрейне (2011 г.), война в Йемене (с 2015 г.), участие в авиаударах западной коалиции по боевикам «Исламского государства» (ИГ) на территории Сирии (с 2014 г.) и оказание военной помощи сирийской исламистской оппозиции, ведущей вооруженную борьбу против режима Б. Асада. К тому же в Эр-Рияде постоянно заявляют о готовности направить саудовские войска (спецназ) для борьбы с боевиками ИГ в Сирии в составе международной коалиции. Военное вмешательство в конфликты, происходящие в других странах ближневосточного региона (если потребуется), и силовая борьба терроризмом предусматриваются и в документах о создании арабских сил быстрого реагирования и исламской антитеррористической коалиции, инициаторами создания которых выступило руководство КСА.

В Эр-Рияде считают, что в настоящее время военные угрозы королевству исходят главным образом со стороны Ирана и Йемена. Серьезной угрозой, для противодействия которой может потребоваться участие армии, является террористическая активность, прежде всего, экспансия группировки ИГ, и политическая нестабильность в некоторых арабских странах, прежде всего в Ираке и Сирии, которая может трансформироваться в вооруженное противостояние. Сохраняется потенциальная угроза и от арабо-израильского и индийско-пакистанского конфликтов в случае их перехода в военную стадию.

События «арабской весны», особенно легкость, с которой США отказались от поддержки своего многолетнего ключевого союзника в регионе президента Египта Х. Мубарака, «породила в умах саудовской элиты очень серьезные сомнения» относительно продолжения линии на однозначную опору на Вашингтон в вопросах обеспечения безопасности королевства. В Эр-Рияде отдают себе отчет в том, что «этот тезис о гарантиях безопасности остается «стопроцентным» только в случае внешней агрессии со стороны Ирана», но может не сработать при других обстоятельствах. Саудовские сомнения резко усилились после заключения в 2015 г. «ядерной сделки» между ИРИ и ведущими мировыми державами. Это побудило КСА к пересмотру доктринальных установок в сторону курса на обеспечение большей самостоятельности королевства в решении военных вопросов, особенно в деле проведения ограниченных силовых операций (в том числе с использованием армии) для защиты своих национальных интересов, чтобы «автономно от американцев решать вопросы свержения или защиты тех или иных режимов». Важную роль в изменении военно-доктринальных установок сыграли также изменения, произошедшие в последние годы в расстановке региональных сил. В Эр-Рияде пришли к выводу о малой вероятности возникновения полномасштабной войны с Ираном с использованием «традиционных сил и средств». Наиболее вероятными саудовцы считают вооруженные конфликты средней и низкой интенсивности. При этом активная роль «для проведения подрывных операций и создания необходимого перевеса в балансе сил в том или ином государстве» отводится подконтрольным КСА джихадистским группировкам, что наглядно проявляется сейчас в Сирии.

Новый «агрессивно-наступательный» курс Эр-Рияда часто называют «доктриной Сальмана» (короля), хотя ее основным автором стал сын нынешнего саудовского монарха, наследник наследника престола и министр оборонв принц М. бен Сальман. «Составной частью этой доктрины стало самостоятельное принятие решений по проведению силовых акций на Ближнем Востоке» без оглядки на политику и мнение США.

Принимая во внимание недостаточность собственных возможностей для ведения военных операций в странах региона, в Эр-Рияде решили создавать под своим руководством военно-политические коалиции, максимально мобилизовать потенциал своих союзников. Первым из таких альянсов стала «аравийская коалиция» для проведения военной операции в Йемене против шиитских повстанцев-хоуситов и сил бывшего президента этой страны А. А. Салеха. В нее, помимо КСА, вошли другие аравийские монархии (кроме Омана), Египет, Марокко, Судан, Сенегал, Иордания и Мавритания. Однако до настоящего времени силы коалиции и войска йеменского президента А. М. Хади не смогли добиться решительных успехов в войне. Причем низкая боеспособность саудовских ВС стала одной из основных причин затягивания йеменской кампании.

В марте 2015 г. Лига арабских государств с саудовской подачи приняла решение о формировании арабских сил быстрого реагирования (СБР) «для отражения внутренних и внешних угроз членам организации». Фактически речь шла о формировании антииранской суннитской коалиции. Первоначально численность СБР планировалась довести до 40 тыс. человек из состава ВС Египта, КСА и Марокко, а контингенты из Судана, Иордании и других аравийских монархий должны были привлекаться в случае необходимости. Во главе арабских сил планировалось поставить саудовских генералов. Финансирование снабжения и содержания контингента обязались взять на себя аравийские монархии во главе с Саудовской Аравией. Однако до настоящего времени этот проект так и не вступил в стадию практической реализации.

В декабре 2015 г. саудовцы объявили о намерении создать под своим руководством исламскую антитеррористическую коалицию со штабом в Эр-Рияде в составе 34 государств, в том числе Турции, Пакистана, Египта, Марокко, Бангладеш и ОАЭ, но без Ирана и Ирака. Было заявлено, что новая коалиция станет вести борьбу с любыми террористическими организациями, включая ИГ. При этом саудовский альянс не займет место уже существующей антитеррористической коалиции во главе с США. Процесс создания нового альянса находится пока на самом раннем этапе. В феврале-марте 2016 г. на северо-востоке КСА было проведено крупное совместное учение «Гром севера», в котором участвовали военнослужащие из 20 стран, причисленных саудовцами к исламской антитеррористической коалиции.

Повышенное внимание Эр-Рияд уделяет укреплению военно-политических связей с Египтом. В 2015 г. АРЕ и КСА подписали «Каирскую декларацию», предполагающую развитие сотрудничество в военной сфере и в вопросе создания «совместных арабских сил», «призванных играть роль ударной силы (либо миротворцев) при решении тех региональных конфликтов, урегулирование которых будет рассматриваться саудовской стороной в качестве ее приоритетных задач». Причем саудовцы считают, что египетские войска должны стать «костяком этих ВС».

КСА масштабно сотрудничает с Турцией в вопросах оказания военной помощи сирийской вооруженной оппозиции и исламистским группировкам.

При всем этом Эр-Рияд не отказывается от наращивания военной мощи страны для «законной самообороны» или «использования военного аспекта» для защиты национальных интересов. Реализуются планы модернизации армии, чтобы она могла эффективно «противостоять рискам, окружающим нашу страну и которые могут представить угрозу национальной безопасности».

55.76MB | MySQL:115 | 0,634sec