Иранская «экономика сопротивления» как камень преткновения между различными группами политической элиты ИРИ

Конец марта и апрель 2016 года ознаменовались серьезными спорами в Иране вокруг способов и путей выхода из экономического кризиса, в котором находится страна. Эти дискуссии во многом отражают борьбу между фракциями реформаторов и прагматиков, группирующимися вокруг нынешнего президента ИРИ Хасана Роухани и консерваторов, все более объединяющихся вокруг верховного лидера ИРИ великого аятоллы Али Хаменеи. Февральские выборы в Меджлис и дополнительные выборы в  иранский парламент, состоявшиеся в конце апреля, продемонстрировали успех реформаторов. Победа сторонников Хасана Роухани на парламентских выборах во многом стала возможна из-за прорыва на переговорах по решению иранской ядерной проблемы в июле 2015 года. Однако если это дипломатическое достижение не будет закреплено прорывом в иранской экономике и улучшением социальной обстановки в стране, команду Х.Роухани могут ожидать значительные политические проблемы.

Международным валютным фондом составлены два прогноза развития иранской экономики на 2016 год: оптимистический и пессимистический. Согласно оптимистическому прогнозу, рост ВВП страны в текущем году должен составить 5%. Этот показатель меньше намеченных руководством страны 8%, но может позволить улучшить социально-экономическую ситуацию в ИРИ. Пессимистический прогноз предусматривает отсутствие экономического роста, что может привести к плачевным результатам. Прежде всего, это будет означать  дальнейшее сокращение рабочих мест в стране. Безработица является одной из крупнейших экономических проблем ИРИ. Она составляет 11,7%, а среди молодежи – до 25%. В случае ее дальнейшего роста в стране возможен социальный взрыв. Снижение цен на нефть, идущее с начала 2015 года, усугубляет проблемы иранской экономики.

Основные споры о будущем экономического развития Ирана разгорелись вокруг того, что должно стать краеугольным камнем будущей экономической политики в стране. По мнению сторонников Х.Роухани, ключом к будущему экономическому успеху является большая открытость иранской экономики внешнему миру и привлечение иностранных инвестиций. В то же время сторонники Али Хаменеи полагают, что наилучшим способом решения иранских экономических проблем является осуществления программы «экономики сопротивления» с опорой на собственные силы. 21 марта в выступлении, посвященном иранскому Новому году, Новрузу, верховный лидер ИРИ подверг правительство резкой критике за то, что оно не проводит в жизнь программу «экономики сопротивления». Али Хаменеи обвинил правительство ИРИ в нежелании реализовывать двухлетний план экономического развития ИРИ, предусматривающий «опору на собственные силы». Отвечая на данную критику, президент ИРИ Хасан Роухани 22 марта, отметил, что «одной из важнейших составных частей экономики сопротивления является конструктивное взаимодействие с внешним миром, и наша администрация этим регулярно занимается».  Вслед за тем на сайте А.Хаменеи появились десять пунктов, разъясняющих основные принципы «экономики сопротивления». Эти десять принципов результируются в «десять шагов», которые включают в себя: уменьшение зависимости от нефтяного экспорта, восстановление и увеличение внутреннего производства, избегание импорта, способного нанести вред отечественной промышленности, недопущения разбазаривания финансовых средств, поступающих в страну после снятия санкций, внимание к развитию малого и среднего бизнеса, превращение важных отраслей экономики (нефтегазовой, авиа-, авто- и самолетостроения) в экономику знаний, привлечение в страну иностранных технологий. 13 апреля группа консервативно настроенных активистов провела митинг протеста около здания Министерства экономического развития и финансов ИРИ против «избыточного импорта». Несмотря на то, что импорт страны упал с 54 миллиардов в 2013-2014 годах до 41 миллиарда долларов в 2015-2016 финансовом году (здесь берутся только официальные данные без достаточно масштабной в иранских условиях контрабанды) он все еще остается очень значительным и, по мнению ряда иранских политиков и экономистов, «убивает отечественное производство».

Между тем, прогнозы от наплыва в Иран иностранного капитала после поэтапного снятия санкций оказались явно завышенными. Особенно отчетливо это проявляется в банковско-финансовой сфере. Несмотря на частичное снятие санкций с Ирана, крупные европейские, а тем более американские банки не спешат начинать сотрудничество с ИРИ. На это обстоятельство указал член правления банка «Пасаргад» Мустафа Бехешти Рави, находившийся 3 мая на международной конференции в Цюрихе. По его словам, отсутствие доверия к иранским банкам негативно отражается на экономических отношениях ИРИ с Евросоюзом. Если в 2008-2011 годах банк участвовал в торговом финансировании на сумму 11 миллиардов долларов, то в 2014 году этот показатель еле дотянул до одного миллиарда. Такое падение внешнеэкономических операций банка произошло, несмотря на то, что банк «Пасаргад» в отличие от многих иранских государственных и коммерческих банков не подвергся санкциям и не был отключен от системы SWIFT. Банк был образован в 2005 году, в президентство Махмуда Ахмадинеджада. Появление в то время первых иранских коммерческих банков с быстрорастущим капиталом многие эксперты связывают с намерением иранского правительства создать формально независимые, но на деле находящиеся под контролем государства финансовые институты, не подверженные международному давлению. Быстрый рост их капиталов связывают с накачкой государственными финансами. В качестве одной из основных причин нежелания западных банков идти в Иран М.Бехешти Рави считает многочисленные судебные иски, которые Министерство юстиции США предъявляло к крупным европейским финансовым институтам, пытавшимся сотрудничать с Ираном в санкционный период 2010-2015 годов. По словам М.Бехешти Рави в последнее время правительство Ирана принимает значительные усилия по оздоровлению банковско-финансовой системы страны. Большие усилия предпринимается для того, чтобы предотвратить выдачу невозвратных кредитов. Банки избавляются от непрофильных активов, в частности от недвижимости, которую они набрали в период бурного, спекулятивного роста цен на нее в 2006-2012 годах.

В поисках привлечения в страну иностранных инвестиций иранское правительство рассматривает создание нового финансового центра в одной из свободных экономических зон, на островах Киш или Кешм, имеющих менее строгое чем на материке регулирование. Секретарь Высшего совета Ирана по свободным экономическим зонам Акбар Торкан озвучил этот проект на встрече с секретарем Совета по высшей целесообразности принимаемых решений аятоллой Али Акбаром Хашеми-Рафсанджани 4 апреля с.г. По мнению А.Торкана, иностранные капиталы можно привлечь в Иран тремя путями: упрощением доступа иностранцев к торговле акциями и другими ценными бумагами на Тегеранской бирже, созданием независимого финансового центра и оффшорных банков. Директор Центробанка Ирана Валиулла Сейф, чья поддержка в данном деле является ключевой, является сторонником проекта А.Торкана, несмотря на некоторые разногласия, касающиеся оффшорных банков. По его мнению, иностранным банкам, присматривающимся к сотрудничеству с Ираном, будет на первых порах гораздо более комфортно оперировать в свободных экономических зонах, где ограничения гораздо менее строги чем на материке. Ряд экспертов советуют иранскому правительству использовать опыт соседних Объединенных Арабских Эмиратов. В ОАЭ действуют два подобных независимых финансовых центра: Dubai International Financial Center (DIFC) и Abu Dhabi Global Market (ADGM). Компании, регистрирующиеся при них, пользуются значительными льготами. Например, допускается создание компаний со 100%-ым иностранным капиталом (на остальной части ОАЭ только с 49%-ым) и освобождение от налогов на 50 лет.

Иранская экономика вступает в длительный переходный период. На кону не только выбор стратегии ее дальнейшего развития, но и то, какие политические силы будут через несколько лет распоряжаться финансовыми потоками и собственностью. Представляется, что при выборе дальнейших путей экономического развития Ирана важно удержаться от двух крайностей. Во-первых, не допустить потери страной экономической финансовой и экономической независимости. Во-вторых, упростить громоздкую бюрократическую машину, не позволяющую осуществить в Иране значительный экономический рост.

55.71MB | MySQL:116 | 0,771sec