Саудовская Аравия: что стоит за активизацией Public Investment Fund

Саудовский Public Investment Fund (PIF) должен, по задумке наследника наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, стать основным инструментом по переоснащению и модернизации саудовской оборонной промышленности и армии. Напомним, что согласно широко объявленным планам по диверсификации экономики КСА предстоит создать свою оборонную промышленность и «перестать закупать немецкое и американское вооружение, а производить его в пределах королевства». В этой связи стоит отметить, что за этими громкими заявлениями стоит не создание отечественных образцов того или иного вооружения, а лишь локализация тех или иных производств. При этом совершенно не однозначен тот факт, что крупнейшие оружейные компании Запада пойдут на такой вариант развития. И скорее всего речь пока идет исключительно лишь о создании производств по выпуску боеприпасов для уже приобретенных ранее образцов западной военной техники. В реальности же саудовская политика по заключению контрактов с западными призводителями вооруженияи военной техники, по оценке экспертов, останется без больших изменений. Заявления Мухаммеда бен Сальмана следует расценивать исключительно с точки зрения еще большей концентрации всех финансовых потоков в области закупки вооружений в его руках. Мы уже сообщали, что после прихода к власти короля Сальмана произошла полная рокировка всех посредников, выступающих традиционными «бизнес-якорями», то есть фигурами, которые фактически являются посредниками между кланом короля и иностранными бизнесменами, что позволяет на этом промежуточном звене получать значительные «откаты» за заключенные сделки и при этом вроде бы оставлять «вне подозрений» членов королевской семьи.

Теперь, судя по всему, принц Мухаммед бен Сальман решил по своему «диверсифицировать» сидящую на нефтяной игле саудовскую экономику, то есть сконцентрировать в своих руках, пожалуй, наиболее прибыльную статью после добычи и экспорта нефти. И делает он это с помощью все того же Public Investment Fund (PIF), который заключил в последние месяцы несколько стратегических контрактов с международными оружейными компаниями. Среди них необходимо, прежде всего, отметить давно заключенный контракт на строительство нового военного комплекса в Аль-Хари с южноафриканской фирмой Denel. Но в данном случае необходимо еще иметь в виду и то, что именно через этого южноафриканского партнера саудовцы пытаются закупить технологии для собственного производства беспилотников, на что тем же Вашингтоном наложено эмбарго. И в данном случае такие технологии готов предоставить израильские компании. Одновременно аффилированный c PIF Saudi Technology Development & Investment Co (TAQNIA) сейчас активизировал свои деловые контакты с американским «Локхидом», турецким Aselsan, французскими Thales и Airbus. И в этом случае необходимо говорить о двух основных направлениях, которые наследник наследного принца и министр обороны Мухаммед бен Сальман обозначил, как основные в рамках модернизации национальных вооруженных сил. Это создание беспилотников и собственной орбитальной группы спутников. Отсюда и выбор партнеров. Через другой аффилированный с PIF фонд Al-Elm Information Security Сo развиваются программы технического переоснащения систем пограничной охраны и таможни, а также все контракты в области внутренней безопасности. Имеется в виду, прежде всего, системы мониторинга и прослушивания.

Но у PIF есть и еще одна очень важная функция. Сотрудничество с этим фондом является практически единственной возможностью для саудовских компаний и групп установить тесные связи с Мухаммедом бен Сальманом и тем самым остаться на плаву. Это напрямую касается двух крупнейших во времена короля Абдаллы саудовских промышленных групп «Бен Ладен Групп» и «Огер», которые сейчас пытаются восстановить утраченные позиции исключительно путем установления деловых отношений с PIF. Делается это путем размещения крупных инвестиционных портфелей этого фонда в активах саудовских компаний. Таким образом принц Мухаммед бен Сальман начинает контролировать ту или иную промышленную группу или компанию. Собственно, сейчас капитал фонда составляет 160 млрд долларов и к 2030 году Мухаммед бен Сальман намеревается увеличить эту сумму до 2 триллионов долларов. Помимо финансирования оборонных программ этот фонд также широко используется для поддержки основных партнеров Эр-Рияда в регионе. Например, в прошлом месяце Египет получил через этот фонд 16 млн долларов на оборонные программы.

Таким образом, PIF продолжает оставаться одним из главных инструментов внешней политики КСА и концентрации в руках Мухаммеда бен Сальмана и его сторонников основных финансовых рычагов влияния. Напомним, что PIF был основан в 1971 году. Он располагается по адресу Daeri Altaqneeyah Road, CS01 Building, ITCC Complex, Riyadh. С 2012 года фонд возглавляет Абдуррахман аль-Модафи. До своего прихода на эту должность он работал во Всемирном банке. После возвращения в КСА, по просьбе лично короля Абдаллы, занял пост руководителя саудовской торговой биржи и Национального коммерческого банка. Одновременно он основал посредническую фирму «Дар аль-Талик», которая использовалась в качестве площадки для обсуждения и проработки основных контактов в оборонной области с западными партнерами. Известны его тесные связи с руководством семьи Бен Ладена и руководителем фирмы Nesma Салехом Али ат-Турки, который очень тесно связан с кланом короля Сальмана. Как полагают эксперты, именно это обстоятельство и позволило А.аль-Модафи сохранить свой пост и даже завоевать доверие Мухаммеда бен Сальмана. Он сопровождал его во время последних по времени двух визитов в Москву и Париж.

52.1MB | MySQL:103 | 0,488sec