О новых задачах джихадистов в Сирии и их контактах с США

Начало мая ознаменовалось ожесточенными боями в сирийском городе Алеппо. Сирийские правительственные войска, обвиняющие вооруженную оппозицию в срыве мирного соглашения, ведут наступление, направленное на то, чтобы окончательно блокировать и взять под контроль западную часть города, контролируемую боевиками. Боевые действия в Алеппо проходят настолько ожесточенно, что прокатарские и протурецкие СМИ пишут о «геноциде, который армия Асада совершает в отношении мирных жителей Алеппо». Впрочем, боевики, регулярно обстреливающие мирных жителей в христианских кварталах Алеппо и в районе Шейх Максуд, населенном курдами, также не проявляют рыцарского отношения к своим противникам. Одним из результатов нынешней военной кампании в Алеппо является, рост вопреки прогнозам некоторых аналитиков влияния джихадистских группировок. Особенно это относится к «Джебхат ан-нусре» (запрещена в России). Ее боевики в Алеппо в настоящее время не только сражаются совместно с членами «умеренных группировок», но и все больше берут руководство военными операциями.

Одним из значительных этапов развития джихадистского движения в Сирии стало образование в марте-апреле прошлого года коалиции «Джейш аль-фатх», куда наряду с экстремистской «Джебхат ан-нусрой» вошда такая «умеренная» группировка как «Ахрар аш-Шам». Центральной объединяющей фигурой для нескольких группировок, объединенных в рамках «Джейш аль-фатх» является  гражданин Саудовской Аравии Абдалла Мухайсини, ставший верховным шариатским судьей (кади) этой коалиции. Абдалла Мухайсини является выходцем из известной и уважаемой саудовской семьи. Его дядя Омар аль-Мухайсини, являвшийся одним из видных зарубежных джихадистов, погиб в апреле 2013 года в сирийской провинции Дейр эз-Зор от рук боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Другой дядя А.Мухайсини Мухаммед аль-Мухайсини, влиятельный саудовский клерикал и бывший руководитель Комитета поддержки добродетели и удержания от греха.   Абдалла аль-Мухайсини прибыл в Сирию в апреле 2013 года с конкретной целью примирить две группы джихадистов: «Джебхат ан-нусру» и «Исламское государство». В своей беседе с представителями Высшего исламского совета Швеции он отметил: «Я восхищаюсь практикой «Исламского государства» и всегда был поклонником «Аль-Каиды». Думаю в основе их конфликта лежит ложь, распространяемая врагами ислама. Свою задачу я вижу в том, чтобы эту ложь развеять». В Сирии он отметился во время взятия Идлиба и Джиср эш-Шугура в апреле-мае 2015 года, а также базы ВВС САР в Абу аз-Зухур в сентябре 2015 года, где А.аль-Мухайсини лично приговорил к смерти военнослужащих правительственной армии. Интересно, что во взятии этой военной базы активное участие принимали боевики «Исламской партии Туркестана», то есть джихадисты из постсоветских республик Центральной Азии. Абдалла аль-Мухайсини отвечает в рамках «Джейш аль-фатх» в том числе за привлечение финансовых средств на осуществление джихада. В этом ему удалось преуспеть. В разгар наступления на Идлиб ему удалось привлечь 5 миллионов долларов от спонсоров из стран Персидского залива. Поклонники А.аль-Мухайсини считают его «новым Усамой бен Ладеном». Для этого существуют определенные основания. А. Аль-Мухайсини прибыл для джихада в Сирию так же как Усама бен Ладен в свое время приехал в Афганистан. Так же как Усама бен Ладен, который был отпрыском семьи, занимавшейся в КСА крупным строительным бизнесом («Бен Ладен групп») отец Абдаллы аль-Мухайсини владеет строительной компанией с капиталом 135 миллионов долларов. Иранские эксперты считают Абдаллу аль-Мухайсини агентом саудовских спецслужб. В то же время ливанский журналист Али Хашем сомневается в этом, рассматривая А.аль-Мухайсини как относительно самостоятельную фигуру.

В то же время лидер  «Аль-Каиды» (запрещена в России) Айман аз-Завахири 10 апреля обратился к участникам сирийской непримиримой оппозиции с призывом объединиться. «Либо вы объединитесь, либо столкнетесь со смертью», — констатировал главарь террористов. В своем выступлении он высоко оценил роль «Джебхат ан-нусры» и подверг резкой критике перемирие в Сирии и группировку «Исламское государство». Он призвал «истинных мусульман» (читай салафитов) всех стран сосредоточиться на джихаде в Сирии. «Мы не ищем власти в этой стране. Мы только хотим, чтобы мусульмане в ней жили по законам шариата», — заявил Айман аз-Завахири. По его словам, «положение очень серьезное, речь в Сирии сейчас идет о жизни и смерти. Если моджахеды не объединятся, их ждет поражение от западных и российских крестоносцев». В поддержке «Джебхат ан-нусры» с лидером «Аль-Каиды» солидаризировался не кто иной, как сын Усамы бен Ладена, 23-летний Хамза бен Ладен. По его мнению, «Исламская умма должна сфокусироваться на джихаде в Сирии и сплотить свои ряды, оставив временные разногласия».

Между тем, «Джебхат ан-нусра», будучи подразделением «Аль-Каиды», активно сотрудничает с фракциями вооруженной оппозиции, признанными «умеренными» в рамках коалиции «Джейш аль-фатх». Американский исследователь Сэм Хеллер из Джорджтаунского университета считает «Ахрар аш-Шам» такой же салафитско-джихадистской группировкой. Бывший лидер этой группировки Хасан Аббуд так описывал в 2015 году свои разногласия с «Исламским государством»: «Демократия  — это меч, который Запад занес над народами. Это способ контролировать народ посредством нескольких людей. Согласно шариату существует несколько способов выбора правителя. В монархиях преемственность осуществляется путем наследования. В других шариатских обществах правитель выбирается наиболее достойными и мудрыми людьми после консультаций с народом. Тот и другой способы легитимны. Мы признаем, что в идеале должен существовать халиф и его рабы. Наши разногласия с «Исламским государством» относятся не к сути, а к форме. Провозглашение халифата было преждевременным и не сопровождалось выполнением всех законных процедур». Лидер «Ахрар аш-Шам» также осудил огульный такфиризм ИГ. По его мнению, такфир (объявление мусульманина неверным) можно применять только к шиитам и алавитам. Но не к суннитам, даже если те не придерживаются салафитских взглядов. Самым главным в актуальный период бывший лидер «Ахрар аш-Шам» считает противодействие шиитской угрозе. Он считает, что «над исламской умой занесен шиитский серп. Этот персидский сефевидский серп является главным препятствием для восстановления ее славы». Под серпом очевидно подразумевается «шиитский полумесяц» — коалиция Ирана с Сирией и ливанской «Хизбаллой». Примечательна характеристика «сефевидский» по отношению к Ирану. Шиитский ислам стал официальной религией Ирана при Сефевидах (1506-1721 годы), и салафиты часто используют этот эпитет по отношению к ИРИ.       Правда, будучи включенными в состав сирийской делегации по переговорам с правительством Башара Асада на конференции в Эр-Рияде в декабре 2015 года, лидеры этой группировки решили несколько перекраситься. В апреле с.г. новый лидер «Ахрар аш-Шам» Хашем аш-Шайх в интервью телеканалу «Аль-Джазира» выступил за создание в Сирии после свержения Башара Асада правительства на выборной основе и на принципах шариатской конституции, которое будет защищать права религиозных меньшинств.

«План Б», озвученный госсекретарем США Джоном Керри, и предусматривающий вооружение «умеренной оппозиции», включает помощь и таким группировкам как «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-ислам». На переговорах США с лидерами «Ахрар аш-Шам» настаивает бывший американский  посол  в Сирии Роберт Форд. В противном случае, как он считает,  в Вашингтоне могут не успеть в отстаивании своих интересов в этой стране. Настораживающим моментом является недавняя поставка США в Турцию артиллерийских ракетных систем большой мобильности. Эти системы способны посылать ракеты на 90 километров вглубь сирийской территории. Таким образом, Анкара получает возможность поддерживать своих союзников из числа джихадистов. 10 мая в интервью корреспонденту CNN Кристиану Аманпуру госсекретарь США Джон Керри выступил с явным предостережением России, грозя ей большими неприятностями в случае дальнейшей поддержки наступления сирийской правительственной армии в Алеппо. Он отметил, что «Москва рискует погрузиться в кошмар в Сирии, став мишенью для всего суннитского мира. Каждый джихадист будет идти в Сирию, чтобы сразиться с русскими».

Все эти данные говорят о том, что перспективы джихадистов в сирийской гражданской войне вовсе не так ничтожны, как это представляют некоторые аналитики. Кроме того, существуют влиятельные международные силы, готовые использовать их в качестве инструмента для достижения своих целей.

52.3MB | MySQL:106 | 0,734sec