О внешнеполитической активности Судана

На фоне относительного улучшения внутренней экономической ситуации за счет саудовской финансовой помощи и окончания (по крайней мере, формально подписанного сторонами конфликта) гражданской войны в Южном Судане, Хартум начал очередной раунд попыток выхода из-под экономических санкций со стороны США. Главным действующим лицом в этой связи стал министр иностранных дел Судана И.Гандур. Свою стратегию на этом направлении министр охарактеризовал следующим образом: «Мы никогда не прекращали диалог с Вашингтоном, и мы будем стучаться в дверь до тех пор, пока ее не откроют». Расстроим министра иностранных дел Судана, стучать в американскую дверь ему предстоит с разной степенью интенсивности еще долго. По крайней мере, уж точно, пока Б.Обама еще президентствует. Министр также посетовал на «несправедливое отношение Вашингтона к Хартуму». Судан, по ео мнению, сделал фактически все для установления мира в Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле. В реальности же ситуация там действительно основательно «подморозилась», закончилась горячая фаза конфликта. Но заслуги Хартума в данном случае мало. В общем-то, суданские войска долгое время демонстрировали хроническую неспособность одерживать какие-либо победы на поле боя, и ситуацию в благоприятном для них режиме сумела выправить только гражданская война в Южном Судане. Джубе в данном случае стало совсем не до повстанцев в Южном Кордофане и Голубом Ниле. Как, собственно, и Уганде, которая и была основным внешним спонсором через южносуданские возможности этого «народного восстания». Сам Судан также воевать был не в состоянии, поскольку сильно поиздержался и оплачивать эту военную авантюру мог только частично, и то в рамках снабжения оружием и боеприпасами в основном лояльных себе не очень крупных групп в Южном Судане. Сейчас И.Гандур выразил очень осторожный оптимизм по поводу того, что «отношения между Суданом и США скоро ожидает некий прорыв». Откуда такой оптимизм, даже осторожный, пока непонятно. Хартум тем временем снова использовал для зондирования ситуации старый испытанный способ. Он в очередной раз начал обсуждать гипотетическую возможность поездки суданского президента маара аль-Башира на Генеральную Ассамблею ООН в Нью-Йорк в сентябре с.г. И получил вежливый ответ через Госдепартамент США, что в этом случае «США будут вынуждены как-то отреагировать». Не думаем, что О.аль-Башира арестуют прямо в аэропорту, это было бы созданием крайне опасного прецедента. И дало бы той же России серьезные козыри в рамках информационной войны. По этой причине, делегации Судана просто не дадут визы, в случае если суданский президент все-таки решит рискнуть.

На самом деле санкции в отношении Судана были введены США еще в 1997 году за поддержку Хартумом терроризма. Если еще проще — за непонятные и труднообъяснимые с точки зрения политической целесообразности отношения с основателем «Аль-Каиды» (запрещена в России) Усамой бен Ладеном, который на полном серьезе планировал разместить в Судане заводы по производству химического оружия. Уже нет и самого У. бен Ладена, ни его заводов, ни главного инициатора таких опасных заигрываний Хасана ат-Тураби, а санкции остаются. Ровно по одной причине — они позволяют держать Хартум в подвешенном состоянии. Обмен разведданными между ЦРУ США и Национальной службой разведки и информации (НСРИ) Судана по вопросам исламистского террора налажен и функционирует. Самая большая станция радиоэлектронной разведки в регионе на базе американского посольства в Хартуме работает. Большого интереса со стороны американских компаний к экономическим проектам в Судане нет, так как у Судана просто нет финансовых средств на оплату контрактов, а продавать какие-либо концессии иностранцам суданцы не хотят. Ну и зачем американцам снимать в этом случае санкции? О.аль-Баширу они не верят и хотят отдать его под Международный уголовный суд (МУС). И до решения этой задачи американцы никакие санкции снимать не будут. Суданский президент также не верит в добрую волю США. Тем более, что Вашингтон уже один раз обманул Хартум, обещая снять санкции в случае беспроблемного предоставления независимости Южному Судану.

Помимо безуспешных попыток достучаться в «американскую дверь», Хартум будет предпринимать определенные усилия в своей внешнеполитической деятельности и на более перспективных участках. В частности, по словам И.Гандура, налажен достаточно хороший уровень отношений с Эфиопией и Эритреей. Положительная динамика в этом направлении отмечена и в отношениях с Чадом и ЦАР. В Ливии Хартум однозначно определил свою позицию в качестве официального признания правительства национального единства Ф.Сараджа. И.Гандур также отметил, что «Судан ни при каких условиях не закроет свое посольство в Триполи». При этом, однако, отметим, что Палата представителей в Тобруке уже не раз и не два обвиняет Хартум в том, что он предоставляет свою территорию для поставок катарского оружия ливийским исламистам. Эта тема становилась не раз предметом обсуждения с египетским руководитством, но, судя по всему, такие поставки продолжаются. И это вызывает определенные напряжения в отношениях между Каиром и Хартумом. По крайней мере, в своем выступлении И.Гандур однозначно дал понять, что спорная территория Халаиб является «суданской территорией». Это принципиально, поскольку ранее суданские власти избегали комментариев на эту тему. Некоторые эксперты в этой связи даже говорили о том, что Судан готов выгодно продать этот спорный участок АРЕ.

Каких-либо других значимых тем в активности внешнеполитической деятельности министр иностранных дел не дал. Отношения с Европой Хартум бы хотел развивать, но Брюссель делать этого не будет без отмашки из Вашингтона. В Латинской Америке суданцы в первую очередь планируют сотрудничать с Венесуэлой, Бразилией и Аргентиной. Важная и отдельная тема — это отношения с Китаем, который, судя по всему, возвращается в Судан. Не столько уже как потребитель нефти, сколько как строитель АЭС. Непонятно только одно, как отнесется к этому МАГАТЭ. Но идея сделать Судан своим форпостом в Африке через превращения ее в страну-экспортера электроэнергии на весь регион — в общем-то стратегическая задача Пекина. Это будет означать, что кКитай будет через ЛЭП контролировать в той или иной мере практически все промышленное производство в зоне Африканского Рога. Но, по нашей оценке, это пока более договор о намерениях, а не реальный проект. Тем более, что на подходе реализация проекта Большой Плотины на Голубом Ниле в Эфиопии, в который активно входят сейчас итальянские и французские компании.

62.81MB | MySQL:102 | 0,620sec