Что стоит за встречей госсекретаря США с главой МВД КСА

Встреча государственного секретаря США Джона Керри с наследным принцем и министром внутренних дел Саудовской Аравии Мухаммедом бен Наефом в Джидде 15 мая с.г. была полностью посвящена борьбе против джихадистских организаций в регионе. В центре дискуссии было опасение руководства МВД КСА в отношении перспективы резкого обострения ситуации с безопасностью в королевстве в связи с возможностью возвращения на родину саудовских подданных, которые сейчас воюют на стороне «Джебгат ан-нусры» и «Ахрар аш—Шам» в Сирии. Кстати, делать какое-то различие между двумя этими группировками мы бы не стали. В общем-то, их различие заключается в основном в степени «засвеченности» своих отношений с основными внешними спонсорами. К ним, безусловно, необходимо отнести в первую очередь Саудовскую Аравию и Турцию. «Ахрар аш-Шам» такие отношения совсем не скрывает, ее руководство постоянно приезжает на турецкую территорию для получения инструкций от сотрудников спецслужбы МИТ, получает от Анкары материально-техническую поддержку. Нежелание Вашингтона признавать эту группировку террористической, в принципе, понятно и логично. Во-первых, это является неким условием соглашения между Вашингтоном и Анкарой по вопросу разделения сфер влияния. Турция, с неудовольствием, делает вид, что согласилась с использованием курдских формирований из «Сил демократической Сирии» (СДС) для взятия Ракки. Вашингтон в свою очередь обеспечивает «дипломатический зонтик» для непризнания «Ахрар аш-Шам» террористической организацией. России в этой связи надо заканчивать играть «в поддавки» и просто в одностороннем порядке включить эту группировку в состав своих потенциальных целей в Сирии. Российские военные не раз говорили, что различить, кто есть кто в этом «калейдоскопе» террористических групп сложно. Ну и, значит, винить будет некого. Вообще в этом случае должен быть поставлен во главу угла только один принцип — присоединилась ли та или иная группа к перемирию и женевскому формату или нет. Ждать доброй воли от американцев в рамках разграничения «плохих от хороших» не стоит, потому что этого никогда не будет. Мы с самого начала считали, что вопрос разграничения оппозиционного движения в Сирии является основным средством сдерживания прогресса на переговорах. В Вашингтоне и так кусают себе локти от того, что в свое время занесли «Джебхат ан-нусру» (запрещена в России) в «черный список»Госдепартамента США. После же первых ударов по «Ахрар аш-Шам» риторика американцев, и самой этой группировки резко поменяется, будьте уверены. Им необходимо сохранить эту структуру как возможно будущий стрежень создания своей подконтрольной вооруженной силы, которая могла бы уверенно чувствовать себя во всей Сирии. Курды в данном случае объективно лимитированы территорией своего традиционного проживания вдоль сирийско-турецкой границы.

Возвращаясь к теме «антитерористических переговоров» между Джоном Керри и Мухаммедом бен Найефом, заметим, что на них была констатирована очень принципиальная вещь. Как мы и предполагали, нет в настоящее время никакой структурированной и организованной подпольной сети «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) на саудовской территории. То есть, нет никакого руководимого подполья из Сирии и Ирака, состоящего из специально засланных и подготовленных эмиссаров. По признанию самого министра внутренних дел королевства, который, видимо, лучше остальных знает, как обстоит дело, в реальности, на территории КСА действуют разрозненные, самоорганизованные группки или одиночки. Наслушавшись и насмотревшись в интернете пропаганды ИГ, они решили, что путь такого кардинального возвращения к истокам и есть долгожданная альтернатива для Саудовской Аравии. Плюс, конечно, борьба с шиитской экспансией, которая провозглашается ИГ в качестве своей первоочередной задачи. И мы уже сообщали, почему. Именно по той причине, что шииты являются основными экономическими и политическими конкурентами суннитов в тех же Ираке и Сирии. Все это накладывается и на естественный саудовский фон постоянной промывки мозгов на всех уровнях в отношении шиитской опасности. В прошлом году саудовским спецслужбам, а основная тяжесть противодействия этим энтузиастам лежит на плечах Главного следственного управления КСА, удалось раскрыть или предотвратить 30 эпизодов, связанных с террористическими атаками. Налажено взаимодействие и с Управлением общей разведки (УОР ) КСА, которую возглавляет доверенный человек Мухаммеда бен Наефа — Халед бен Али аль-Хамайдан. На УОР возложена задача отслеживать возвращающихся из «горячих точек» саудовских подданных. Важным шагом к локализации террористических инцидентов можно считать принципиальное и болезненное решение, которое явилось консолидированной позицией двух наследных принцев Мухаммеда бен Сальмана и Мухаммеда бен Наефа. Мы имеем в виду апрельское решение об отзыве у религиозной полиции «Мутавва» права осуществлять судебные и следственные процедуры, а также проводить оперативные мероприятия. Причина крайне прозаична и не лежит в области излишней приверженности двух принцев «светскому образу жизни». «Мутавва», как и следовало ожидать, оказалась на поверку сильно засорена сторонниками крайних джихадистских течений, в том числе и ИГ. Некоторые теракты в отношении шиитских целей в КСА стали возможны исключительно благодаря содействию (скрытому или явному) сотрудников этого ведомства.

Но самое главное заключается в том, что УОР КСА давно и продуктивно работает и с «Джебхат ан-нусрой», и с ИГ. С последним, в отличие от первой — больше партнерские отношения. Первая просто управляется из Эр-Рияда. Так вот отношения между ИГ и УОР КСА стали, в общем-то, понятны после ареста пакистанскими спецслужбами 25 января с.г. Юсефа ас-Салафи, который позиционирует себя как главного представителя ИГ в Пакистане. Он достаточно подробно рассказал о том, что являлся связующим звеном между УОР КСА и джихадистскими белуджскими группировками в Пакистане. Прежде всего, конечно, с организацией «Джундулла», которая на саудовские деньги организовывала вместе с ИГ совместные операции против Ирана с территории пакистанского Белуджистана.

52.19MB | MySQL:103 | 0,485sec