Зарождение и развитие белорусско-иранского диалога в экономической сфере. Часть 2

Постепенно складывается договорно-правовая база белорусско-иранских отношений. К настоящему времени между  двумя странами  подписано порядка 40 международных договоров и международно-правовых документов. В их ряду можно выделить пакет базовых экономических соглашений (торговое соглашение, соглашение о содействии осуществлению и защите инвестиций и соглашение об избежании двойного налогообложения.  Основная часть документов сотрудничества, как и принято в мировой практике, подписывается во время визитов на высшем уровне.  Так, в 2004 г. во время визита в Беларусь президента Ирана С.М.Хатами, были  подписаны Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран, ряд межправительственных соглашений  о сотрудничестве в таможенных делах, о взаимодействии в сфере безопасности и о сотрудничестве в области культуры, искусства, спорта, туризма, а также межведомственные соглашения о сотрудничестве в области чрезвычайных ситуаций и сельского хозяйства. Во время визита в Тегеран президента Беларуси А.Лукашенко было подписано Соглашение по расширению двустороннего сотрудничества, «подтверждающее поддержку Республикой Беларусь  ядерных усилий Ирана.

 Из других сфер отметим соглашения в области ветеринарии, воздушного сообщения. Специальными соглашениями определены условия безвизовых поездок по дипломатическим и служебным паспортам, регламентированы вопросы взаимодействия в области образования, культуры, науки и технологий, спорта и туризма. Начато сотрудничество и на региональном уровне. Так, подписаны соглашения о сотрудничестве между столицами — Минском и Тегераном, Гомельской областью и провинцией Мазандаран, Могилевской и Минской областями и провинцией Восточный Азербайджан. Все документы проходят необходимые процедуры, в том числе – ратификацию национальными законодательными органами.

    Если говорить о периодизации белорусско-иранских отношений, то можно констатировать, что в 1990-е гг. происходит их зарождение  и становление, в 2000 –е гг. они динамично развиваются и достигают пика, а затем, вплоть до нынешнего года, начинается и продолжается спад, до сих пор не перешедший в новую активную фазу, несмотря на обилие заявлений о готовности сторон  к интенсификации отношений. Каждый из этих периодов разительно отличается друг от друга, и не может быть охарактеризован в рамках последовательного развития отношений, ибо на белорусско-иранское сотрудничество, в большей мере, чем на другие версии отношений ИРИ с внешним миром, накладывались политические факторы и личные отношения между двумя такими авторитарными лидерами как президент РБ А.Лукашенко и президент ИРИ М.Ахмадинежад. Надо отметить, что пик сотрудничества между двумя странами связан именно с именем это иранского президента. Его предшественники – А.А.Хашеми-Рафсанджани и С.М.Хатами, заложившие основы диалога, а также сменивший М.Ахмадинежада Х.Роухани сделали, по крайней мере, в практическом плане, несравненно меньше. Были, между тем, и внешние факторы, привлекшие внимание аналитиков.  Так, в осложнившейся международной ситуации, в условиях присоединения ЕС к санкциям и «другим ограничительным мерам США», совпавшим с сокращением объемов ирано-росийского сотрудничества, Иран был вынужден интенсифицировать белорусский вектор. Как пишет С.Богдан, радио «Свобода», комментируя визит М.Ахмадинежада в Беларусь в 2006 году, охарактеризовало  его как часть «дипломатического наступления»: мол, в условиях повышения давления  на Иран со стороны США и Евросоюза «Тегеран предпринял крупномасштабное и амбициозное дипломатическое наступление».

Реализуя параллельно диалог с Ираном и Израилем, Беларусь пыталась избежать его излишней политизации. «Такое лавирование много лет успешно реализовывалось, пока тема Ирана не стала чрезмерно  острой и горячей. Это имело своим следствием  жесткую реакцию на действия белорусов на иранском направлении.  Когда начали вводиться санкции за сотрудничество с Ираном, вылившиеся в реальные санкции, которые блокировали деятельность некоторых белорусских предприятий, возникли вопросы: а нужно ли все это?». Именно это и стало причиной стагнации в двусторонних отношениях, резко замедлившей динамику белорусско-иранского диалога. Однако, как отмечается на официальном  сайте Посольства Беларуси в Тегеране, товарооборот между двумя странами развивается, в целом, по нарастанию.  Если до установления дипломатических отношений объемы взаимной торговли составляли менее 100 тыс.долларов, то в последние годы товарооборот превышает 100 млн. долларов. Как видим, за прошедшие более чем двадцать лет реализации   белорусско-иранского торгово-экономического  диалога товарооборот вырос многократно, хотя стороны постоянно заявляют о том, что имеются неиспользованные резервы, и нынешние объемы товарооборота могут быть увеличены. При этом с начала 2000-х гг. обе стороны  заявляли о необходимости выйти на рубеж 100 миллионов долларов взаимного товарооборота.  2010 г., когда товарооборот вырос по сравнению с предшествующим годом сразу  на более чем 46%,  стал для торгово-экономического диалога двух стран рубежом достижения и превышения желанной отметки в 100 миллионов долларов.  Наконец, в  2014 г. объем белорусско-иранского товарооборота достиг отметки в 130 млн долларов.

Что касается деталей торгово-экономического сотрудничества, они таковы: основными статьями белорусского экспорта в Иран являются грузовые автомобили, акриловые волокна и жгут, металлопродукция, шины, газетная бумага, подшипники. В свою очередь, Иран экспортирует в Беларусь фрукты и сухофрукты, орехи, медицинские приборы и устройства, лекарственные средства. Заметное место в сотрудничестве двух стран занимает инвестиционная сфера. По мнению экспертов,  инвестиционная политика Ирана и Беларуси может быть охарактеризована как активная, направленная на качественные перемены в экономической жизни стран,  создание оптимального инвестиционного климата,  причем в условиях  сложившейся в мире жесткой конкуренции. Для Беларуси важность инвестирования связана с тем, что  для обеспечения расширенного воспроизводства необходимо увеличить объем капиталовложений до 2020 г. не менее чем в 5,5 раз, но за счет собственных источников этого добиться невозможно, вот почему РБ испытывает  острую потребность в иностранных инвестициях.  Инвестиционные проекты включают в себя  создание  гостиничных, деловых и жилых комплексов, модернизацию инфраструктуры. В настоящее время при инвестиционном сотрудничестве с рядом частных иранских компаний реализуются такие объекты как возведение жилищных и гостиничных комплексов в Минске, создание транспортно-логистического комплекса  «Прилесье», создание многоотраслевого комплекса «Червенский»,  торгово-административного комплекса «Кейсон. Выступая в Иране на встрече с бизнесменами провинции Зенджан, посол Беларуси В.Рыбак отметил постепенный рост  объемов инвестиций иранских компаний в белорусскую экономику. По его данным, в 2013 г. сумма иранских инвестиций составила  1 млн 200 тысяч. Однако лишь за январь-сентябрь 2014 г. в экономику Беларуси поступили инвестиции общим объемом в 14,8 млн долларов.  По данным на 2014 г. общая сумма одобренных инвестиционных  проектов Ирана в Беларуси за годы реализации двустороннего диалога составила примерно 1,5 млрд долларов . В Беларуси работают  над тем, чтобы максимально интенсифицировать приток инвестиций. Так, 5 декабря 2013 г. Торгово-промышленная Палата РБ  объявила об открытии в Минске  Международной конференции по вопросам экономического потенциала и инвестиционных возможностей. На конференции прошла презентация возможных инвестиционных проектов в таких сферах как сельское хозяйство, туризм, энергетика, технологии связи, строительство, различные сферы промышленного производства, которые могут быть реализованы иностранными партнерами. Как сообщило иранское информагентство ИСНА, в Беларуси  надеются, что в результате ознакомления с местным инвестиционным потенциалом в страну пойдут капиталовложения. «В качестве преференций потенциальным инвесторам предлагаются  бесплатная земля, таможенные и налоговые послабления, банковские льготы. В результате такой политики в течение последних лет  десятки иностранных компаний инвестировали в такие сферы белорусской экономики как строительство и инфраструктурные проекты. Иран в этом плане представляет для Беларуси эффективный пример: лишь в 2012 г., в разгар действия санкционных мер Запада, в его экономику поступило порядка   5 млрд долларов иностранных инвестиций.

52.31MB | MySQL:103 | 1,633sec