На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. В Сирии, Ираке, Ливии и Афганистане продолжается вооруженное противостояние сторонников правительства с силами антирежимных и террористических группировок. Сложной остается обстановка в Йемене, юго-восточных провинциях Турции и на Синайском полуострове в Египте.
В Сирии правительственные войска вели бои с вооруженными формированиями террористических группировок «Исламское государство» (ИГ), «Джебхат ан-нусра» (обе организации запрещены в России) и некоторых других. На северо-востоке страны армия продолжала наступление в направлении города и авиабазы Табка. Продвижение войск сдерживается регулярными контратаками боевиков ИГ. Бои велись также в районе Дамаска и Дейр-эз-Зора, в провинциях Хомс, Хама, Латакия, Идлиб и Эль-Кунейтра. По инициативе России с 16 июня был введен «режим тишины» в Алеппо, однако формирования вооруженной оппозиции, входящие в коалицию «Джейш аль-фатх» его нарушили. Преимущественно курдские «Силы демократической Сирии» (СДС) продолжали наступление в направлении города Манбидж на севере провинции Алеппо, отбив у отрядов ИГ несколько деревень.
По поручению президента России В. Путина 18 июня Сирию посетил министр обороны РФ генерал армии С. Шойгу. Он проинспектировал организацию несения российскими военнослужащими боевой службы на авиабазе «Хмеймим», условия их размещения и обеспечения различными видами довольствия, а затем обсудил с президентом САР Б. Асадом «вопросы военного сотрудничества и взаимодействие в борьбе с террористами в Сирии».
18 июня военные РФ и США провели видеоконференцию по вопросам предотвращения инцидентов и обеспечению безопасности полетов авиации в Сирии. Американцы сообщили «о якобы имевшем место преднамеренном нанесении удара ВКС России по отрядам «сирийской оппозиции» 16 июня на юге Сирии вопреки просьбам США». Представители МО РФ «аргументировано разъяснили, что объект, подвергшийся бомбардировке, находился в более чем 300 км за пределами территорий, заявленных американской стороной как районы, в которых действует оппозиция, присоединившаяся к режиму прекращения боевых действий». В итоге стороны пришли к соглашению о необходимости улучшить координацию действий в Сирии.
На минувшей неделе появилась информация о том, что главарь «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади мог быть убит результате авиаудара возглавляемой США антитеррористической коалиции на территории Сирии.
Президент России В. Путин заявил 18 июня, что решение проблемы Сирии заключается не в контроле действующими властями всей территории страны, а в создании атмосферы доверия между различными группами сирийского общества, а в основе нынешнего конфликта лежат противоречия внутри самого сирийского общества, «и президент Асад это прекрасно понимает». В. Путин особо подчеркнул, что, «возможный развал Сирии был бы самым плохим вариантом развития событий».
15 июня с резкими высказываниями по Сирии выступил госсекретарь США Дж. Керри. В частности, он заявил: «Совершенно необходимо реальное прекращение боевых действий. Мы знаем это и не испытываем никаких иллюзий. России необходимо понять, что наше терпение не бесконечно и, в действительности, уже очень ограничено. Это касается вопроса о том, будет Асад привлечен к ответственности или нет. Вместе с тем, мы готовимся привлечь к ответственности представителей оппозиции, действия которых также приводили к продолжению насилия и срыву режима прекращения огня». «США не будут мириться с нарушениями соглашения о прекращении боевых действий в Сирии и в ближайшее время намерены добиться существенного уточнения многих положений этого документа». В ответ в МИД РФ призвали Вашингтон «быть терпеливее в сирийском вопросе», отметив, что сирийскую оппозицию не удается усадить за стол переговоров по вине США, которые не могут или не желают оказать нажим на своих союзников в регионе.
Глава Пентагона Э. Картер заявил 15 июня о необходимости принять все меры для перекрытия турецко-сирийской границы, что позволит «пресечь подпитку ИГ».
Сотрудники американского Госдепартамента направили президенту США Б. Обаме письмо, в котором рекомендовали ему провести военную операцию против правительственных сил в Сирии и добиваться государственного переворота в этой стране. Соединенные Штаты не меняли свою нынешнюю политику в отношении Сирии и не принимали решение приступить к нанесению ударов по силам правительства в Дамаске, сообщил 17 июня глава пресс-службы Госдепартамента Дж. Кирби. В Белом доме также заявили, что президент Б. Обама по-прежнему считает, что для кризиса в Сирии не существует военного решения.
США работают с Россией в области борьбы с терроризмом на сирийском направлении, сообщил 16 июня директор ЦРУ Дж. Бреннан.
Саудовская Аравия выступает в поддержку более агрессивного подхода к сирийскому кризису, в том числе за установление бесполетной зоны в Сирии и передачу сирийской оппозиции ракет класса «земля-воздух» для борьбы с авиацией правительственных сил, заявил 17 июня глава МИД КСА А. аль-Джубейр.
На минувшей неделе Вашингтон с визитом посетил наследник наследного принца Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман. В американской столице он провел переговоры с госсекретарем Дж. Керрри, обсудив вопросы двусторонних отношений, «широкой спектр региональных проблем, включая Йемен, Сирию, Ливию и противодействие терроризму» и «произошедшую в выходные дни стрельбу в Орландо». Кроме того, Керри и Мухаммед бен Сальман обменялись мнениями, по разработанному Эр-Риядом плану диверсификации экономики КСА и увеличения доходов от секторов, не связанных с добычей нефти. Саудовский политик провел встречи с лидерами фракций Демократической и Республиканской партий в Сенате и Палате представителей Конгресса США. В ходе встреч с директором ЦРУ Дж. Бреннаном и главой Национальной разведки США Дж. Клэппером принц Мухаммед бен Сальман обсуждал вопросы противодействия террористам из «Исламского государства». Он также встречался с руководителями крупных американских компаний и представителями финансовых кругов. Он пригласил американских бизнесменом принять участие в экономических реформах, которые будут проводиться в КСА.
17 июня принц Мухаммед бен Сальман был принят президентом США Б. Обамой. По итогам встречи было объявлено, что стороны договорились оказывать поддержку Правительству национального согласия Ливии, обсудили важную роль, которую КСА «может играть в борьбе с экстремистской идеологией», «подтвердили необходимость поддерживать режим прекращения военных действий и переход власти от Асада» в Сирии. Обама «приветствовал приверженность Саудовской Аравии политическому урегулированию конфликта в Йемене», поддержку ССАГПЗ в деле оказания гуманитарной помощи йеменскому населению и восстановлении этой страны. Кроме того, обсуждались шаги по оказанию поддержки Ираку в решении гуманитарных вопросов и стабилизации ситуации в стране. Обама и мухамед бен Сальман «договорились изучить все возможности, которые могли бы привести к снижению напряженности» в отношениях с Ираном, которого они обвинили в «дестабилизирующей деятельности».
Премьер-министр Ирака Х. аль-Абади 17 июня объявил, что власти страны восстановили контроль над городом Эль-Фаллуджей в провинции Анбар в 50 км к западу от Багдада, «хотя небольшие очаги сопротивления со стороны террористов сохраняются» как в самом городе, так и в прилегающих к нему районах.
Турция не намерена вносить изменения в закон о борьбе с терроризмом, даже если это негативно повлияет на либерализацию визового режима с Евросоюзом, заявил 14 июня глава турецкого правительства Б. Йылдырым. По словам премьера, в настоящее время из 72 условий, необходимых для введения безвизового режима, остается невыполненным только критерий, касающийся смягчения антитеррористического законодательства Турции.
Глава Пентагона Э. Картер подтвердил министру обороны Турции Ф. Ышику, что США «твердо привержены безопасности Турции перед лицом российской агрессии и ряда террористических угроз». Встреча глав военных ведомств двух стран прошла в Брюсселе на полях министерского заседания НАТО. На встрече также обсуждалась проблема миграции и укрепление турецких границ.
Суд Бахрейна 14 июня вынес постановление о прекращении деятельности крупнейшей оппозиционной силы в стране – движения «Аль-Вифак аль-Ватаний». Постановление предусматривает закрытие штаб-квартиры «Аль-Вифак», арест всех его банковских счетов и прекращение деятельности движения. При этом указывается, что «Аль-Вифак» «ставил и продолжает ставить своей целью нарушение законов и основ общества, которые зиждутся на мирном сосуществовании, толерантности и взаимоуважении. Также организация создает почву для распространения терроризма, экстремизма и насилия и призывает к иностранному вмешательству во внутренние дела страны». «Аль-Вифак» является наиболее влиятельной организацией оппозиции в королевстве, которая выражает интересы шиитов, составляющих большинство населения страны. В конце мая бахрейнский суд приговорил лидера «Аль-Вифак» шейха А. Сальмана к тюремному заключению сроком на девять лет за «разжигание ненависти к режиму и призыв к военному перевороту».
15 июня глава МИД Ирана М. Д. Зариф и госсекретарь США Дж. Керри обсудили в Осло реализацию соглашения по ядерной программе ИРИ, ситуацию в Сирии и пропавших без вести или задержанных в Иране американцев. По итогам встречи Керри заявил, что правительство США выполнило все взятые на себя обязательства перед Ираном в соответствии с ядерным соглашением, однако может оказать дополнительное влияние на финансовые институты страны с тем, чтобы те не откладывали возобновление сотрудничества с ИРИ. По словам госсекретаря, «Иран, безусловно, должен получить все то, что было ему обещано за выполнение Совместного всеобъемлющего плана действий», а «если этого не делать, то под угрозой окажется само соглашение». Керри сообщил, что правительство США дает американским и европейским банкам необходимые разъяснения, касающиеся размораживания и открытия счетов, правил ведения бизнеса и финансирования проектов в Иране, добавив, что влияние государства на частные институты ограничено, и власти США неоднократно доводили этот факт до сведения Тегерана.
Совет безопасности ООН 14 июня единогласно одобрил резолюцию, позволяющую обыскивать суда у берегов Ливии для контроля за соблюдением эмбарго на поставки оружия в эту страну. Задача проведения данной операции возложена на ВМС европейских государств. Эмбарго на поставки оружия в Ливию было введено в 2011 г. Недавно сформированное при поддержке ООН Правительство национального согласия Ливии обратилось к международному сообществу с просьбой разрешить ему закупки оружия при сохранении эмбарго в отношении других участников конфликта в стране.
Президент Судана О. аль-Башир издал указ о прекращении огня, начиная с 18 июня, в двух прилегающих к территории Южного Судана штатах — Голубой Нил и Южный Кордофан — сроком на четыре месяца. «Данный жест со стороны правительства имеет своей целью показать группам повстанцев, что им дается шанс принять участие в мирном процессе и сдать оружие».
Суд в Египте 18 июня приговорил бывшего президента страны М. Мурси к пожизненному тюремному заключению по обвинению о передаче государственных секретов Катару. По этому же делу были осуждены еще 11 человек, и шестерым из них вынесли смертные приговоры. Ранее суд вынес М. Мурси смертный приговор по делу о массовом побеге заключенных из тюрьмы в 2011 г. во время антиправительственных выступлений, повлекших свержение режима Х. Мубарака, а также по делу о заговоре с целью дестабилизации Египта. До этого Мурси был приговорен к лишению свободы на 20 лет за насилие против демонстрантов во время его пребывания на посту президента.
Приложение
О военно-техническом сотрудничестве Франции
со странами Северной Африки
На протяжении нескольких последних десятилетий Франция является одним из ведущих партнеров многих арабских государств в сфере военного и военно-технического сотрудничества. Это в полной мере относится и к арабским странам Северной Африки. К основным формам ВТС следует отнести:
— поставки различных видов вооружения и военной техники с последующим гарантированным обеспечением их технического обслуживания и ремонта, модернизация поставленной техники;
— подготовка национальных военных кадров различного уровня и профиля как во французских военно-учебных заведениях, так и непосредственно в арабских странах;
— проведение совместных учений с ВС арабских государств (двусторонних или многосторонних, с участием других стран НАТО);
— оказание содействия в разработке собственных видов вооружения, кооперация в производстве вооружений, оказание помощи в развитии национальной военной промышленности;
— регулярный обмен военными делегациями с целью ознакомления с военной деятельностью друг друга, обмена опытом и т. п.
В рамках военного сотрудничества в последние годы все большее внимание уделяется вопросам совместной борьбы с террористической угрозой.
Военное и военно-техническое сотрудничество Франции с рядом арабских государств оформлено в виде соответствующих соглашений, протоколов и др. Президент Франции, другие высшие должностные лица страны во время встреч и переговоров с арабскими руководителями постоянно в числе наиболее важных затрагивают вопросы военного сотрудничества.
Основными конкурентами Франции на североафриканском рынке вооружений являются такие страны как Россия, США, Китай, Италия, Германия и Великобритания.
Военное сотрудничество с Египтом началось в середине 1970-х гг. В настоящее время в ВС АРЕ имеется большое количество французской техники, особенно авиационной. Франция оказывает Египту содействие в подготовке военных кадров.
В начале нынешнего столетия объем французских военных поставок в АРЕ заметно сократился, однако, с 2014 г. при новых египетских властях военно-техническое сотрудничество между двумя странами переживает «второе рождение». В июне 2014 г. французская компания DCSN подписала контракт на сумму 1 млрд евро (без стоимости систем оружия) на поставку ВМС АРЕ четырех корветов типа Gowind с опционом на еще два корабля. Один корвет будет построен во Франции, а три – в египетской Александрии. Передача первого корабля запланирована на 2017 г. В феврале 2016 г. Каир и Париж подписали три контракта на поставку АРЕ 24 новейших французских истребителей «Рафаль», фрегата УРО типа FREMM и ракетного оружия к ним на общую сумму 5,625 млрд евро. Французская сторона также поставит все необходимое вспомогательное оборудование и подготовит египетские кадры. При этом Франция предоставила Египту кредит на 3,3 млрд евро (60% стоимости контрактов), остальные деньги выплатит Каир. В настоящее время ведутся переговоры о приобретении Египтом еще 12 «Рафалей».
В октябре 2015 г. АРЕ подписала с Францией соглашение о покупке двух десантных вертолетноносцев типа «Мистраль», которые Париж отказался поставлять Москве из-за конфликта на Украине. Стоимость контракта оценивается в 95 млн евро, причем основную часть этой суммы Египту предоставит Саудовская Аравия. 2 июня 2016г. первый корабль – «Гамаль Абдель Насер» — был передан ВМС АРЕ. Второй вертолетоносец – «Анвар Садат» — будет передан в сентябре с. г.
В апреле 2016 г. подписан контракт на создание для Египта военных телекоммуникационных спутников.
Продолжается практика проведения совместных учений ВС двух стран. Так, в марте 2016 г. в Средиземном море у берегов Египта прошли крупные совместные учения ВМС АРЕ и Франции «Рамзес-2016». Характерно, что с египетской стороны в них участвовали недавно закупленные во Франции фрегат УРО типа FREMM «Тахия Миср» и истребители «Рафаль» (к настоящему времени получено 6 машин). С французской стороны в учениях приняла участие авианосная многоцелевая группа в составе авианосца «Шарль де Голь», атомной подводной лодки, четырех фрегатов УРО и судна снабжения.
Давние традиции имеет военное партнерство Франции и Марокко. В Рабате Францию рассматривают в качестве одного из гарантов безопасности и стабильности королевства. С Парижем заключено несколько соглашений о сотрудничестве в военной области. Периодически проводятся совместные учения. Французские военные работают в марокканских сухопутных войсках и ВМС. Подразделения марокканской армии проходит подготовку на территории Франции. В марокканских военных училищах и академии Генерального штаба многие дисциплины преподают французские офицеры.
В 2012 г. Марокко подержало военную операцию Франции против радикальных исламистов и террористов в Мали, разрешив самолетам французских ВВС, в том числе боевым, пролетать в воздушном пространстве королевства.
Франция сохраняет за собой позиции одного из ведущих поставщиков вооружения для марокканских ВС, но при этом остается в этой сфере «партнером N 2» после США. В сентябре 2015 г. Министерство обороны Франции опубликовало информацию о закупках французских вооружений за рубежом в период с 1 января 2014 г. по 30 июня 2015 г. Согласно этой информации, Марокко в указанный период было третьим после Саудовской Аравии и ОАЭ покупателем французского оружия, а среди африканских государств королевство заняло первое место. Общий объем закупок продукции военного назначения составил 3,1 млрд евро. По данным МО Франции, 90% от указанной суммы пришлось на технику для ВМС, 4% — на бронетехнику и 2% — на вертолеты. Отметим, что часть военной продукции Франция поставляет королевству по заниженным ценам. В частности, так было при поставке запчастей для вертолетов, кораблей для королевских ВМС, автомобильной и медицинской техники. Всего же с 2010 г. по 2014 г. Марокко подписало 251 контракт на военные поставки с различными французскими фирмами.
Крупнейшим из реализованных в последние годы контрактов (470 млн евро) является постройка фрегата «Мохаммед VI» типа FREMM, который стал флагманом королевского флота. В июле 2015 г. французская компания Piriou Ingenierie подписала с Марокко контракт на постройку малого танко-десантного корабля, предназначенного для перевозки военных грузов, а также способного обеспечить производство и хранение питьевой воды. Изучается вопрос о приобретении французской бронетехники и другого вооружения.
Трудно развиваются военно-технические связи Франции с Алжиром. «Следует заметить, что, несмотря на активные усилия на этом направлении всех последних президентов Франции, прорывных соглашений, оцениваемых в миллиарды евро, достичь не удавалось». Как полагают эксперты, «в неудачах немалую роль играет «историческая память» и франкофобия действующего алжирского руководства, старшие представители которого в той или иной роли успели поучаствовать в Войне за независимость 1954-62 годов. Серьезные перспективы имеют лишь французские компании, способные предложить Алжиру эксклюзивную продукцию, например, как это наблюдается в случае с Thales Group, радиоэлектронное оборудование». В 2006-2013гг. стоимость французских военных поставок в Алжир составила всего 198 млн долларов (четвертое место после России, Италии и Великобритании). Только после длительных и трудных переговоров Алжир согласился открыть свое воздушное пространство для французских самолетов (не боевых), участвующих в операции в Мали.
Тесные военные связи поддерживаются между Тунисом и Францией, которая оказывает содействие в подготовке кадров, поставляет небольшие партии вооружения. В частности, в 2013 г. Франция начала поставки универсальных бронемашин «Шерпа», предназначенных как для участия в антитеррористических операциях, так и для выполнения полицейских функций.
Париж остается важным партнером Джибути в области ВТС. В 2012 г. Франция и Джибути подписали новое соглашение о военном сотрудничестве, которое подтвердило «приверженность обеих стран к тесному сотрудничеству в сфере безопасности». В местной армии находятся французские советники, периодически проводятся совместные учения, оказывается помощь в подготовке военных кадров. На территории республики находится крупнейшая в Африке французская военная база. На обозримую перспективу Франция намерена сохранить свое военное присутствие в Джибути.
Военно-техническое сотрудничество с Мавританией носит ограниченный характер. Эпизодически Франция поставляет в эту страну небольшие партии вооружения.