Отчет «Исламофобия в Европе – 2015»: Франция

Продолжая тему «исламофобии», которая была ранее начата с рассмотрения ситуации в Германии (статья от 14/06/16: http://www.iimes.ru/?p=28694), прежде всего отметим, что Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV) продолжает активную кампанию по продвижению своего Отчета «Исламофобия – 2015» за рубежом. Так, 20 июня состоялась его презентация в Австрии, в Зальцбургском университете, и, вряд ли, это последняя точка европейского турне.

И второе:  исследованием об исламофобии во Франции Фонд расширяют свою географию. Так, Фондом объявлен конкурс на подготовку разделов Отчета – 2016 по следующим, новым, странам: Россия, Дания, Болгария, Кипр, Эстония, Португалия, Румыния, Словакия и Словения. При этом, к написанию отчетов Фондом привлекаются не только турецкие исследовательские кадры, проживающие в соответствующей стране, но и местные ученые и представители НПО. Таким образом, Фонд создает свою тематическую «сетевую структуру», которая ведет борьбу с «исламофобией» на территории «противника», пытаясь создать противовес набирающим силу за рубежом правым движениям.

Скажем, автором раздела по Франции является Оливер Истивс (Oliver Esteves) – профессор-британовед из Университета Лилля. Актуальности рассмотрению ситуации во Франции, помимо значительного мусульманского населения страны, безусловно, добавляют две террористических атаки, совершенные на редакцию «желтого» журнала «Шарли Эбдо» 7 января 2015 года и серией взрывов и нападений в Париже 13 ноября того же года. Как отмечает О.Истивс, после упомянутых инцидентов произошел лавинообразный рост нападений на мусульман, мечети и, в общем, исламофобской риторики. Последняя «резонирует» во Франции особенно сильно, имея в виду отмеченную автором «склонность французов к абстрактным идеям и концепциям».

При этом с одной стороны президент страны Ф.Олланд заявляет, что «Франция – непримиримый оппонент расизму, антисемитизму и исламофобии». С другой стороны премьер-министр М.Вальс напрочь отказывается употреблять термин «исламофобия», заявляя, что это слово само по себе – «салафитский троянский конь».

В свою очередь, представители мусульманского сообщества страны, в частности, глава Мусульманской ассоциации Сен-Сан-Дени Мухаммед Хенничи (M’hammed Henniche), заявляют «Мусульманам Франции наплевать, на самом деле, как это называется. То, что они просто не выносят – когда им говорят, что нет проблемы, что враждебное отношение к мусульманам в действительности не существует или же она попросту преувеличена».

При этом согласно публикациям лишь в январе 2015 года произошло столько же, если не больше, атак на мусульман, сколько во всем 2014 году. Это — согласно наблюдениям Обсерватории Исламофобии – филиала Французского совета мусульманской веры (CFCM), существующего при государственной поддержке. Цифры Коллективной инициативы против исламофобии во Франции (CCIF) – схожи и они говорят о том, что за первые шесть месяцев 2015 года физические атаки на мусульман выросли на 500%, вербальные – на 100%, в соотношении между мужчинами и женщинами как 25 к 75. Число нападений на мечети выросло на 400%. Однако, лишь малая доля пострадавших обращается в полицию, не ожидая от них поддержки или же опасаясь мести.

Франция — с одной стороны европейская страна с самой большой численностью мусульманского населения, а с другой – республика, которая не ведет ни этнической, ни религиозной статистики, считая всех индивидуальными гражданами, а не членами каких-либо сообществ.

На фоне всего этого, как утверждает автор, проведенные исследования показывают то, что при трудоустройстве практикующему мусульманину придется столкнуться с такой дискриминацией, которую весьма трудно, если вообще возможно, нейтрализовать даже выдающимся резюме. Что же до мусульманок, то продолжаются бурные дебаты относительно ношения хиджаба в учебных заведениях страны.

Как отмечает Оливер Истивс, корни проблемы во многом кроются превратном толковании термина «светскость», используемого для легитимации антиисламской враждебности. Он приводит цитату: «Секуляризм во Франции стал гражданской экстремистской религией».

Правая партия Национальный фронт Франции Мари ле Пен «достаточно быстро» соориентировалась и построила свою региональную выборную кампанию – 2015 на «проблемах иммиграции, законе и порядке, антитерроре, и исламе», пытаясь стать партией «мейнстрима». По словам автора «мейнстрим» во Франции в настоящее время на самом деле носит «неприкрытый исламофобский характер».

Достаточно отметить, что «исламофобская литература» бьет рекорды продаж в стране. Количество проданных книг за 2015 год (по состоянию на середину декабря) подобного характера в стране превысило 1 млн экземпляров, в то время как «симпатизирующие мусульманам Франции» книги продавались намного хуже – всего 49 тысяч. Бестселлерами стали книги с такими названиями как «Сдача», «Французский суицид» и «Несчастная идентичность».

Симптоматичным являются инциденты с закрытием во Франции мечетей, расположенных в стратегических узлах инфраструктуры, невзирая на то, что при соответствующих рейдах там не было ничего обнаружено. Автор приводит пример мечети Женвилье (северо-запад Парижа), расположенной рядом с парижским портом и тем самым создавая «гипотетическую опасность в случае радикализации».

О.Истивс обращает внимание, что созданный по инициативе государства в 2013 году Французский совет мусульманской веры (CFCM), неверно рассматривается в качестве «ключевого представителя» в диалоге с мусульманами и подвергается критике со стороны самих мусульман, по причине отсутствия у них связей и влияния на «низовом уровне».

Итак, что же О.Истивс рекомендует и какие он сигналы пытается направить французскому государству со страниц Отчета, в рамках борьбы с исламофобией? Перечислим их:

  1. Только силовые и ограничительные меры являются контрпродуктивными.
  2. Требуется укрепление рынка образовательных услуг с целью воспрепятствовать геттоизации, поскольку большинство джихадистов – выходцы из мусульманских гетто.
  3. Компании должны быть проинформированы о том, что дискриминация при приеме на работу – неприемлема и о возможности штрафных санкций.
  4. Секуляризм должен быть правильно трактован, как 1) нейтральность государства и как 2) свобода религии, скорее чем свобода ОТ религии.
  5. Причины для ношения «вуали» женщинами-мусульманками должны быть «срочно приняты общественным мнением».
  6. Жестокий экстремизм и джихадизм должны быть признаны как вопросы, не связанные с вопросами интеграции этнических меньшинств.
  7. Госуслуги, оказываемые мусульманам (от государственных школ для мусульман до имамов в тюрьмах) должны быть «срочно улучшены».
  8. И, наконец, французское государство должно научиться взаимодействовать с мусульманскими группами, имеющими «множество голосов», и прекратить попытки контактов через представителей, имеющих малый кредит доверия в массе французских мусульман.
52.2MB | MySQL:103 | 0,609sec