Министр обороны КСА продолжает замену посредников в сфере ВТС

Ранее мы уже сообщали о том, что пришедший к власти клан короля Саудовской Аравии Сальмана к сегодняшнему дню фактически заменил практически всю цепочку посредников по линии ВТС со странами Европы и США. К сегодняшнему дню фактически все «бизнес-якоря», то есть фирмы-посредники через которые заключаются основные контракты в этой области, в той или иной степени полностью находятся в орбите влияния министра обороны и наследника наследного принца Мухаммеда бен Сальмана. Предстоящая и уже негласно анонсированная смена командования ВМФ королевства также связывается экспертами, прежде всего, не с неудовлетворительной его деятельностью в чисто военных вопросах, а именно с планами нынешнего министра обороны полностью лишить клан своего предшественника Султана бен Абдель Азиза каких-либо возможностей участвовать в деятельности оборонного комплекса. В этой связи те же эксперты отмечают, что в отличие от других родов войск, кадровые чистки коммерческих структур, завязанных на связи с партнерами в США и Европе, фактически не затронули ВВС. При этом нареканий именно к этому роду войск в период активной фазы боевых действий в Йемене накопилось больше всего. Достаточно сказать, что тому же Мухаммеду бен Сальману пришлось в Нью-Йорке на днях даже встречаться с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном в попытках каким-то образом снизить негативные последствия доклада этой организации в отношении роли ВВС КСА в гибели мирных йеменских жителей и детей. Но даже без этих сопутствующих репутационных рисков с чисто военной точки зрения действия саудовской авиации в Йемене можно смело охарактеризовать, как провальные. Она не смогла решить ни одну из поставленных перед ней накануне операции задач, прежде всего в рамках уничтожения основных арсеналов ракетного оружия мятежников и поддержки наступающих с точки зрения подавления основных оплотов обороняющихся. Более того, аэродромная инфраструктура и средства ПВО саудовских баз в приграничье с Йеменом не смогла справиться ни с увеличением количества самолетов и боевых вылетов, ни с ракетными атаками довольно устаревшими Скадами со стороны хоуситов. В конце концов, оперативная «компетентность» саудовских военных даже вынудила их ближайших союзников в лице ОАЭ перейти на самостоятельное командование своими самолетами, которые действовали в составе т.н. сил «аравийской коалиции». И даже создать ради такого случая собственную базу ВВС в Эритрее, полностью отказавшись от услуг саудовских аэродромов. При этом, конечно, надо учитывать геополитические интересы Абу Даби именно на юге Йемена, а не на севере, но в любом случае некомпетентность саудовских военных в данном случае играла не последнюю роль. Но никаких дисциплинарных и организационных выводов на эту тему не последовало. Это коснулось как командования, так и основных компаний, которые обеспечивают в этой отрасли большую часть контрактов. Сейчас западные аналитики, специализирующиеся на консалтинговых услугах в КСА в сфере авиационной отрасли указывают на то, что фирма Alsalam Aircraft (Private Aviation Road, PO Box 8012 Riyadh 11482), которая долгие годы была основным «бизнес-якорем» королевских ВВС и, соответственно, была тесно связана с прежним министром обороны Халедом бен Султаном, не только сохранила их, но и упрочила. По крайней мере, на этом настаивают американские и французские бизнес-консультанты, указывая на то, что «период турбулентности» для этой компании фактически закончился в январе с.г. с назначением на пост генерального директора Яхьи аль-Шорайбджа. Он предыдущие 25 лет был топ-менеджером главной гражданской авиакомпании КСА SSA и хорошо известен в кругах западного бизнес-сообщества. Ну и главное — ему в значительной степени доверял Мухаммед бен Сальман. Напомним, что компания была создана Султаном бен Абдель Азизом, который возглавлял оборонное ведомство королевства с 1963 по 2011 год, в 1988 году в Лондоне, именно с точки зрения основного контактора с западниками для нужд королевских ВВС. С тех пор компания публично отметилась в двух случаях. Это так называемый коррупционный скандал Al Yamama по контракту с BAE Systems для самолетов ВВС Tornado. Ну и не менее туманная история получения американским Boeing в 2006 году четырехгодового контракта на поставку в КСА 84 боевых самолетов F-15 S. Эксперты связывают это, не характерное для нынешних саудовских реалий, положение вещей со следующими моментами. Первое — это то, что руководство указанной структуры имеет давно наработанные связи и репутацию среди западных фирм, что нецелесообразно сейчас менять в отсутствие  у амбициозного министра обороны достаточной по уровню компетенции и связей коммерческой структуры, которая бы пользовалась соответствующим авторитетом у западников. Верительные грамоты от наследника наследного принца в данном бизнесе еще далеко не все определяют. В этой связи даже после ухода со своего поста Халеда бен Султана в 2013 году Alsalam Aircraft получила несколько очень серьезных контрактов. Сейчас фирма ведет переговоры с американской корпорацией «Сикорский» о строительстве на территории королевства двух сборочных цехов для производства вертолетов с последующей их локализацией. Одновременно она же получила заказ на техническое обслуживание вертолетного парка ВВС ОАЭ на сумму 32,5 млн долларов США. Одновременно Я.аль-Шорайбджа помпезно презентовал программу развития компании до 2030 года, ключевыми пунктами которой является локализация производства и сборочных работ на территории королевства, прежде всего в области ударных и транспортных вертолетов, а также беспилотников. Второе — непотопляемость на данный период этой структуры эксперты связывают с тесными доверительными отношениями главы компании с основным посредником по линии ВТС клана короля Сальмана Абдул Рахманом бен Абдуллой аль-Замилем. Его «Замиль Групп», собственно, и заменила на внешнем рынке посредничества все структуры бывшего короля, которые контролировали иорданцы братья Фусток. Яхья аль-Шорайбдж также тесно связан по своей прежней деятельности с главой офиса «Боинг» в КСА Ахмедом Джаззаром. Ранее он был вице-президентом SSA. При этом Мухаммед бен Сальман пока только присматривается к рекомендованному ему генеральному директору, и старается потихоньку диверсифицировать право на контракты в области ВВС среди других подконтрольных ему фирм, которые он или создавал с нуля, или (что чаще) вдохнул в них новую жизнь. Среди последних эксперты отмечают фирму Taqnia, которая является ПИФом возглавляемого министром обороны фонда Saudi Technology Development & Investment Co. Именно через нее сейчас проходят основные контакты с Lockheed Martin, турецкой Aselsan, украинским «Антоновым» и французскими компаниями Thales и Airbus. Так что здесь прежняя монополия Alsalam Aircraft, скорее всего, все-таки будет со временем нарушена.

52.22MB | MySQL:103 | 0,529sec