О состоянии и перспективах нефтегазового комплекса курдской автономии в Ираке. Часть 3

В Части 1 были рассмотрены правовые аспекты нефтяного экспорта с территории курдской автономии в Ираке, а также некоторые финансовые проблемы, с которыми столкнулись зарубежные компании в Регионе Курдистан.

В Части 2 автор подробно проанализировал достижения некоторых иностранных предприятий, разрабатывающих курдские нефтяные месторождения, при этом параллельно оценив инвестиционный климат автономии.

По оценкам Регионального правительства Курдистана, запасы автономии составляют около 45 млрд баррелей нефти, при этом не уточняется, какие это запасы – доказанные или потенциальные.

В 2015 году средний уровень добычи в Регионе Курдистан составлял, по разным оценкам, он 430 до 600 баррелей в сутки. Себестоимость добычи легкой курдской нефти составляет около 2 долларов за баррель. Такая же низкая стоимость добычи сырья зафиксирована в соседнем Кувейте и Саудовской Аравии.

В СМИ просочилась любопытная информация, что в 2015 году около 10% нефтяных промыслов Ирака контролировало «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). И как сообщалось, потеснили террористов именно курды.

Минувшей весной глава представительства Региона Курдистан в Москве А.Талабани заявил, что РегПК заинтересовано в расширении присутствия там российских нефтяных компаний и готово принять для этого все необходимые меры, в том числе и в сфере безопасности.

Как отмечалось ранее, в Регионе Курдистан= уже представлена российская компания «Газпром нефть». Она ведет геологоразведку на блоках Garmian (доля в проекте составляет 40%), Shakal (80%), Halabja (80%).

На блоке Garmian российская компания уже ведет промышленную добычу на месторождении Sarqala, накопленная добыча здесь составляет около 2,9 млн баррелей нефти.

Дочерняя компания «Газпром нефти» Gazprom Neft Middle East согласовала с властями Региона Курдистан план разработки месторождения Sarqala (блок Garmian).

Gazprom Neft Middle East намерена начать бурение следующей добывающей скважины Sarqala-2. Начало работ будет проходить в соответствии с ранее утвержденным планом. Предположительно, скважина Sarqala-2 подтвердит прогноз распространения зон трещиноватости. На основе полученных данных по скважине Sarqala-2 будет уточнена геологическая модель, а в дальнейшем приняты решения по подготовке к бурению других скважин.

Стоит напомнить, что первая нефть на блоке Garmian была получена в 2011 году. В прошлом году с месторождения начата коммерческая отгрузка «черного золота». По состоянию на 30 мая 2016 года добыто 3 млн баррелей нефти.

В начале текущего года, в соответствии с подписанным в 2012 году соглашением о разделе продукции, Gazprom Neft Middle East стала оператором месторождения Sarqala (блок Garmian). Ранее оператором проекта являлась канадская компания Western Zagros Resources.

Из-за существенного снижения цен на нефть зарубежные компании вынуждены сокращать инвестиции в геологоразведку.

Учитывая сохраняющиеся геологические неопределенности трех блоков, расположенных на территории курдской автономии, а также общую напряженную обстановку в регионе Ближнего и Среднего Востока, «Газпром нефть» не исключает возможности пересмотра программы геологоразведочных работ в Регионе Курдистан.

Тем не менее, по заверению источника в компании, до завершения анализа геологических данных по всем трем блокам решения о дальнейшем развитии этих проектов принято не будет.

Помимо преувеличенных запасов нефти, негативно воспринимается иностранным компаниям тот факт, что в Регионе Курдистан слишком высоки политические риски.

Сепаратистские настроение курдского этноса вполне могут вылиться в гражданскую войну, причем противоборствующими сторонами станут не только Багдад и Эрбиль, но, вероятно, Турция, Иран и Сирия, в которых курдская проблема также остро стоит на повестке дня.

В последние месяцы появилось большое количество информации об очень сложном положении, в котором сегодня оказалась Турция на фоне нарастающего внутриполитического кризиса.

В условиях регресса социально-экономического развития страны заметно усилились сложности в отношениях даже с таким традиционным и влиятельным союзником, как США.

Кроме того, сильно осложнилась отношения и с Эрбилем. Президент Региона Курдистан М.Барзани стал всерьез сомневаться в перспективах выбранного Анкарой внутри- и внешнеполитического курса.

Несмотря на договоренность с М.Барзани, который обещал Р.Т.Эрдогану не поддерживать сепаратистское движение курдов в соседних государствах, турецкий президент стал опасаться, что стремление Региона Курдистан к независимости может подтолкнуть к активным действиям курдов, проживающих в Турции и Сирии, где процесс обретения независимости уже давно «бурлит».

В итоге М.Барзани был вынужден переориентироваться на диалог с официальным Багдадом, хотя еще совсем недавно партнерство двух лидеров казалось довольно прочным.

Об изменениях в отношениях не в пользу Анкары говорят недавние заявления курдского лидера о желании наладить экспорт «черного золота» через Басру (на которую приходится 80% экспорта всей иракской нефти) на тех условиях, которые предложит Багдад.

М.Барзани дал таким образом понять турецкой стороне, что в нынешних обстоятельствах не считает канал поставки сырья через турецкую территорию достаточно надежным для продолжения его использования.

Давнее нефтеэкспортное сотрудничество Р.Т.Эрдогана с М.Барзани, приносящее хорошие дивиденды обеим сторонам, сегодня трещит по швам, поскольку лидер Региона Курдистан сам оказался в непростом положении.

Экономическая ситуация в автономии отнюдь не такая стабильная, как некоторое время назад. Чтобы не допустить дальнейшего хозяйственного «отката» курдский лидер идет навстречу центральным властям Ирака, взамен ожидая от Багдада  помощи, которая поможет Эрбилю решить финансовые проблемы и тем самым укрепит власть самого президента Региона Курдистан.

Отнюдь не случайно в июне с.г. появилась вновь официальная информация от представителя РегПК С.Дизайи, заявившего, что иракские курды готовы заключить соглашение с центральным правительством в Багдаде об увеличении экспорта нефти, если это гарантирует им ежемесячную выручку в размере 1 миллиарда долларов.

Напомню, что в марте с.г. центральное правительство Ирака прекратило экспортировать нефть по курдскому трубопроводу, чтобы заставить курдов возобновить переговоры о разделе выручки.

Государственная нефтяная компания Ирака North Oil Company обычно экспортировала 150 тыс. баррелей в сутки по трубе в турецкий порт Джейхан. По этой магистрали также производится экспорт «черного золота» с северных месторождений, находящихся на территории Региона Курдистан, продажи которой ведутся независимо от центрального правительства.

«Если Багдад придет и скажет: хорошо, дайте мне всю вашу нефть, и я дам вам 17% в соответствии с бюджетом, что равно 1 млрд долларов, думаю, логично, что на это мы согласимся. Неважно, идет ли эта нефть на международный рынок или сначала в Багдад, а затем на рынок. Мы готовы вступить в диалог с Багдадом», – подчеркнул С.Дизайи.

РегПК прекратило поставки нефти центральному правительству год назад, после того как Багдад начал платить ему менее 400 млн долларов в месяц, сообщил курдский представитель.

Согласно официальным подсчетам РегПК, в феврале 2016 года средний уровень экспорта курдской нефти составлял 350 тыс. баррелей в сутки. Однако поставки были остановлены в течение почти двух недель.

Функционирование нефтепровода было приостановлено 17 февраля с.г., когда возникла угроза атаки со стороны боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК).

25 февраля с.г. боевики из РПК осуществили взрыв трубопровода в провинции Шырнак. Спецслужбы Турции обнаружили повреждения сразу на нескольких участках трубы.

Следует напомнить, что это не первый случай подрыва иракско-турецкого трубопровода. Летом прошлого года был взорван участок магистрали в 18 км от границы с Турцией. Курды оценили потери в 250 млн долларов. Взрыв произошел вскоре после атак турецкой армии на позиции террористов «Исламского государства» и курдских сепаратистов.

В марте с.г. автономия экспортировала более 327 тыс. баррелей нефти в сутки, заработав 557 млн долларов, из которых 36 млн долларов выделено иностранным компаниям.

В апреле с.г. нефтеэкспорт из Региона Курдистан серьезно возрос, превысив отметку в 500 тыс. баррелей в сутки. По статистике, более 15 млн баррелей нефти было экспортировано в порт Джейхан на западное побережье Турции. В результате курды заработали более 376 млн долларов.

В мае с.г. Регион Курдистан экспортировал в среднем 513 тыс. баррелей нефти в Турцию, выручив около 391 млн долларов, из которых 75 млн долларов получили нефтедобывающие компании.

Общая сумма доходов за первые пять месяцев 2016 года составила около2,3 млрд долларов.

К концу 2016 года РегПК планировало увеличить экспорт «черного золота» до 1 млн баррелей в сутки, в том числе из обширных нефтяных месторождений в Киркуке. Из них 700–900 тыс. предполагалось поставлять в Турцию, а 150 тыс. баррелей – в Багдад.

Однако несмотря на то, что Эрбиль и Анкара были заинтересованы в транзите курдской нефти, добываемой в Киркуке, в Юрмуталык и далее через территорию Турции на Запад, перспективы этого экспортного маршрута неоднозначны.

Жесткая антикурдская политика президента Турции, которую он проводит в последнее время, ставит крест на эффективном и выгодном развитии отношений Анкары с Эрбилем. С 2009 года, когда Турция разрешила экспорт нефти из Региона Курдистан, много воды утекло.

Если РегПК отключит «зеленый свет» поставкам нефти по демпинговым (ниже рыночных) ценам из Ирака в Турцию, то Р.Т.Эрдоган в один миг лишится крупных финансовых ресурсов, которые он и его клан зарабатывали на транзите курдской нефти.

Кроме того, Анкара потеряет  связь с одной единственной лояльной ей автономией курдов, обладающей влиянием на Ближнем и Среднем Востоке.

Результатом резкого охлаждения отношений с Турцией стало развитие связей Региона Курдистана с Ираном.

По словам главы парламента Региона Курдистан Ю.М.Садыка, власти автономии собираются диверсифицировать экспортные поставки нефти. Для этих целей планируется построить нефтепровод в Иран.

«Курдистан поддерживает диверсификацию маршрутов экспорта природных ресурсов, таких как нефть и газ. Не так важно, пойдет сырье через Турцию, Иран или Ирак – это всего лишь способ избежать зависимости от одной страны-монополиста, которая сможет использовать маршрут поставки природных ресурсов в политических целях», – подчеркнул спикер курдского парламента.

Как утверждают власти Региона Курдистан, они намерены использовать природные ресурсы, которые находятся на территории автономии, наиболее эффективно и взаимовыгодно для всех заинтересованных сторон в регионе.

В свою очередь, Иран уже откликнулся на курдскую инициативу снизить зависимость от турецких экспортных портов, отправив первый караван автоцистерн с дизелем (10 машин с 290 тыс. л топлива). Таким образом Тегеран пытается пресечь контрабанду топлива местными жителями и хотя бы немного улучшить условия жизни населения Региона Курдистан.

Справедливости ради напомню, что еще пару лет назад (после того как Эрбиль принял решение построить свой собственный нефтепровод, независимый от иракского правительства) Иран предложил иракским курдам транспортировать нефть в Залив через свою территорию. Однако все это время РегПК делала ставку на экспорт через Турцию.

Из-за войны, развернувшейся на границах Турции с Ираком и Сирией, ситуация изменилась не в пользу Анкары, о чем подробно было сказано выше.

Если курдская нефть в будущем потечет в Иран, то произойдет перераспределение направлений транзита углеводородов на Ближнем и Среднем Востоке. Война в Сирии заблокировала возможность трубопроводной прокачки сырья из Ирана и Ирака к портам Ливана и Сирии, а разрастание курдского конфликта на юге Турции повысило риски на турецком маршруте, известном диверсиями курдских сепаратистов.

Кроме того, необходимо учесть, что сам Регион  Курдистан обладает запасами газа общим объемом около 90% всех иракских запасов.

Курдская автономия в Ираке, лояльная политике Североатлантического альянса, с перспективой суверенитета может составить конкуренцию Ирану в будущем. Эрбиль уже заявил, что в ближайшей перспективе планирует ежегодно поставлять в Европу 10 млрд куб. м газа, а к 2020 году собирается удвоить объем экспорта.

Удастся ли это курдам?

Регион Курдистан, которому срочно необходимы средства на поддержание более-менее стабильной внутренней социально-экономической обстановки, готов осваивать углеводородные месторождения быстрее, чем это делают компании, работающие с центральными властями страны.

Ранее курдская автономия на севере Ирака поставляла лишь «черное золото», однако сейчас там идет масштабная подготовка к добыче и экспорту природного газа, залежи которого весьма значительны.

52.25MB | MySQL:103 | 0,489sec