О состоянии и перспективах нефтегазового комплекса курдской автономии в Ираке. Часть 1

Напряженная обстановка в Турции, которая в последние годы являлась основным импортером нефти, добываемой в Иракском Курдистане вызвала интерес к состоянию и перспективам нефтяного комплекса курдской автономии (официально Регион Курдистан).

В течение последних нескольких лет нефтепровод из Региона Курдистан в Турцию позволил Эрбилю самостоятельно экспортировать «черное золото». Это позволило курдской автономии стать «островком» экономической стабильности и процветания, чем не могут похвастаться многие провинции Ирака.

Напомним, что 2 декабря 2014 года Региональное правительство Курдистана (РегПК, далее по тексту данная аббревиатура означает именно исполнительный орган власти Региона Курдистан) заключило с центральным правительством Ирака соглашение о распределении доходов от продажи нефти.

Согласно документу, все «черное золото», добываемое на курдских месторождениях (порядка 550 тыс. баррелей в сутки), должно поставляться в течение 50 лет в Турцию (через порт Джейхан), где его продает иракская государственная компания SOMO.

За это Багдад отчисляет Эрбилю 17% своих доходов, а также ежемесячно передает 1 млрд долларов на выплаты работникам местных государственных органов и социальных служб, а также на содержание вооруженных сил под названием «пешмерга».

Несмотря на достигнутые договоренности, их реализация часто «хромает».

Так, до начала осени 2015 года иностранные нефтедобывающие компании, ведущие свою деятельность в Регионе Курдистан, долгое время оставались без соответствующих компенсаций из-за споров между региональным и центральным правительством, которые никак не могли поделить нефтяные доходы.

Багдад перестал осуществлять соответствующие выплаты, поскольку летом 2015 года появилась информация, что Эрбиль реализовывает добываемую территории курдской автономии нефть в обход центральных властей.

Таким образом, было нарушено соглашение о совместном экспорте нефти и нефтепродуктов из курдской автономии, что моментально отразилось на финансовых отношениях Эрбиля и Багдада.

В свою очередь, курды настаивают на том, что именно Багдад, который нерегулярно выплачивает положенные автономии денежные средства, вынуждает Эрбиль прибегать к подобной схеме экспорта нефти.

Поведение центральных властей вполне объяснимо. РегПК делает ставку на нефтяной экспорт как на возможность заработать достаточно средств для последующей экономической независимости от Багдада, которая, как считают курдские власти, станет фундаментом полной независимости Иракского Курдистана, о которой курды «грезят» много лет.

Мало кто помнит, что в мае 2010 года центральное правительство Ирака уже подписывало соглашение с властями курдской автономии, позволяющее экспорт нефти на внешний рынок из Региона Курдистан.

Годом ранее Багдад уже пошел на уступки курдской стороне. По причине экономических трудностей, вызванных снижением цен на нефть, и, как следствие, падения доходов, Эрбилю было разрешено экспортировать 60 тыс. баррелей нефти в сутки.

Справедливости ради отметим, что ситуация кардинальным образом не поменялась, так как курдская сторона самовольно осуществляла поставку энергоносителей, не дожидаясь юридического разрешения от федеральной власти. Объяснением служило то, что, по мнению курдских лидеров, Конституция Ирака наделяет Регион Курдистан исключительными правами в части операций с углеводородным сырьем.

Согласно ст.113 Конституции Ирака, курдская автономия получил статус федерального региона и очень широкие полномочия даже для субъекта федеративного государства: право на собственное законодательство (при условии если оно не противоречит федеральной Конституции), собственную систему законодательной, исполнительной и судебной власти; собственные силы безопасности, собственные представительства при иракских посольствах за рубежом.

К исключительной сфере полномочий федерации относятся только такие основные вопросы, как внешние сношения, оборона, финансовая и фискальная политика, торговля между регионами Ирака и управление водными ресурсами, поступающими из-за пределов страны.

Все остальное относится к сфере совместной компетенции или к исключительной компетенции Региона Курдистан. При этом даже в вопросах, относящихся к совместной компетенции, законы региона имеют приоритет над федеральными.

Следует особо подчеркнуть, что, согласно основному закону Ирака, федеральное правительство и РегПК вместе разрабатывают необходимую стратегическую политику по развитию нефтяного и газового богатства с целью получения максимальной выгоды для иракского народа, используя самую современную технологию и поощрение инвестиций.

Курдская автономия, имеющая конституционно провозглашенный статус федерального региона, приняла в 2006 году закон об иностранных инвестициях, закрепляющий правовой статус иностранных инвесторов на территории  Региона Курдистан.

Наибольший интерес в этом отношении представляет ст. 19 названного закона, которая гласит, что «иностранный инвестор не имеет прав собственности на земельные участки, в недрах которых находятся залежи газа, нефти и других минеральных ресурсов».

Кроме того, 7 августа 2007 года РегПК утвердило региональный закон об углеводородах, не дожидаясь принятия аналогичного федерального закона. Принятый нормативно-правовой акт открывает путь для иностранных инвестиций в углеводородную отрасль трех провинций – Эрбиль, Сулеймания и Дахук, а также на «спорных территориях» в районе Киркука.

В соответствии с этим законом об углеводородах, Эрбиль вправе заключать контракты с иностранными компаниями на участие в развитии Региона Курдистан, в соответствии с условиями пока еще не принятого на федеральном уровне закона об углеводородах, Конституции Ирака и заключением Федерального совета по нефти и газу.

Важно заметить, что в действующем законодательстве Ирака отсутствует четкое определение порядка разработки вновь открытых месторождений. Он, по всей видимости, должен быть определен законом об углеводородах.

Однако в курдской автономии уже создано Министерство природных ресурсов и заключаются контракты c многочисленными зарубежными компаниями o разведке и добыче нефти.

По мнению Эрбиля, принятые региональные законы не противоречат Конституции Ирака, которая гарантирует значительные полномочия провинциям в управлении их собственными делами. Курдская сторона придерживается мнения, что принятый региональный закон о добыче нефти в Регионе Курдистан базируется на положении ст. 108 Конституции Ирака, гласящей, что нефть и природные ресурсы принадлежат иракскому народу.

Однако широкие полномочия курдской автономии воспринимаются крайне негативно представителями других этнических и конфессиональных групп Ирака. Многие видят в них подготовку к созданию независимого курдского государства.

Арабы-шииты сначала выступали против излишнего усиления Региона Курдистан, однако в настоящее время они, видимо, все в большей степени пытаются осуществить идею создания собственного самоуправляемого региона на юге Ирака.

Такой сценарий вызывает недовольство со стороны арабов-суннитов, живущих в центральной и восточной частях страны. B особенности это связано с тем, что территория, на которой проживает  суннитская часть населения Ирака практически лишена нефтяных ресурсов.

Споры вокруг нефти могут резко обостриться в случае включения в состав курдского региона района Киркука. Сейчас киркукское месторождение разрабатывают компании, сотрудничающие и с Эрбилем, и компании, сотрудничающие с Багдадом.

Стоит напомнить, что именно споры между представителями курдов и суннитов по поводу нефтяных месторождений Куркука явились одним из факторов, который до сих пор не позволил принять в Ираке весьма важный закон об углеводородах.

В настоящее время за нефтеносный Киркук борются курды, арабы, иракские туркоманы и др. Центральное правительство неоднократно затягивало вопросы о территориальной принадлежности Киркука, но, курды воспользовались статьей 140 Конституции Ирака, не дожидаясь референдума (политические границы Региона Курдистан определяются на основании Статьи 140 Конституции Ирака). В 2015 году курдам удалось взять город под свой контроль, называя его «курдским Иерусалимом».

Ввиду децентрализации Багдад пытается контролировать только нефть, целиком отдавая разработку же других ресурсов на усмотрение местных властей. Однако, если вспомнить заключенные властями Региона Курдистан двусторонние договоры, то и здесь ситуация может кардинальным образом измениться.

Несмотря на относительную самостоятельность  Региона Курдистан, обстановка там не такая стабильная, как часто сообщают в СМИ. Власти автономии сталкиваются с проблемами политического, инфраструктурного, логистического характера.

Пожалуй, главной проблемой является серьезная финансовая задолженность Эрбиля, которая, кстати, продолжает увеличиваться. По статистике, дефицит бюджета Региона Курдистан составляет более 700 млн долларов.

Дело в том, что в 2014 году Багдад перестал перечислять деньги Эрбилю. Это был ответ на слишком самостоятельное решение РегПК начать строительство трубопровода из Иракского Курдистана в Турцию в  последующим самостоятельным сбытом «черного золота» в обход центральных властей.

В Багдаде посчитали незаконным независимый нефтеэкспорт из курдской автономии. По заявлению премьер-министра Ирака Х.аль-Абади, Эрбиль продает на внешних рынках около 16% общего нефтяного экспорта Ирака.

Тем не менее в конце прошлого года компромиссное решение проблемы было найдено. Власти Региона Курдистан приняли решение согласиться с предложением Багдада передать в ведение центральных властей доходы от добычи и нефтеэкспорта в автономии. В обмен центральное правительство дало гарантии выплачивать зарплаты курдским служащим.

На призыв Багдада о передаче доходов автономии от экспорта нефти в ведение федеральных властей Эрбиль ответили всего спустя сутки.  «Правительство Курдистана готово передать в ведение центральных властей поступления от производства и экспорта нефти в регионе в обмен на гарантию Багдада по выплате зарплат служащим региона», – официально заявило РегПК.

Численность служащих в курдской автономии, по заявлению РегПК, составляет около 1,4 млн человек, а «необходимые выплаты составляют примерно 745 млн долларов в месяц». В эту сумму входит и ежемесячная зарплата (около 281 млн долларов) бойцам военизированных отрядов курдской милиции «пешмерга».

Однако курды не хотят останавливаться на достигнутом уровне производства и экспорта, планируя в течение этого и последующих лет с помощью иностранных компаний интенсифицировать добычу и сбыт нефти в обход Багдада. Это может вновь разжечь конфликт между Багдадом и Эрбилем, поставив под угрозу увеличение общего объема поставок сырья из страны.

Для того чтобы увеличить нефтедобычу, РегПК с осени 2015 года регулярно платит долю доходов, получаемую от реализации нефти, работающим в регионе иностранным компаниям.

Речь идет в основном о компаниях Genel Energy (Великобритания) и DNO (Норвегия).

Более того, РегПК обещало иностранным компаниям увеличить выплаты, когда начнет расти экспорт или наступит положительная динамика цен на нефть. По оценкам курдских источников, нефтяным компаниям выплачивается около 75 млн долларов в месяц.

По статистике, Genel Energy, DNO, Gulf Keystone Petroleum совместно добывают в Регионе Курдистан примерно 300 тыс. баррелей нефти в сутки. При этом РегПК должно этим компаниям около 1,7 млрд долларов за ранее отгруженные объемы экспортной нефти. Топ-менеджеры иностранных компаний заявляют, что увеличение добычи нефти невозможно до тех пор, пока не ликвидируется задолженность.

Стоит подчеркнуть, что Genel Energy, DNO, Gulf Keystone Petroleum доминируют на рынке экспорта нефти из Региона Курдистан.

После временной приостановки работы этих зарубежных компаний летом 2015 года, когда боевики «Исламского государства» (террористической организации, запрещенной в России) приблизились к Эрбилю, объемы добычи вновь выросли приблизительно до 600 тыс. баррелей в сутки.

В середине 2015 года появилась информация о том, что РегПК заплатило зарубежным операторам только 100 млн долларов (ввиду напряженных отношений с Багдадом), несмотря на то что доходы от экспорта нефти составили миллиарды долларов.

Эрбиль ожидал получить около 1 млрд долларов в месяц из федерального бюджета, однако центральные власти выплатили менее половины этой суммы.

Помимо нежелания Багдада финансово помогать Региону Курдистан обрести полную политико-экономическую независимость, были еще два фактора, негативно отразившиеся на объеме выплаты курдской автономии.

Во-первых, снижение цен на нефть, начавшееся два года назад, привело к тому, что Багдад не смог в полной мере выполнить свою часть обязательств.

Во-вторых, Багдад потратил огромные финансовые ресурсы на борьбу с «Исламским государством».

После очередного «прокола» Багдада Регион Курдистан усилил контроль за экспортом нефти и начал чаще поставлять сырье в обход центральных властей, тем самым демонстрируя несогласие с их политикой.

52.21MB | MySQL:103 | 0,450sec