О развитии военной ситуации в Сирии

Прошедшая неделя характеризовалась значительным изменением обстановки на фронтах в Сирии. Это, прежде всего, спешное отступление отрядов ополченцев «Соколы пустыни» с отвоеванных недавно позиций в провинции Ракка. В данном случае мы имеем классический пример фланговых обхватов со стороны отрядов «Исламского государства» (ИГ). В результате, чтобы не попасть в окружение, ополченцы покинули стратегический треугольник Рассафа на стыке провинций Алеппо, Ракка и Хама. Сами они связывают это с недостаточным воздействием авиации правительственных сил на боевиков, но помимо этого есть и еще несколько важных моментов, которые по нашей оценке, объясняют происходящее. Мы сейчас даже не о тактических просчетах самой наступательной операции. Отметим лишь, что одной из главных ошибок наступающих в данном случае было движение исключительно параллельно шоссейным дорогам в провинции, где рельеф местности позволяет очень умело маневрировать по т.н. «бездорожью». И даже не о том, что переброска курдов американцами с направления Ракки на Манбидж позволил ИГ сманеврировать силами и средствами. Сейчас курды вышли на северо-восточную окраину Манбиджа и остановились. В принципе взятие этого города, а за ним и Аль-Баба серьезно осложняет логистику материально-технического снабжения боевиков из ИГ и «Джебхат ан-нусры» (обе организации запрещены в России). Контроль над этими пунктами важен именно с этой точки зрения. Ранее можно было говорить и о пресечении основных каналов контрабанды нефти, но сейчас этот поток упал в разы, а добываемое на условно контролируемых теми же сторонниками ИГ сирийских нефтепромыслах сырье на 80-90 процентов продается на внутреннем иракском и сирийском рынках. Кстати, крупнейший из таких рынков располагается как раз в Аль-Бабе. И эта практика будет продолжаться, в общем-то, всегда, вне зависимости от того будет ИГ стоять в той же провинции Дейр эз-Зор мелкими гарнизонами или нет. Нефтью-сырцом торгуют в основном местные суннитские племена, а не сторонники ИГ. Другой вопрос, что последние перестанут получать за это некий налог, но объемы этого налога, безусловно, упали и, видимо, не оказывают уже такого определяющего влияния на состояние и боеготовность отрядов ИГ, как ранее. В данном случае для них более важно держать под контролем реку Евфрат и водоотводы.

На наш взгляд, ослабление наступления сирийских правительственных сил на Ракку означает лишь одно: закончилась гонка с американцами и курдами за право водрузить флаг над главным административным зданием этого города и получить тем самым еще один пропагандистский плюсик. Эта гонка была с самого начала крайне неразумным тактическим решением и, ввязавшись в нее, Дамаск потерял время и силы. Необходимо четко отдавать себе отчет в том, что сирийская армия и союзные ей силы не располагают такой численностью, которая позволяет им воевать одинаково успешно на разных участках фронта. Противостояние в Алеппо и штурм Ракки одновременно им не под силу. Необходимо четко, и в данном случае – сторонники ИГ демонстрируют  отличный пример этого, выбирать направление главного удара с концентрацией основных сил именно на этом направлении. Пустыня дает отличный шанс под прикрытием авиации совершать кинжальные фланговые обхваты опорных пунктов противника, чем сирийские войска пользуются в крайне малой степени, они намертво привязаны к основным магистралям. Но в данном случае для выполнения такого рода маневров необходимо очень хорошее боевое слаживание и быстрота маневра, что для правительственных сил до сих пор остается мечтой.

Повторим, что основным местом, где во многом определяется судьба сирийской кампании на сегодняшний день является Алеппо, а не Рака, которая ничего не определяет с точки зрения глобального принуждения сирийских суннитских племен к перемирию. Ракку необходимо оставить на откуп проамериканской коалиции «Сил демократической Сирии» (СДС). Пусть Вашингтон продолжает спешно готовить арабский сегмент этой структуры, который должен закамуфлировать курдское преобладание, что так раздражает Анкару. В любом случае арабская составляющая останется незначительной, и сирийские курды будут продолжать оказывать доминирующее влияние на СДС. Дав американской коалиции взять Ракку, Манбидж и Аль-Баб Россия тем самым получает, помимо разгрома централизованной структуры ИГ в данном районе, еще и постоянный курдский раздражитель для Анкары и, соответственно, усиление курдского фактора на границе с Турцией. Что будет означать также и усиление тыловой поддержки отрядов Рабочей партии Курдистана (РПК) внутри Турции со всеми негативными последствиями для турецких властей.

Похоже, что осознание этого произошло в Москве, Дамаске и Тегеране. И визит российского министра обороны С.Шойгу в Тегеран и Дамаск поставил точку во всех дискуссиях. То, что «Соколы пустыни» остались одни в Ракке и вынуждены были отступить (а скорее всего, они просто прикрывали передислокацию основных сил), свидетельствует о том, основные правительственные силы концентрируются для наступления на направлении Алеппо. При этом сирийская авиация продолжает бомбить позиции ИГ недалеко от Табки, дабы сковать их дальнейшее возможное продвижение. Но отряды ИГ дальше и не пойдут. Имея с другого направления нависшие силы СДС, они просто не рискнут растягивать коммуникации и оставлять Ракку под ударом. О том, что следующим направлением удара правительственных сил будет Алеппо (а скорее всего, оно начнется сразу же после или во время праздника Ид аль фитр по окончанию месяца рамадана) свидетельствует и переброска отрядов «Хизбаллы» на это направление. Что подтвердил в своем телеобращении 24 июня с.г. лидер этой ливанской шиитской партии Хасан Насралла. «С 1 по 24 июня нашим бойцам удалось уничтожить 617 террористов и ранить свыше 800. Были выведены из строя 80 танков и бронемашин противника», — сообщил он. Х.Насралла признал, что отряды «Хизбаллы» также понесли потери. «В наших рядах убиты 26 бойцов, один взят в плен и один пропал без вести», — сказал он. По словам шиитского политика, «в битве под Алеппо сейчас решается судьба всей войны в Сирии». Весной этого года отряды «Хизбаллы» были оттянуты в своей массе на ливано-сирийскую границу. Теперь же они не только перебрасываются обратно под Алеппо, но и усиливают свою группировку. Это, кстати, фиксируют и американцы. Количество уничтоженной военной техники и личного состава исламистов мы оставим на совести Х.Насраллы. Если доверять этим заявлениям, то выходит, что на стороне радикалов воюют чуть ли не танковые полки состава военного времени. Уничтожить столько танков можно только при открытых наступательных действиях противника, а ливанские шииты далеко не герои-панфиловцы. В данном случае это перечисление важно с другой точки зрения. Это свидетельствует о планомерной и активной (а не тревожащей) работе авиации и артиллерии. Последняя, по данным американцев, опять же перебрасывалась недавно под Алеппо. Ну и наконец, слова о «судьбе войны в Сирии» есть просто прямое указание всем, где в ближайшее время начнется генеральное контрнаступление.

52.21MB | MySQL:103 | 0,552sec