О состоянии и перспективах нефтегазового комплекса курдской автономии в Ираке. Часть 2

В Части 1 автор подробно проанализировал правовые основания экспорта нефти с территории курдской автономии в Ираке, обращая особое внимание на некоторые финансовые проблемы, с которыми столкнулись иностранные компании, ведущие свою деятельность на территории Региона Курдистан.

В экспертной среде высказывается мнение, что задержка выплат иностранным компаниям, добывающим на территории курдской автономии нефть, со стороны РегПК может привести к сокращению числа потенциальных покупателей курдского сырья, так как большинство крупных энергетических компаний не хотят портить отношения с Багдадом из-за торговли нефтью. Федеральное правительство Ирака не раз угрожало прервать сотрудничество с компаниями, которые работают напрямую с Эрбилем.

Автор не согласен с подобной точной зрения, поскольку компаниям, как хозяйствующим субъектам, прежде всего необходимо получать прибыль, а не участвовать в политических интригах между Эрбилем и Багдадом.

В настоящее время Эрбиль предоставляет иностранным партнерам лучшие условия для работы, чем центральные власти. Учитывая прежний опыт РегПК, которое активно взаимодействовало с зарубежными компаниями, вынося за скобки недоумение и запреты Багдада, ожидать снижение интереса к курдским месторождениям со стороны зарубежных игроков из-за угроз Багдада не стоит.

По словам главы Genel Energy Т.Хэйфорда, РегПК оказалось в таком положении, что у них не остается другого варианта. Он считал, что если убрать Багдад из этой цепочки, то компании быстрее получат свои деньги.

В свою очередь, исполнительный директор Gulf Keystone Petroleum Д.Ферриер также надеялся на то, что деньги будут выплачены в течение нескольких месяцев.

Однако не все разделяли оптимизм этих топ-менеджеров, полагая, что они уже слышали подобные заявления раньше, но ситуация не улучшилась.

Например, Д.Брюер из компании Wood Mackenzie полагает, что компании всегда считают, что их задолженность должна выплачиваться в первую очередь. Однако РегПК в первую очередь будет заботиться о населении курдской автономии.

В первом квартале прошлого года норвежская компания DNO, ведущая

деятельность на месторождении Tawke, получила от курдского правительства всего 13,5 млн долларов (сумма задолженности около 500 млн долларов), включая местные продажи.

По информации Genel Energy, опубликованной летом 2015 года, РегПК задолжало ей 378 млн долларов по сравнению с 230 млн долларов на конец 2014 года. Однако компания обезопасила себя «финансовой подушкой» в 470 млн долларов, в то время как долг составил 220 млн долларов.

При этом добыча компании, включая добычу на курдском месторождении «Так-Так», выросла, достигнув 100 тыс. баррелей в сутки в дни максимальной нагрузки. Однако капитальные расходы пришлось сократить, откладывая проекты по бурению на 2016 год.

В более сложном положении оказалась компания Gulf Keystone Petroleum, которой РегПК задолжало около 250 млн долларов. Акции компании сильно потеряли в цене, вынудив ее вести переговоры по поводу продажи своих активов.

Осложнил ситуацию тот факт, что Gulf Keystone Petroleum не получала никакой оплаты за свою работу на месторождении «Шайкан».

Понимая всю серьезность появившейся проблемы, министр природных ресурсов Региона Курдистан А.Хаврами, заявил о том, что отсрочка выплат со стороны Багдада рискует осложнить ситуацию с дальнейшей добычей и экспортом нефти из автономии.

В сентябре и октябре 2015 года, не дожидаясь действий Багдада, РегПК четко выполняя свои обещания, перевело компании Gulf Keystone Petroleum два транша оплаты за добычу нефти на ее территории.

Сумма выплаты за экспорт нефти с месторождения «Шайкан» составила 15 млн долларов. В результате акции Gulf Keystone Petroleum на бирже взлетели сразу на 13%, а акции ее партнеров по производству нефти в Северном Ираке, компаний DNO и Genel Energy, поднялись на 9,8% и 8,6% соответственно.

«Октябрьский транш стал вторым после оплаты в сентябре. Это полностью соответствует обещаниям курдского правительства возобновить регулярные выплаты иностранным нефтяным компаниям, ведущим добычу в регионе», – отмечалось в пресс-релизе Gulf Keystone Petroleum.

Даже после того, как центральное и региональное правительства заключили соглашение в декабре 2014 года, производителям так и не начали платить. Падение нефтяных котировок сильно ударило по курдской казне, так как экспорт нефти является основным источником дохода Региона Курдистан.

При этом федеральное правительство усугубило ситуацию, отказавшись перечислять средства в бюджет автономии в оговоренном объеме, обвиняя курдскую администрацию в недопоставках нефти.

В итоге у РегПК лопнуло терпение, и оно начало экспортировать нефть в обход федеральных властей через нефтепровод в турецкий порт Джейхан.

Таким образом, Эрбиль сразу начал получать доход от поставок, и потому смог возобновить выплаты добывающим компаниям, больше не завися в этом вопросе от Багдада.

Масла в огонь добавил тот факт, что осенью прошлого года Лондонский международный арбитраж вынес решение, согласно которому РегПК обязано выплатить консорциуму под управлением компании Dana Gas (ОАЭ) 1,98 млрд долларов.

При этом обязательным условием стало то, что платеж должен был быть осуществлен в течение 28 дней. Решение объявлено окончательным и не подлежащим обжалованию.

Тем не менее Эрбиль заявил, что имеет встречные претензии к Dana Gas, выраженные в сумме 3 млрд долларов. По мнению РегПК, конфликт еще не разрешен, и судебный процесс продолжится в ближайшее время.

Напомним, что в 2007 году Регион Курдистан заключил с консорциумом, учрежденным эмиратскими компаниями Dana Gas и Crescent Petroleum, 25-летний контракт на разработку газовых месторождений «Кхор Мор» и «Чемчемаль». Однако вскоре у проекта возникли проблемы из-за неурегулированных вопросов о правах на залежи.

Позже консорциум заявил, что ему не перевели оговоренные выплаты за конденсат и сжиженный газ, и в октябре 2013 года подал иск в Лондонский международный арбитраж.

«После почти 7 лет проволочек, вызванных этим ненужным спором, мы надеемся, что теперь нам, наконец, удастся начать развитие этого крупного месторождения, чтобы принести пользу и Курдистану, и всему Ираку», – заявил исполнительный директор Crescent Petroleum М.Джафар.

Со своей стороны, компания Dana Gas заявила, что имеет дополнительные претензии к властям Региона Курдистан из-за отсрочки начала разработок на указанных месторождениях, которые будут предъявлены в 2016 году одновременно со встречными претензиями Эрбиля.

Консорциум инвестировал в проект более 1,2 млрл долларов и добыл около 150 млн баррелей нефтяного эквивалента.

В октябре 2015 года курдская автономия отправлял на экспорт 595,5 тыс. баррелей в сутки (порядка 22% от общего нефтеэкспорта Ирака и почти вдвое больше уровня осени 2014 года).

По итогам минувшего года доходы Региона Курдистан от продажи нефти в среднем составляли около 400 млн долларов в месяц.

По имеющейся информации, в конце прошлого – начале текущего года сбыт курдской нефти в обход центральных властей достигал отметки 600 тыс. баррелей нефти в сутки.

При этом география поставок не замыкалась на Турции. Помимо этой страны, курдскую нефть покупали европейские клиенты, прежде всего Италия, Кипр, Венгрия, Хорватия.

Набирающее ход двустороннее сотрудничество европейских покупателей с Эрбилем стало подтверждением крупных поставок курдской нефти в Европу, несмотря на попытки Багдада помешать прямым контрактам потребителей с автономией и саботировать прокачку добытого на ее территории сырья по трубопроводу, идущему в турецкий порт Джейхан.

В 2015 году Венгрия увеличила импорт нефти из Региона Курдистан. Венгерская компания MOL получает основную часть нефти из России. Однако с лета прошлого года она активизировала импорт сырья из курдских месторождений Ирака. Курдская нефть перерабатывается на крупнейшем НПЗ Венгрии под названием Szazhflombatta.

«Это серьезные объемы, обеспечивающие до 40% потребностей нефтеперерабатывающего завода», – заявил трейдер, занимающийся морским импортом.

В свою очередь, официальный представитель MOL отказался комментировать эту информацию, но сообщил, что компания действительно нарастила закупку нероссийской нефти.

На тот момент венгерская компания также сообщила, что планирует принять до конца 2015 года 12–13 нефтеналивных танкеров; в 2014 году их было 8, в 2013 году – 3.

По заявлению курдской стороны, Регион Курдистан увеличил самостоятельные поставки нефти в Европу, поскольку центральные власти Ирака в очередной раз не выделили нужную автономии сумму из государственного бюджета.

В то же время центральные власти Ирака неоднократно называли самостоятельные поставки курдской нефти незаконными и объясняли неполное финансирование Эрбиля тем, что власти автономии не отгружают оговоренные объемы нефти государственной компании SOMO, которая занимается продажей курдской нефти.

SOMO грозится подать в суд на любую структуру, которая закупает курдскую нефть в обход Багдада.

Источники в трейдерских кругах сообщают, что венгерская компания MOL и хорватская компания Janaf, контролирующая нефтепровод Jadranski Naftovod, обеспечивают импорт сырья из Региона Курдистан через хорватский порт Омишаль.

Для бесперебойных поставок иракской нефти уменьшается объем прокачки российской Urals в трубопроводе, обеспечивающем поставки сырья в Венгрию, Боснию и Герцеговину.

По информации трейдеров, европейцы, как минимум, ежемесячно получают 1–2 танкера курдской нефти. Трубопровод из Хорватии к НПЗ заполнен сырьем из Киркука.

Чтобы сдержать активность Региона Курдистан, не позволив Эрбилю увеличивать добычу и экспорт сырья, Багдад занес многие нефтедобывающие компании, сотрудничающие с РегПК, в черный список, а подписанные контракты между зарубежными компаниями и курдскими властями не получают юридического согласия со стороны Ирака.

Тем не менее это не остановило иностранных подрядчиков, ведущих свою деятельность на курдской территории. Чем же обусловлен интерес инвесторов к Региону Курдистан?

Во-первых, курдские месторожденя содержат весьма солидные объемы сырья, что говорит о высоком потенциале добычи. К примеру, суммарные запасы двух участков, которые достались «Газпром нефти», составляют 3,5 млрд баррелей нефти, что на 500 млн баррелей меньше залежей «Бадры».

Во-вторых, в Регионе Курдистан, в отличие от Ирака, принят закон, поощряющий иностранное инвестирование в нефтегазовый сектор экономики, а также обеспечивающий юридические гарантии зарубежному инвестору, что существенно снижает степень правовых рисков для последнего.

В-третьих, Эрбиль предоставляет международным компаниям более выгодные условия ведения своей деятельности, нежели федеральное правительство:

 

  • гарантия получения прибыли:
  • мягкий налоговый режим (отсутствие налогов на 10 лет);
  • отсутствие таможенных пошлин;
  • возможность полной репатриации прибыли;
  • взвешенные и оцененные риски.

Иностранцы приветствуют то, что в отличие от предоставляемых Багдадом сервисных контрактов, которые не позволяют зарубежным компаниям получать право собственности на природные ресурсы, соглашения о разделе продукции, заключаемые Эрбилем, куда более выгодны.

Однако при названных «за» есть и свои «против».

Например, крупнейшая в Регионе Курдистан нефтегазовая компания Genel Energy в 2015 году понесла убытки в размере 1,16 млрд долларов, что в 3,7 раза превышает отрицательный результат 2014 года.

Как следует из отчетности компании, в это стало следствием не только низких цен на нефть, но и значительной переоценки одного из главных активов – месторождения «Так-Так».

Ввиду обновления данных о запасах сырья на этом промысле Genel Energy вынуждена была списать за год более 1 млрд долларов. По сведениям на 31 декабря 2015 года, объем доказанного и вероятного ресурса нефти (категория 2P) на участке «Так-Так» снизился до 172 млн баррелей, то есть почти в 4 раза по сравнению с оценкой 2011 года.

«Мы признаем и разделяем разочарование в связи с обновление данных о запасах месторождения «Так-Так»», – заявил исполнительный директор компании М.Озгюл.

В отчете компании также подчеркивается, что в связи со значительным падением объемов нефтедобычи в 2015 году, которое пришло на смену быстрому росту производства в предыдущие годы, Genel Energy приняла решение уменьшить инвестиции в курдское месторождение «Так-Так».

Британская компания не единственная, кто в минувшем году понес убытки на нефтепромыслах в Ираке. Ранее российская компания «Газпром нефть» сообщила, что в 2015 году ее потери от обесценения активов сегмента разведки и добычи в этой арабской стране составили 11,6 млрд рублей.

Некоторые другие нефтяные компании, ведущие деятельность на территории Региона Курдистана, также недовольны сложившейся ситуацией.

Так, ExxonMobil и Chevron (обе из США), ведущие разведку в курдской автономии с 2012 года, пока не поставили на баланс нефтяные запасы.

52.38MB | MySQL:106 | 0,722sec