Израиль: газовое соглашение утверждено, проблемы остались

Прошло два месяца с тех пор, как судьи Верховного суда (БАГАЦ), большинством голосов «зарубили» газовое соглашение, лоббируемое премьер-министром Б.Нетаньяху. Камнем преткновения, стал в основном лишь один пункт соглашения, в котором давались гарантии невмешательства правительства в газовое регулирование на длительный срок. БАГАЦ постановил, что данный пункт должен быть либо убран из соглашения, либо должен быть утвержден Кнессетом, а не правительством.

После словестной «атаки» на БАГАЦ о непонимании им «политического и экономического момента» развития газовой отрасли страны, правительство, а в месте с ним и газовые компании пришли к выводу, что нет другого пути и в итоге согласились на «подправленный» судом вариант газового соглашения.

В итоге 22 мая правительство утвердило новый вариант газового соглашения. Из текста исключен пункт, обязывающий будущие правительства Израиля в течение длительного срока не вносить изменений в условия регулирования газовой отрасли. Вместо него в договор включили декларативное обещание по возможности сохранять стабильность условий работы газодобытчиков и в случаи чего компенсировать часть убытков. Согласно утвержденному соглашению, газовый консорциум будет защищен до 2019 года от любых изменений регуляции в газовой отрасли или новых законов, меняющих условия деятельности компаний в Израиле.

Таким образом правительство отреагировало на решение БАГАЦа, который отверг первоначальный пункт о стабильности, рассчитанный на 10 лет. Иными словами, правительство согласилось дать газовикам гарантии стабильности лишь до окончания собственной каденции, если оно конечно продержится до 2019 года.

Глава правительства Б.Нетаньяху вновь объявил соглашение «историческим успехом» и похвалил министра энергетики Юваля Штайница, приложившего много сил для его продвижения. Принеся благодарности Ю.Штайницу и юристам, которые помогли придать документу более приемлемый для БАГАЦа вид, Б.Нетаньяху заявил, что благодарности заслуживает и «еще кое-кто». Пояснив в дальнейшем, что «кое-кто», это он сам и призвал так же всех «поблагодарить и главу правительства».

В заявлении кабинета сказано, что консорциум «Левиафан» намерен приступить к коммерческой добыче газа на крупнейшем месторождении Израиля до конца 2019 года. Предложенный трехлетний срок даст американской компании Noble Energy и израильской «Делек» необходимую уверенность в незыблемости условий хотя бы на этот период. В результате сокращения периода «стабильности» государство сможет увеличить налоги с газовых компаний, которые сегодня платят 62%, включающих концессионные выплаты, налог на компании и «налог Шешинского» на чрезмерные доходы. В случае увеличения налогов правительство рассматривает возможность денежной компенсации газовым компаниям.

В ходе заседания правительства министр экологии Ави Габай вновь голосовал против соглашения. По его словам, практика показала, что соглашение является «одной сплошной большой ошибкой». А.Габай объяснил, что соглашение не учитывает изменений в конъюнктуре рынков энергоносителей, случившихся за последний год, и тормозит перевод израильской промышленности на природный газ: монопольная цена газа на израильском внутреннем рынке делает его применение нерентабельным. Естественно А.Габай не был услышан «товарищами из кабмина», но продолжая отстаивать свою позицию подал в отставку с поста министра экологии.

При этом уходя ему удалось хлопнуть дверью, ведь буквально через несколько дней Министерство энергетики скорректировало объёмы запасов месторождения «Левиафан», уменьшив их официально на 20 %. Сообщая об утверждении плана развития инфраструктуры газового месторождения «Левиафан» Министерство энергетики и водных ресурсов упоминало, что запасы газа на месторождении «Левиафан», по сегодняшним оценкам специалистов, составляют около 500 миллиардов кубометров (BCM), а не 620 (ВСМ), как заявлялось ранее.

Бывший министр экологии А.Габай тут же обвинил министерство в намеренном сокрытии от правительства и общества важной информации, касающейся газового соглашения, ведь на оценках объема месторождения были основаны экспортные квоты, выданные правительством газовому консорциуму.

«Выясняется, что министерство уже два года знает и скрывает, что газа на 20% меньше, чем сообщали правительству и обществу. Это значит, что соглашение о разделе объема добычи между внутренним рынком (и национальными резервами) и экспортом было основано на неверной информации, и никакие «сотни миллиардов» нас на самом деле не ждут», — написал А.Габай на своей странице «Фейсбук».

Пресс-служба министерства энергетики не стала упоминать, что эта оценка объема месторождения была дана независимыми экспертами еще в 2014 году, о чем тогда же сообщили экономические издания «Калькалист», TheMarker и другие. Хотя в то время Министерство энергетики, в один голос с газодобытчиками, опровергло эти публикации и настаивало на правильности данных об объеме месторождения, представленных правительству газовым консорциумом. Хотя уже тогда шел спор между специалистами министерства и представителями консорциума о правильности модели подсчётов запасов, но видимо в момент отсутствия соглашения этот вопрос считался не принципиальным.

Лишь после того, как правительство утвердило исправленную с учетом требований БАГАЦа текст газового соглашения, Министерство энергетики вдруг согласилось с мнением, как своих подчиненных, так и нанятых им же независимых экспертов и утвердило новую «пониженную» сумму запасов газа.

В настоявший момент полным ходом идут работы по согласованию всех принципов разработки месторождения «Левиафан». На первом этапе разработки месторождения планируется пробурить только часть из 30 планируемых скважин, позволяющих уже с 2020 года дать как минимум по 18 миллиардов кубометров газа в год. Рассматриваются вопросы увеличения добычи на месторождении «Тамар», путем бурения дополнительных скважин, и реанимация части скважин на месторождении «Мери В». И хотя буровые работы планируется начать до конца года, разработчики не очень спешат с претворением этих планов в жизнь, так как остаётся открытым вопрос, что делать с таким объёмом газа. Ведь по итогам прошлого года Израиль потребил лишь 8,5 миллиардов кубометров газа, а в ближайшей перспективе эта цифра возможно дойдет до 12 миллиардов.

Так что вопрос о поиске внешних потребителей и о определении путей сбыта газа за границу выходит на первый план. В этой связи видимо стоит ожидать активизации переговорного процесса с Египтом и Иорданией. В свете нормализации отношений с Турцией, возможен и новый виток переговоров о строительстве подводного газопровода к ее берегам.

62.82MB | MySQL:102 | 0,476sec