Террористические акции в Саудовской Аравии

Произошедшие 3 и 4 июля 2016 г. террористические акты ‒ центральное событие для Саудовской Аравии. Для этого существуют серьезные причины. Казалось бы, после взрыва шиитской мечети в Восточной провинции в декабре 2014 г., объявленного делом рук боевиков-смертников из «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), и раскрытия в июне 2015 г. разветвленной сети его сторонников деятельность приверженцев этой структуры была прервана. Тем не менее, последние взрывы доказали, что ситуация выглядит намного сложнее, чем еще год назад это представляли саудовские специальные службы.

Взрывы 3 и 4 июля, все так же осуществленные, как подчеркивают в Эр-Рияде, боевиками-смертниками из ИГ, выглядят как хорошо подготовленная и скоординированная акция. Они произошли одновременно в трех городах ‒ Эль-Катифе (Восточная провинция), Джидде и Медине. Для их проведения было выбрано наиболее подходящее время ‒ закат солнца, когда в рамадан начинается ифтар, в котором, естественно, участвуют и сотрудники службы безопасности. Если в Джидде взрыв произошел в центральной части города, неподалеку от здания, в котором ранее размещалось американское консульство, то в Эль-Катифе рядом с центральной мечетью города, а в Медине ‒ в непосредственной близости от одной из основных святынь ислама ‒ Мечети Пророка, что позволило основным саудовским изданиям выйти 5 июля с заголовком на их первых страницах ‒ «Терроризм направлен против Второй (после мекканской Каабы ‒ Г.К.) Святыни». При этом эти же издания напомнили саудовским гражданам о событиях 1979 г., когда группа религиозных фанатиков-экстремистов захватила Главную мечеть в Мекке.

При этом, как сообщали саудовские издания, взрыв в Джидде, скорее всего, не достиг своей цели, поскольку смертник взорвал себя, когда сотрудники службы безопасности (среди которых не оказалось пострадавших) готовились его схватить. Взрывы же в Медине и Эль-Катифе, также, в конечном итоге, не достигшие своих целей, привели, тем не менее, к человеческим жертвам (4 сотрудников службы безопасности погибли и 6 ранены в Медине), как минимум, трое погибли в Эль-Катифе. Взрыв в Медине, произошедший на стоянке автомобилей рядом с Мечетью Пророка, вызвал серьезный пожар.

Как заявил официальный представитель саудовского министерства внутренних дел бригадный генерал ат-Турки, взорвавший себя смертник в Джидде был постоянно проживавшим в Саудовской Аравии пакистанец. Данные о смертниках, действовавших в Эль-Катифе и Медине, неизвестны, — по заявлению все того же официального представителя внутриполитического ведомства, остатки их тел подвергаются генетической экспертизе.

Комментируя взрывы, саудовские официальные лица делают акцент на том, что они произошли в завершающие дни месяца рамадан, подвергая сомнению подлинность религиозных убеждений смертников-сторонников ИГ. Это естественное обстоятельство, — противостоя современному терроризму, саудовское государство в своей контрпропаганде противопоставляет «умеренность» и «терпимость» саудовского ислама тому, что оно называет «излишеством» идеологических построений не только «исламского государства», но и иных ближневосточных террористических структур и организаций.

Вместе с тем, эксперты саудовской службы безопасности и Министерства внутренних дел, анализируя последние события в стране, стремятся подчеркнуть, что они стали «итогом угасания ИГ», как следствия «его поражений на полях сражений в Ираке, Сирии и Ливии». Это означает, в первую очередь, что ИГ, как и подобные ему группировки, «меняют стратегию действия», направляя свои удары по «ведущим государствам региона», ставя перед собой цель «дестабилизировать ситуацию в этих государствах». Эти эксперты отмечают практическую «одновременность» осуществленных акций ‒ в Иордании, Стамбуле и, наконец, в Саудовской Аравии. При этом подчеркивается, что режим повышенной опасности введен в Кувейте, который также может стать жертвой террористических атак, поскольку, по заявлению кувейтского Министерства внутренних дел, в этой стране была раскрыта ячейка террористов (в связи с ней вновь называется ИГ), готовившая операции смертников против кувейтских государственных учреждений.

Вместе с тем, активизация террористической деятельности происходит накануне наступающего праздника Ид аль-ФитрУраза-Байрам, начало которого приходится в текущем году на 6 июля (об этом уже объявлено в специальном заявлении Совета высших улемов). В силу этого обстоятельства в Саудовской Аравии (а также во всех странах Залива) органы государственной безопасности приведены в состояние повышенной антитеррористической готовности. Особое внимание уделяется охране саудовско-иракской (и кувейтско-иракской) границе, через которую, как предполагается, в страну могут проникнуть приверженцы ИГ. Разумеется, усилена охрана государственных учреждений, объектов нефтяной промышленности и места скопления людей (мечети, в частности, Главная мечеть в Мекке и Мечеть Пророка в Медине, а также шиитские мечети и хусейнийи в Восточной провинции, рынки, магазины, парки и места развлечений, в первую очередь).

52.21MB | MySQL:103 | 0,617sec