Экономика Пакистана: сегодня и завтра

Итоги только что завершившегося в Пакистане 2015/16 финансового года[i] свидетельствуют, что экономика страны находится в относительно стабильном состоянии. Так, темпы

экономического роста достигли по официальным данным 4.7% (по плану предполагалось 5.5%) по сравнению с 4% в предыдущем финансовом году. При этом реальный сектор экономики показывает неоднозначную динамику – объем сельскохозяйственного производства сократился на -0.2% (в предыдущем году агросфера выросла на 2.5%), а индустриальные отрасли достигли почти 7% (по сравнению с 4.8% в 2014/15 г.). Сфера услуг стабильно показывает в последние годы рост в размере 4.5-5% в среднем в год. Агросфера в Пакистане в соответствии с международной статистикой национальных счетов объединяет земледелие, животноводство (оно обеспечивает 60% вклада в общую сельскохозяйственную добавленную стоимость), лесное хозяйство и рыболовство. Индустрия охватывает горнодобывающую и обрабатывающую промышленность, строительство, энерго- и газоснабжение. В сферу услуг входят такие отрасли, как транспорт и связь, торговля, кредитная система, домовладение, управление и оборона, некоторые небольшие отрасли сферы обслуживания.

Не исключено, что темпы роста ВВП могли быть несколько завышены официальной пакистанской статистикой, но скорее всего незначительно. По мнению работающих на постоянной основе в Пакистане экспертов Всемирного банка и МВФ, основные макроэкономические показатели, публикуемые правительством Пакистана в официальных изданиях, в основной своей массе соответствуют истинному положению дел в экономике страны (рост ВВП составил, по их мнению, не более 4.5%). Именно поступательное движение пакистанской экономики, основанное на постепенном ее реформировании в сторону роста частного сектора и сокращении государственной зарегулированности является основанием для предоставления экономической помощи со стороны международных финансовых организаций. Вместе с тем, политические оппоненты Наваз Шарифа утверждают, что рост экономики Пакистана в 4.7% существенно завышен и не соответствует действительности. По их мнению, реально он составил лишь 3.1%. В частности, считаются завышенными рост индустрии (не 6.8%, а 5.5%) и сферы услуг – не выше 4%; падение же производства в сельском хозяйстве оценивается ими в -2%. Тем не менее, мы считаем целесообразным использовать в своих оценках преимущественно официальные данные, которые нам представляются в целом корректными, но оговаривая там, где это необходимо, переоценку состояния экономики Пакистана со стороны официальных органов.

Указанное выше падение производства в агросфере обусловлено неблагоприятными погодными условиями (сильная засуха, приведшая к острой нехватке воды в ирригационных каналах в последние 2 года). Это обусловило снижение производства основных экспортных культур, главным образом хлопка и риса, что, в свою очередь, заметно снизило загруженность ведущей отрасли промышленности страны – текстильной, и как результат – незначительный рост экспорта, составившего 21 млрд. долл. в 2015/16 г. (хотя планировалось довести его объем до 26 млрд долл.) при импорте в 43 млрд. долл.[ii] (главной статьей вывоза являются товары именно хлопковой группы – готовые текстильные изделия, хлопчатобумажные нити и пряжа, хлопок-сырец, — а также рис).

Доход на душу населения вырос незначительно – до 1560 долл. по сравнению с 1517 долл. в предыдущем финансовом году (1072 долл. в 2009/10 г.). Для сравнения приводим в Табл. 1 некоторые макроэкономические параметры ряда стран мира в 2015 г.

Таблица 1.

Население, доход на душу населения, темпы роста ВВП

ряда стран мира в 2015 г.

 

Страна Темпы роста ВВП,

%

Население, на 1.01.2016,

млн. человек

Доход на душу населения, долл.
США 2.4 324 55 200
Япония 0.5 126 42 000
Россия -3.7 146 13 220
Китай 6.9 1 379 7 400
Филиппины 5.8 102 3 500
Шри Ланка 5.2 21 3 460
Индия 7.3 1 328 1 570
Пакистан 4.7 195 1 560
Бангладеш 6.4 163 1 080

 

Нам представляется, что официальная пакистанская статистика существенно занижает основной демографический параметр – численность населения Пакистана. По официальным данным, численность населения страны составила на начало 2016 г. 195 млн человек; по нашим оценкам население превышает 205 млн человек. Последняя перепись страны была проведена в 1998 г.(!), и в период после предыдущей переписи 1981 г. население росло в среднем на 2.7% в год. Представляется крайне маловероятным, чтобы в условиях невыполнения Программы планирования семьи в Пакистане среднегодовые темпы прироста населения сократились в период 1998-2016 гг. до 2%. Проведение очередной переписи населения, намеченной ранее на 2011 г., из года в год откладывается по разным политическим и финансовым причинам. В начале 2016 г. правительство сообщило о своем намерении провести перепись населения страны осенью в указанном году, однако вовсе не исключено, что ее проведение будет вновь отложено.

В Пакистане на макроэкономическом уровне происходит процесс, характерный практически для всех стран мира на определенном этапе их развития – постепенное сокращение вклада реального сектора экономики в создание ВВП и рост доли сферы услуг. В 2015/16 г. удельный вес сельского хозяйства в ВВП составил 19%, индустриальных отраслей – 21% и вклад сферы услуг достиг 60%. Заметим при этом, что эти цифры слабо коррелируют с занятостью в указанных секторах национального хозяйства Пакистана – из общей численности экономически активного населения в размере 61 млн. человек в агросфере заняты 42%, индустрии – 23% и в сфере услуг соответственно 35%. При этом, как подчеркивают официальные пакистанские лица, уровень безработицы держится в последние несколько лет стабильно на уровне 6%. Однако заметим, что влияние сельского хозяйства на состояние экономики страны определяется отнюдь не только уровнем занятости в размере 42%; положение примерно 2/3 населения Пакистана (как в экономическом, так в определенной степени и социальном плане) полностью зависит от состояния этой основной отрасли материально-вещественного производства, особенно учитывая тот факт, что именно в аграрной сфере женская занятость намного больше, чем в других отраслях экономики (75% занятых в агросфере – женщины).

Правящие круги страны подчеркивают постепенное снижение инфляции в Пакистане, которая (по официальным данным) составила менее 3% в 2015/16 г. по сравнению с 4.5% в предыдущем финансовом году, 8.6% в 2013/14 г. и 11% в 2011/12 г. Однако с нашей точки зрения этот параметр занижен, поскольку рост розничных цен на основные потребительские товары свидетельствует об обратном — по нашей оценке, инфляция колебалась в 2015/16 г на уровне не менее 4%. Об этом, в том числе, свидетельствуют и данные о дифференцированном росте цен на продовольствие и на непродовольственные товары, особенно учитывая то обстоятельство, что вклад в общую инфляцию роста цен на продовольствие составляет примерно 1/3, при опережающем росте цен на непродовольственные товары, которые «вкладывают» соответственно 2/3 в инфляционный рост.

Исходя из курса национальной валюты к доллару США в размере 1 доллар = 105 пакистанских рупий ниже мы приводим розничные цен на некоторые продовольственные и промышленные товары в столице Пакистана – Исламабаде по состоянию на начало лета 2016 г.:

Товары                                                                      Цены, в долларах США

Молоко, 1 литр                                                                                  1.00

Хлеб белый, батон 500 г                                                                  0.50

Рис, 1 кг                                                                                             1.30

Яйца, дюжина                                                                                   1.05

Сыр местного производства, 1 кг                                                   6.20

Куриные грудки, бескостные, 1 кг                                                 2.70

Говядина, 1 кг                                                                                   4.10

Яблоки, 1 кг                                                                                      1.33

Бананы, 1 кг                                                                                      1.12

Апельсины, 1 кг                                                                                0.83

Помидоры, 1 кг                                                                                 0.65

Картофель, 1 кг                                                                                 0.37

Бутылка воды (1.5 литр)                                                                  0.53

Пачка сигарет («Мальборо»)                                                                       1.33

Бензин (экв. АИ-92), 1 литр                                                            0.70

Джинсы (Levis)                                                                               32.00

Кроссовки (Nike)                                                                            57.30

Туфли мужские, кожаные (бизнес-класс)                                    47.60

 

С учетом уровня цен на основные продовольственные и промышленные товары и усредненных потребностей взрослого пакистанца в еде (2350 к/калорий в день) официальными статистическими органами Пакистана в 2012 г. был заново рассчитан минимальный доход на человека в день (т.н. «Стоимость основных нужд»), ниже которого начинается нищета – этот показатель составил около 1 долл. в день, что даже ниже принятого в международной практике этого параметра в размере 1.25 долл. Статистические расчеты пакистанских экспертов показали, что официально 30% населения Пакистана проживает ниже черты бедности. При этом в городе таковых насчитывалось 18%, а в сельской местности – 36%. Заметим, что до перерасчета уровня бедности в 2012 г. проживавших за чертой бедности насчитывалось лишь 12% всего населения страны, что вызывало понятный скептицизм даже у непрофессионалов как внутри Пакистана, так и за его пределами. Обратный перерасчет (своего рода «экстраполяция назад»), также проведенный пакистанскими статистиками, показал, что в действительности ниже черты бедности в Пакистане проживали в 2012 г. 36%.

В принятом парламентом бюджете на 2016/17 год обращают на себя внимание 3 положения.

Первое – низкий уровень бюджетного дефицита, оцениваемый в размере в среднем 3.8% к ВВП; при этом, в 2008-2013 гг. (период правления Пакистанской народной партии) этот параметр колебался на уровне 6-8% — это особо подчеркивается нынешним правительством, возглавляемым Наваз Шарифом (партия Мусульманская лига /Н/). Однако мы не исключаем сознательное занижение официозом этого показателя с целью подчеркнуть полную корректность экономического курса нынешнего правительства по формированию бюджета после его прихода к власти в 2013 г.

Второе – стабильное, как особо подчеркивают правящие круги, отношение военных расходов к ВВП за последние 8 лет – 2.5%. В абсолютном исчислении военные расходы Пакистана составят в 2016/17 г. 8.1 млрд долл. по сравнению с 7.3 млрд долл. в 2015/16 финансовом году. Для сравнения укажем, что военные расходы Индии составят в 2016 г. 36.5 млрд долл., а Китая – 215 млрд долл.

Но здесь следует учитывать, что некоторые затраты на военные нужды не проходят по статье «военные расходы», а скрываются в других статьях бюджета, носят засекреченный характер. В пакистанском военном бюджете не учтены, в частности, расходы на пенсионное обеспечение военных, реализацию ядерной программы, военные действия федеральных сил по борьбе с терроризмом на Территории племен федерального управления (провинция Хайбер Пахтунхва). Эта неучтенная часть военных затрат ставится в вину правительству со стороны оппозиционных сил, которые обвиняют его в занижении таким путем общей расходной части госбюджета.

Третье – опережающий общий рост государственных расходов на развитие сельского хозяйства (по сравнению с другими отраслями), учитывая крайне сложное положение в агросфере в 2014-2016 гг. Предусматривается льготный тариф за пользование электроэнергией для малой ирригации, льготное кредитование фермерских хозяйств, заметное снижение импортных пошлин на машино-техническое оборудование для сельского хозяйства и некоторые другие меры, призванные повысить рост продуктивности в агросфере.

Три основных препятствия стоят на пути ускорения экономического развития Пакистана.

Первая и главная проблема — острая нехватка электроэнергии как для нормального функционирования всех отраслей национального хозяйства Пакистана, так и для жизни всего населения страны (ввиду веерного ежедневного отключения электричества на 4-8 часов, а иногда на 10-12 часов). По оценкам Министерства энергетики и водных ресурсов Пакистана, потребность страны в электроэнергии составляет 22 тыс. МВт, при этом не хватает как минимум 6 тыс. МВт. Наваз Шариф, победив на выборах в 2013 г., пообещал кардинально решить эту проблему к 2018 г., понимая, что в случае невыполнения обещания он существенно лишится голосов избирателей на всеобщих выборах в 2018 г. Энергетическая проблема решается путем строительства новых и модернизации действующих ГЭС и ТЭС, атомных электростанций, массированных закупок газа за рубежом для ТЭС — в этом Пакистану оказывают существенную финансовую помощь АзБР, МВФ, Всемирный банк. Нетрадиционные источники энергии (солнце, ветер) используются в незначительной степени.

Вторая проблема – крайне низкий уровень собираемости налогов, массовое уклонение от прямого налогообложения и как следствие – острая нехватка средств для покрытия растущих расходов на обслуживание внутреннего и внешнего долга (внешний долг составляет 65 млрд. долл.), военные нужды, экономическое развитие. Отношение налогов к ВВП в Пакистане одно из самых низких в мире – 9%, ставится задача повысить этот параметр к 2018 г. до 13%. Заметим, что показанный выше сравнительно небольшой бюджетный дефицит связан не столько с сбалансированностью самого бюджета, сколько с объективной невозможностью повысить его расходную часть из-за сложностей с увеличением его доходной части.

Третья проблема – высокий рост расходов на борьбу с терроризмом и экстремизмом. По оценкам пакистанской стороны (не исключено, что завышенным), на эти цели напрямую ежегодно расходуется около 2 млрд долл. (основная часть которых, впрочем, компенсируется за счет средств Фонда коалиционной поддержки, функционирующего в США). По утверждению министра финансов Пакистана Исаак Дара, общие расходы страны на борьбу с терроризмом (прямые и косвенные, включая потери в результате нежелания национальных и особенно зарубежных инвесторов вкладывать капиталы в пакистанскую экономику) составили 5.6 млрд долл. в 2015/16 г., 4.5 млрд в 2014/15 г., а в целом, начиная с 2001 г., — 118 млрд долл.

Кроме того, сдерживающими факторами роста экономики (в том числе слабая активность иностранных инвесторов) являются сильная забюрократизированность госаппарата и его коррумпированность, а также неполное выполнение Программы приватизации.

Два основных фактора позволяют Пакистану оставаться «на плаву» в экономическом и в какой-то степени политическом плане – значительная внешняя помощь и поступления от пакистанцев, работающих за границей.

Внешняя помощь, поступаемая в Пакистан от ведущих международных финансовых организаций (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития и др.), а также на двусторонней основе (главным образом из США, арабских нефтедобывающих государств, некоторых стран Евросоюза) колеблется в последние несколько лет на уровне 2-2.5 млрд долл. ежегодно. При этом здесь не учитывается военно-экономическая помощь, предоставляемая преимущественно США (в том числе на борьбу с терроризмом). Отметим, что, несмотря на определенное похолодание в американо-пакистанских отношениях в 2015-2016 гг. (связанное, в частности, с нежеланием продать Пакистану 8 истребителей F-16 по льготной цене, поддержка заявки Индии, а не Пакистана на вступление в Группу ядерных поставщиков, общее расширение американо-индийских отношений, что вызывает настороженность и явное недовольство Пакистана, нарушение границ Пакистана полетами американских БЛА и т.д.), США останутся основным стратегическим партнером Пакистана. Вероятно лишь Китай может составить здесь определенную конкуренцию (в экономической сфере) после обещанных в апреле 2015 г. инвестиций в национальное хозяйство Пакистана в размере 46 млрд долл.

Поступления от пакистанцев из-за рубежа ежегодно растут и составили в 2015/16 г. 19 млрд долл. (почти равны доходу от экспорта). Основная их часть поступает из мусульманских нефтедобывающих стран, в первую очередь из Саудовской Аравии (30% всех поступлений) и ОАЭ (22%). Значение миграции части пакистанского населения в арабские страны, а также в Европу и Северную Америку определяется и социальным фактором – снижается уровень безработицы и неполной занятости (сейчас безработица официально составляет 6%), в результате чего сокращается возможность социального взрыва вследствие частичного оттока за пределы Пакистана безработной части населения страны.

Кроме того, важным позитивным фактором экономического развития Пакистана являются низкие цены на нефть, а также обещанные Китаем значительные инвестиции в его производственную инфраструктуру (главным образом в энергетику) в размере 46 млрд. долл. Практически все эти средства предполагается направить на сооружение Китайско-пакистанского экономического коридора как часть «Нового шелкового пути».

В перспективе Пакистан планирует достичь весьма амбициозных темпов экономического роста в размере 5.7% (2016/17 г.) и довести их к 2018/19 г. как минимум до 7% (что, однако, маловероятно, учитывая сложную ситуацию в агросфере и неясность с возможностью решения энергетической проблемы).

Российско-пакистанские торговые отношения продолжают оставаться на весьма низком уровне — в ходе заседания Совместного делового совета Россия-Пакистан в Торгово-промышленной палате России в июне 2016 г. обе стороны определили двусторонний товарооборот в 2015 г. в размере 396 млн долл. (в 2014 г. он составил 440 млн долл. и 484 млн в 2013 г.). При этом российский экспорт в Пакистан сократился в указанном году до 98 млн долл., а импорт из Пакистана составил 298 мл долл. Заметная активность ТПП РФ и Пакистана по расширению торгово-экономического сотрудничества с Пакистаном в 2015 г. — первой половине 2016 г. (в частности, регулярные встречи деловых кругов обеих стран в Москве и Карачи) может реально привести к позитивным сдвигам на этом направлении.

Одними из причин низкого уровня двусторонних торгово-экономических отношений пакистанские бизнесмены считают неповоротливость, бюрократизм чиновничьего аппарата в обеих странах, а также его существенная коррумпированность (по рейтингу «Transparency International» из 177 государств мира Пакистан по уровню коррупции в 2015 г. занимал 117 место, Россия – 119 из 177 возможных). Кроме того, бизнесменов обеих стран весьма беспокоит крайне напряженная криминогенная обстановка как в России, так и в Пакистане – по данным Международного рейтингового агентства «Global Peace Index», Пакистан занимает 11-е, а Россия 13-е место среди самых опасных стран мира из 163 возможных.

Пакистанские официальные лица опасаются трудностей с реализацией главного объекта двустороннего сотрудничества — российского проекта по сооружению газопровода из Карачи в Лахор (протяжённостью 1100 км и предварительной стоимостью 2.5 млрд долл.) в связи с наложением санкций со стороны США на ответственную российскую компанию «Ростех – Глобальные ресурсы». Однако, по мнению пакистанской стороны, возможно оформление проекта через некую «компанию специального назначения», которая может быть зарегистрирована в Пакистане (например, китайская).

Пакистанская сторона высказывает пожелание продолжить переговоры по закупке еще 12-ти ударных вертолетов Ми-35 (по 4-м вертолетам Соглашение уже было подписано) и проявляет интерес к возможной закупке истребителей-бомбардировщиков Су-35.

Высокопоставленный пакистанский дипломат, работающий в России, в беседе с нами подтвердил намерение пакистанской стороны проработать вопрос о закупке учебно-боевых самолетов Як-130 (здесь внимание Исламабада привлекает надежная комплексная система управления этой модели, позволяющая готовить пилотов для полетов на Су-30, МиГ-29, F-15, F-16, Rafale, F-22, Су-35, F-35, Т-50). Немалый интерес Пакистан проявляет также к закупке у России автоматов АК-103, однако количество в 1 млн штук не подтвердил.

Пакистанские дипломаты (включая посла Пакистана в РФ) в неофициальных беседах настойчиво интересуются возможностью визита В.В.Путина в Пакистан, предлагая в качестве одной из целей визита закладку «первой трубы» на сооружении указанного выше газопровода.

Настоящая статья подготовлена на основе анализа официальных документов правительства Пакистана – «Pakistan Economic Survey 2015-16», «Budget 2016-17», а также материалов пакистанских и индийских СМИ.[iii]

[i] Финансовый год в Пакистане не совпадает с календарным и начинается 1 июля данного года и завершается 30 июня следующего года.

[ii] Большинство экономических показателей официальная пакистанская статистика дает за период с июля по март, т.е. за 9 месяцев; но чтобы выйти на годовые показатели, мы использовали экстраполяционный подход на оставшиеся 3 месяца (апрель-июнь).

[iii]

52.43MB | MySQL:105 | 0,818sec