Некоторые аспекты сотрудничества КНР и Израиля в рамках стратегического плана «Один пояс, один путь»

По мнению китайских аналитиков, для успешного ведения бизнеса со странами Ближнего Востока необходимо активно перенимать опыт израильского бизнес-сообщества и «мозговых центров», которые в условиях религиозного «неприятия» смогли наладить устойчивые контакты со странами арабского мира.

С этой целью в марте 2016 г.  вице-премьер Государственного Совета КНР Лю Яньдун, провела переговоры с Министром образования Израиля Нафтали Беннетом, в ходе которых было подписано соглашение о создании «Общества научной дружбы КНР и Государства Израиль», а также несколько десятков соглашений о сотрудничестве в области технологий, образования и науки

По информации СМИ КНР, в составе китайской делегации находились ректора и проректора следующих ведущих высших учебных заведений Поднебесной: Пекинский университет, Нанкинский университет, Университет Цинхуа (г.Пекин), Сельскохозяйственный университет КНР (г.Пекин), Восточно-китайский педагогический университет (г.Шанхай), а также университеты провинций Шаньдун и Цзилинь

Партнерами китайских вузов стали следующие учреждения высшего профессионального образования Государства Израиль:  Университет г.Хайфа, Университет имени Бен-Гуриона в Негеве, Университет Тель-Авива, Еврейский университет в Иерусалиме.

По результатам визита были подписаны документы следующих категорий:

– рамочные соглашения о сотрудничестве;

– соглашения об обменах студентами и организации образовательных магистерских программ для одаренных студентов двух государств,

– соглашения о создании совместных научно-технических и научно-исследовательских институтов, а также «бизнес-инкубаторов» для перспективных студентов из КНР;

– меморандумы о сотрудничестве по программе обеспечения продовольственной безопасности.

Кроме израильских вузов, в качестве партнеров выступают такие компании как Israel Asia Technology Co. Ltd,  Alon MedTech Ventures и Syneron Medical Ltd. С китайской стороны заинтересованность также проявляют органы управления провинций Цзилинь, Шаньдун, города Шэньчжэнь, а также китайской China Fortune Foundation Limited.

Следует отметить, что в ближайшие пять лет количество китайских студентов, обучающихся в израильских вузах будет увеличено с 800 до 3 000 человек, что указывает на качество обучения и потребность в специалистах, подготовленных израильскими преподавателями. Вероятно, большинство выпускников совместных образовательных программ получат предложение на работу в следующих «мозговых центрах» КНР, которые задействованы в разработке политических и экономических стратегий в интересах военно-политического руководства Китая:

НИИ национальной стратегии Университета Цинхуа;

Исследовательский центр международной ситуации агентства «Синьхуа»;

НИИ международной стратегии центральной школы КПК (английская аббревиатура IISS/CPS);

НИИ международной стратегии КНР (английская аббревиатура CIISS);

НИИ стратегии Китая МИД КНР (английская аббревиатура CIISS);

НИИ арабского языка Пекинского института иностранных языков;

Институт современных международных отношений КНР (английская аббревиатура CICIR, структура подчиненная Министерству государственной безопасности КНР);

Исследовательский центр современного мира (английская аббревиатура CCCWS).

Кроме сотрудничества между университетами и компаниями налажено взаимодействие и в области подготовки сотрудников органов центрального правительства и исполнительной власти КНР. Так, Международный институт управления Галилеи (Израиль) за прошедшие 10 лет уже подготовил более 900 китайских специалистов в таких областях как: сельское хозяйство, управление водными ресурсами и т.д. В течение ближайших пяти лет будет подготовлено еще около 170 сотрудников органов исполнительной власти.

По мнению китайских аналитиков, Израиль является примером государства, где с максимальным эффектом используют интеллектуальный потенциал молодых инженеров, конструкторов и разработчиков технологий, как военного, так и гражданского назначения.  В этой ситуации Китай и Израиль могут объединить свои возможности, поскольку первый является промышленным центром, а второй «мозговым» центром по разработке технологий, которые необходимы практически любому государству.

Одной из таких ключевых технологий является опреснение и очистка морской и речной воды, а также подземных и дождевых вод. Известно, что на территории Израиля построено 4 завода по опреснению морской воды, которые полностью обеспечивают жителей страны пресной водой и способны поставлять часть своей продукции в соседние государства. Кроме того, оборудование, разработанное израильскими специалистами стабильно функционирует в нескольких странах Африки и Латинской Америки. Также, руководство некоторых провинций КНР (Шаньдун, Гуандун, Чжэцзян и Хайнань)  заключило контракты с израильскими компаниями на поставку оборудования для очистки и опреснения воды

По оценкам китайских аналитиков в мире около 700 млн человек проживают в условиях системного недостатка чистой питьевой воды, что отрицательно сказывается на здоровье людей, их работоспособности, а значит и на экономической стабильности государства. Кроме того, более 60% из указанного количества проживают в странах, которые согласились участвовать в реализации стратегического плана председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс, один путь».  По данным руководителя Центра международных экономических обменов КНР Вэй Цзяньго, 65 государств подписали соглашения об участии в реализации  стратегического проекта «Один пояс, один путь». По информации СМИ КНР, на территории этих государств расположено 95 портов, которые будут задействованы в транспортно-логистической цепочке, позволяющей, как государственным корпорациям, так и частным предпринимателям развивать свои бизнес проекты.

Подводя итог вышесказанному следует отметить, что руководство КНР направляет студентов и магистрантов, как на общедоступные программы, так и на закрытые курсы на которых освещаются проблем обеспечения множества аспектов национальной безопасности. Китайские стратеги рассчитывают, что израильские партнеры поделятся опытом борьбы с  угрозами террористических актов и захвата заложников, а также окажут действенную помощь при проектировании объектов инфраструктуры в условиях нарастающей террористической угрозы.

52.22MB | MySQL:103 | 0,492sec