После рассмотрения ситуации с так называемой «исламофобией» в крупнейших экономиках ЕС, включая Германию, Великобританию и Францию, уместно обратиться к следующей по своему влиянию стране – Италии. Сразу стоит отметить, что итальянская мусульманская диаспора – не самая крупная в Европе, а также тот факт, что присутствие в стране сирийских беженцев, всколыхнувших в 2015 году другие европейские страны, – ощутимо меньше. Тем не менее, острова Лампедуза и Сицилия традиционно являются перевалочными базами для беженцев из стран Северной Африки и Ближнего Востока, что формирует в Италии особое отношение как к переселенцам, так и к исламу. Также в Италию регулярно прибывают спасательные суда, доставляющие беженцев, потерпевших бедствие: за последние два года таким образом в Италию прибыло около 320 тыс человек.
Раздел Отчета «Исламофобия – 2015», посвященный ситуации с «исламофобией» в Италии, подготовлен двумя юристами итальянского происхождения Грацией Сиино и Надиа Левантино, специализирующимися на международном праве и правах человека.
Прямо со вступления авторы указывают на тот факт, что «Исламофобия в Италии – существенный феномен, характеризующий итальянское общество, который привлекает растущее внимание в существующей обстановке недостаточной безопасности и угроз…».
Согласно существующей статистике из 5 млн иностранных резидентов в Италии, чуть меньше трети – мусульманского вероисповедания (1,6 млн чел.). При этом, в отличие от других государств Европы, мусульманские резиденты Италии прибыли из целого ряда стран и их иммиграция — достаточно недавняя.
Вообще, стоит отметить общую черту многих страновых разделов «исламофобского отчета»: значительное число авторов уже в самом начале ссылаются на отсутствие достаточных официальных данных об исламофобских инцидентах. Именно это (и ещё, возможно, подспудное желание авторов несколько преувеличить масштаб явления) обуславливает тот факт, что когда речь заходит о фактических цифрах физической или психологической агрессии в отношении мусульман, авторы приводят иногда даже не двузначные, а однозначные показатели.
Так, собственно, и в итальянском разделе: согласно авторам, в 2015 году контактный центр при Государственном офисе против расовой дискриминации (Ufficio Nazionale Antidiscriminazione Razziali или UNAR) получил 28 сообщений о притеснениях , включая 3 в кибер-пространстве. Ещё 4 случая зафиксировала Обсерватория по безопасности против дискриминационных актов (OSCAD). В этой ситуации на помощь авторам приходит «Евробарометр», который зафиксировал то обстоятельство, что 39% итальянских респондентов чувствовали бы себя некомфортно, работая вместе с мусульманином. Кроме того, меньше половины опрошенных (41%) чувствовали бы себя спокойно, если бы их ребенок состоял бы «в любовных отношениях с мусульманином».
Авторы отмечают тот факт, что итальянское общество «гребет всех под одну гребенку» и итальянские резиденты мусульманского вероисповедания страдают от стереотипов, проникших в общественные дебаты, касательно интеграции мигрантов. Как и в других европейских странах, дискуссия по данному вопросу обрела особую остроту после террористических атак в Париже (прим.: очевидно, что террористическая атака в Ницце 14 июля с.г многократно поднимет градус обсуждения). Так, отмечено, что 16% опрошенных обвиняют ислам в целом, как религию, в случившихся терактах (прим.: из контекста следует, что авторы считают данную цифру существенной). После террористических атак на столицу Франции в Италии зазвучали призывы к мусульманам страны с требованием публичного осуждения и дистанцирования. Авторы указывают на передовицу газеты правого толка Liberoon, которая вышла 14 ноября 2015 года под заголовком («Исламские бастарды»), которая хотя и была публично осуждена, но автор статьи (Маурицио Бельпьетро) не был исключен из национальной ассоциации журналистов.
За рамками словесных атак, несколько мечетей были подвергнуты нападениям, в том числе: в Падуее, Римини и Салерно. В пригороде Неаполя свиная голова была насажена на ворота местной мечети. Касательно мечетей, авторы в целом отмечают трудности с получением разрешений на строительство от местных ведомств. Так, в 2015 году соответствующие ограничения были введены в северной провинции Ломбардия. На национальном уровне в настоящее время (по состоянию на конец 2015 года) обсуждается два законодательных акта относительно государственной регистрации имамов и мечетей. Также обсуждается предложение о том, что разрешение на строительство или ремонт мечетей должно даваться лишь официально признанным религиозным ассоциациям.
Авторы также выражают обеспокоенность за женщин, носящих хиджаб и подвергающихся словесным атакам на публике. Кроме того, невзирая на отсутствие ограничений на национальном уровне на ношение хиджаба, на региональном уровне рассматривается вопрос введения такого запрета. Правда, как оговариваются авторы, он продиктован скорее «соображениями безопасности и гендерного равенства», а не «исламофобским» подходом.
Говоря об «исламофобии» в отдельных аспектах итальянской жизни, на что, в первую очередь, обращают внимание авторы итальянского раздела?
- Исламофобия в сфере трудоустройства. Опять же авторы ссылаются на нехватку статистики в этом вопросе, однако, привычным образом вспоминают про «Евробарометр», который показывает, что 16% респондентов считают, что религиозные убеждения (скажем, проявляющиеся в ношении видимой глазу постороннего религиозной атрибутики) являются недостатком при приеме на работу. Договоренности в отношении празднования мусульманских праздников и пятничных молитв, как отмечают авторы отчета, могут быть достигнуты в Италии «трудовыми коллективами», при поддержке профсоюзов, только в крупных компаниях, но пока отнюдь не на национальном уровне.
- В сфере образования. В Италии по данным Министерства образования – около 300 тыс студентов, приехавших из стран, где ислам является доминирующей религией. Изучение религии (введение в католицизм), так называемый «час религии» в Италии свободное, хотя и оплачивается со стороны государства. Мусульмане свободны отказаться от посещений, однако, должны за свой счет нанимать преподавателя ислама. Кроме того, существуют заметные сложности в вопросе питания (свинина и халяльная еда), а также «должного размещения» мусульманских студентов в общежитиях. Не на пользу единению итальянского общества, по мнению авторов, и призывы к мусульманским студентам и их семьям осудить террористические атаки, прозвучавшие в отдельных регионах страны.
- В сфере политики. Авторы замечают рост «ненавистнической риторики» в отношении мусульман в электоральных процессах в стране, в том числе со стороны различных политических партий. Авторы приводят пример «поста» на Фейсбуке одной из местных представителей левой партии в Бонорве, которая написала, что «лучше жертвами Холокоста были бы мусульмане». Она была вынуждена уволиться с места своей службы под давлением общественности. Авторы отчета отмечают в целом недостаточность уголовного законодательства за разжигание ненависти.
- В сфере медиа. Как отмечают авторы, итальянским медиа не удается сообщать новости в «этичной манере» и они заняли «монолитную позицию по отношению к мусульманскому населению», таким образом «подхлестывая разжигание ненависти». Авторы ссылаются на целый ряд изданий, который отметились «исламофобскими» материалами и критичным отношением к мусульманам, в часности, Il Giornale, Libero и Il Primato из серии того, что «ислам – религия, полная насилия» и она – «путь дьявола». Вообще, многие СМИ в Италии ставят под сомнение существование так называемого «умеренного ислама». 95% ТВ трафика «оккупировано католическим вероисповеданием», тогда как Союз исламских общин Италии обратился к RAI с призывом об исправлении ситуации и найме на работу журналистов-мусульман, включая женщин, носящих хиджабы.
- В сфере киберпространства. Авторы отмечают наличие веб-сайтов расистского толка, включая самый скандальный из них Stormfront (в настоящее время заблокирован), а также свыше 100 «исламофобских» групп на Фейсбуке. Обеспокоенность у них вызывает отсутствие отдельного законодательства, которое было бы направлено на борьбу с разжиганием ненависти «онлайн».
В числе центральных фигур в Италии, уличенных в исламофобии, авторы упоминают Маттео Салвини (лидер Northern League), Джиорджиа Мелони (глава правой партии Fratelli d’Italia), местное правительство в Ломбардии, а также ряд движений правого толка, таких как Casa Pound и Forza Nuova.
Итак, что же предлагают Грация Сиино и Надиа Левантино в рамках борьбы с исламофобией в Италии? Приведем основные положения:
- Требуется подписание соглашения между итальянским мусульманским сообществом и государством, регулирующее их отношения.
- Закон о свободе вероисповедания должен быть скорректирован.
- Статистика по «исламофобским» актам должна вестись, и самому явлению должны посвящаться соответствующие исследования.
- Образование должно быть подлинно секулярным, что подразумевает отказ от католического «часа религии».
- Дисциплинарные взыскания должны применяться к политикам за «разжигание ненависти».
- В медийном пространстве различные религиозные течения, включая ислам, должны представляться больше.
- Журналисты, модераторы и блоггеры должны больше информироваться об «исламофобии», а интернет-индустрия должна поощряться к саморегулированию в этой сфере.
В заключение данного обзора отметим, что начале этого года в Италии был создан государственный Совет по отношениям с итальянском исламом, который согласно заявлению организаторов «призван привести ислам в соответствие с христианской и гуманистической традицией». Как заявил министр внутренних дел Анжелино Альфано «Совет будет отвечать за предоставление мнений и предложений по вопросам, касающимся интеграции людей исламской культуры и религии в Италию». Также министр сообщил, что исламские лидеры, эксперты и ученые будут работать на пути «создания итальянского ислама».
В какой мере эта инициатива, охарактеризованная в Италии рядом обозревателей, как противоречивая, окажется продуктивной, безусловно, станет ясно лишь со временем. Однако, очевидно, что после очередного масштабного теракта в Европе, на этот раз 14 июля в Ницце, времени для выстраивания конструктивного диалога будет оставаться все меньше, на фоне того, как европейское общество будет захлестывать все больше эмоций.