Американский доклад о ситуации в турецкой армии после провала попытки государственного переворота

По меньшей мере, 12 генералов и адмирал задержаны в Турции по обвинению в причастности к попытке совершить государственный переворот. Об этом сообщил телеканал «Хабертюрк». Всего же арестовано более шести тысяч бывших и действующих военных. И это не предел, так как президент Турции Р.Т.Эрдоган безусловно испуган перспективой повторения «египетского варианта» и твердо решил окончательно нивелировать роль армии в политической жизни страны. В этой связи интересны аналитические выкладки американских военных, которые пытаются спрогнозировать ситуацию в вооруженных силах Турции на среднесрочную перспективу и ее последствия для развития ситуации в регионе в целом. В общем их выводы не оригинальны: турецкая армия будет низведена до уровня тунисского аналога, что означает резкое ослабление ее боевого потенциала и неспособность реагировать на внешние и внутренние вызовы адекватно. На восстановление прежней боеспособности турецких вооруженных сил понадобятся годы. На настоящий момент времени турецкие военные активно задействованы на трех направлениях: внутреннем фронте борьбы с Рабочей партией Курдистана (РПК), сирийском и иракском направлениях. Последние два, по оценке американцев, «пострадают» в большей степени. Они ожидают, что вариант возможной турецкой интервенции в северные районы Сирии откладывается на долгое время. Р.Т.Эрдоган не рискнет в настоящее время отправлять турецкий экспедиционный корпус в Сирию, хотя мы бы такой вариант не исключали бы. Именно потому, что это хороший способ отправить значительную часть турецких военных на иной внешний участок борьбы с целью отвлечения от внутренних проблем. Тем более, что основной костяк генералитета, который категорически возражал против такого сценария, нейтрализован. В данном случае остаются проблемы российского присутствия в Сирии и рисков втягивания турецких войск в латентную минно-фугасную войну, что популярности турецкому президенту точно не прибавит. На самом деле оправлять в дальнюю экспедицию войска, которым не доверяешь в принципе, также чревато рисками вызревания заговора уже в рядах этого экспедиционного корпуса. Чем это может окончиться, мы знаем на примере Цезаря, который перешел Рубикон. Интенсивность борьбы с РПК также, по оценке американских аналитиков, снизится, но окончательно не исчезнет.

Второй основной вывод американского доклада — неразбериха с военными чревата рисками ослабления материально-технической помощи противникам режима Б.Асада. Это в свою очередь может привести к ослаблению ключевых сегментов вооруженной оппозиции и укреплению режима в Дамаске. Предвидятся серьезные осложнения американо-турецких отношений в формате использования базы Инджирлик американскими ВВС и общего фона координации усилий США и Турции по борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) по линии военных ведомств. Это взаимодействие серьезно ослабнет в ближайшее время, что ставит под вопрос развитие стратегического успеха на севере Сирии и взятие Ракки. В этой связи американские аналитики предлагают сосредоточить основные усилия на взятии иракской «столицы» ИГ Мосула. На степень восстановления взаимодействия с турецкими военными будет оказывать негативное воздействие два основных фактора: фактор Ф.Гюллена, и перманентные чистки и аресты в самой армии. Курды на севере Сирии могут воспользоваться этой ситуацией и попытаться взять под контроль новые территории. Согласимся в данном случае с выводами лишь частично. Основной объем материально-технической помощи антиасадовским силам в Сирии оказывался по каналам разведслужбы МИТ, а не армии, которая  была в данном случае лишь вспомогательным звеном. Так как сохранение своего влияния в Сирии является одной из основополагающих идей самого Р.Т.Эрдогана, то поддержка протурецкого  сегмента оппозиции, безусловно, останется, как минимум, на прежнем уровне. Другой вопрос, что чистки затронут военных Турции, которые сейчас находятся в качестве советников в штабах той же «Джебхат ан-нусры» (запрещена в России). А этот факт оставит сирийских оппозиционеров на какое-то время в ослабленном состоянии.

В этой связи следует остановиться и на теме, которую сейчас активно пытаются муссировать как в Турции, так и некоторые политологи в России. Основной смысл этих комментариев заключается в том, что военные заговорщики искусственно провоцировали ухудшение ситуации в Сирии путем организации диверсий и провокаций. Например, уничтожение российского Су-24 в ноябре 2015 года. Сам Р.Т.Эрдоган был дезориентирован неправильными докладами военных, которые своими действиями создавали необходимую ситуацию для совершения государственного переворота. Категорически с этим не согласимся. Эпизод с российским самолетом не мог состояться без прямого приказа турецкого президента. Этот инцидент должен был остановить российскую экспансию в Сирии и служить предупреждением для Москвы о том, что она заходит за «красные линии». Это точно такое же предупреждение, которое было послано Москве и в случае с диверсией против российского пассажирского самолета на Синае. Там сработали катарцы, в Сирии турки, но эта была единая позиция этих двух стран. И никакие заговорщики на такой шаг самостоятельно без угрозы дальнейших репрессий пойти не смогли бы. Это была и есть принципиальная позиция самого Р.Т.Эрдогана. Другой вопрос — подрыв оппозиционных митингов в Суруче и Анкаре. Здесь действительно могли сработать и военные заговорщики с целью дестабилизировать ситуацию и сподвигнуть оппозицию к массовым протестам. Но структурированная политическая оппозиция в самой Турции слаба и бесхребетна, как, впрочем, и армия. Таким образом, больших барьеров на пути Р.Т.Эрдогана к абсолютной власти не остается. А это означает приход исламистов к монопольной власти без всяких сдержек и противовесов в стране-члене НАТО. На месте американцев, мы бы подумали бы об этом, со всеми существующими рисками такого развития событий. Можно, конечно, утешать себя тем, что нынешняя ситуация кардинально изменится в случае физического ухода самого Р.Т.Эрдогана. Но резко ослабленная политическая оппозиция не сможет в этом случае выдвинуть какую-то внятную альтернативу, а главного гаранта «светского характера государства» в лице армии у Турции более нет.

52.29MB | MySQL:103 | 0,529sec