Китайские специалисты о ситуации в Судане, задействованной бронетехнике китайского производства и печальном опыте китайского миротворческого контингента в Африке

Распространение исламистских идей среди населения некоторых стран африканского континента и постепенное расширение зоны влияния группировки «Исламское государство» (запрещена в России) провоцирует новые боестолкновения между сепаратистами и правительственными силами в таких странах как Судан и Мали.  В связи с этим не угасает внимание китайских аналитиков к этим странам и деятельности китайских батальонов миротворцев, на которые в 2016 был совершен ряд нападений. Следует согласиться, что в большинстве случаев террористических атак миротворческий контингент КНР остается наблюдателем, поскольку не имеет ни полномочий, ни подходящего вооружения для борьбы с террористической или сепаратистской угрозой в отличие от подразделений и регулярных войск, которые применяют как стрелковое вооружение, так и бронетехнику.

По данным СМИ КНР, на вооружении ВС Судана находится несколько типов основных  боевых танков, а именно: «Тип 85-IIAP» (пр-во КНР), Т-72 (пр-во Украина) и отечественные «Ар-Башар», которые являются копией китайского танка. Китайские специалисты отмечают, что суданские танкостроители применили на «Ар-Башаре» гладкоствольную пушку 125-мм российского производства по причине наличия в арсеналах большого количества боеприпасов для этого орудия. Основным недостатком конструкции суданского танка является отсутствие динамической защиты на корпусе и башне, а также слабое бронирование в районе расположения двигателя и трансмиссии. Китайские аналитики отмечают, что во внутреннем суданском конфликте основную угрозу для бронетехники представляют не столько танки противника, сколько большое количество противотанковых управляемых реактивных снарядов и ручных противотанковых гранатометов, которые находятся на вооружении у отрядов Суданского народно-освободительного движения-Север (СНОД-Север).

Известно, что на вооружении мотострелковых подразделений ВС  Судана, действующих в операциях против отрядов СНОД-Север находятся шестиколесные бронетранспортеры (БТР) китайского производства под обозначением WMZ551A (оснащен автоматической пушкой кал. 30-мм) и WMZ551B (оснащен пулеметом кал. 12,7-мм). Данные машины созданы на базе БТР ZSL92, стоящего на вооружении мотострелковых подразделений Сухопутных войск и Народной вооруженной полиции (НВП) Народно-освободительной армии Китая (НОАК).

Известно, что ВС Судана также приобрели БТР WZ523, которые были разработаны китайскими оружейниками еще в 80-е гг. прошлого века и в основной массе выпускаемые на экспорт машины были оснащены 30-мм автоматическими пушками со спаренными пулеметами кал.7,62-мм.

Представляется возможным описать некоторые тактико-технические характеристики указанных БТР, произведенных корпорацией НОРИНКО и поставляемых POLY Corp. под обозначением CS/VN4 и «Тип 05Р» соответственно.

 

Параметр WMZ551А,В WZ523
Длина (м) 6,8 6,02
Ширина (м) 2,86 2,55
Высота (м) 2,87 2,73
Вес (т) 15,3 11,2
Максимальная скорость движения по шоссе (км/ч) 100 80
Максимальная скорость движения по воде (км/ч) 8,5 4

По желанию представителей ВС Судана, указанные БТР комплектовались турбодизельными двигателями компании DEUTZ (Германия) и автоматическими коробками переключения передач от известного производителя узлов трансмиссии – компании ZF (Германия). Подобный выбор, на момент приобретения бронетехники, был обусловлен низким качеством силовых агрегатов и узлов китайского производства.

По данным китайского издания «Вооружение и военная техника», официальный Хартум приобрел лицензию на производство копий рассматриваемых БТР под обозначением «Шариф 2». Основным отличием от оригинала является отсутствие гребных винтов, обеспечивающих движение машины при пересечении водной преграды. Китайские специалисты внимательно собирают информацию об опыте эксплуатации указанных образцов бронетехники в условиях сухого и жаркого климата Судана, а также  надежность бронезащиты. Слабым местом БТР WMZ551 является верхняя бронеплита, которая не обеспечивает защиту экипажа (2 человека) и десанта (11 человек) в случае применения ручных гранат, выстрелов из гранатометов или минометов.

Данная информация была подтверждена в результате минометного обстрела дежурного отделения миротворческих сил в одном из районов столицы Южного Судана. Так, по информации канцелярии миротворческих сил НОАК, 10 июля 2016 антиправительственные силы обстреляли дежурное отделение миротворцев из КНР, которые передвигались на БТР ZSL92 (аналог  WMZ551) и в результате попадания минометного выстрела кал. 82-мм в крышу бронемашины погибло двое, тяжело ранено двое и легко ранено трое военнослужащих миротворческого батальона. БТР восстановлению/ремонту не подлежит.

Кроме того, необходимо отметить, что в распоряжении миротворческих подразделений КНР, размещенных как в Южном Судане, так и на территории Мали отсутствует возможность оказания полноценной врачебной помощи пострадавшим и раненым. Военные врачи миротворческого контингента проводили он-лайн консультации с коллегами из центральных военно-медицинских учреждений НОАК для поддержания жизнедеятельности тяжело и легко  раненных военнослужащих. По результатам анализа ситуации, начальник 153-ого госпиталя Сухопутных войск НОАК принял решение о транспортировки раненых в КНР самолетами военно-транспортной авиации ВВС НОАК по маршруту Джуба – Джибути (Джибути) – Карачи (Пакистан) – Урумчи (СУАР, КНР) – Чжэчнжоу (пров. Хэнань, КНР).  Для сопровождения раненых была подготовлена группа специалистов в количестве 18 врачей (ортопеды, ренгенологи, неврологи), которые неоднократно участвовали в медицинских миссиях в странах Африки.

Подобным маршрутом военные медики НОАК воспользовались при доставке раненных из Мали где 31 мая 2016 г. группа исламистов совершила нападение на расположение миротворческого батальона НОАК (в городе Гао) в результате которого погиб один и было ранено пять военнослужащих из состава 16-ой армии СВ.  Кроме потерь среди личного состава была уничтожена часть заграждения батальонного лагеря, а также силовая подстанция, которая обеспечивала электро- и водоснабжение контингента.

Следует отметить, что в составе «малийского» батальона находятся 155 военнослужащих инженерного батальона, 170 военнослужащих Народной вооруженной полиции НОАК, которые оказывают помощь местным правоохранительным органам и отряд военных медиков численностью 70 человек. Китайские медики на регулярной основе оказывают медицинскую помощь местному населению.

В публикациях специализированных китайских изданий «Мировые вооруженные силы» и «Вооружение и военная техника», военные эксперты неоднократно высказывали мнение о необходимости пересмотра номенклатуры табельного вооружения и военной техники миротворческих контингентов, размещенных в африканских странах. Так, предлагается пересмотреть степень бронезащиты БТР и другой колесной техники (инженерные и землеройные машины, патрульные полноприводные автомобили типа «Витязь»). Следует отметить, что у китайских специалистов есть опыт создания специализированных землеройных бронемашин.

Так, для нужд горно-стрелковых подразделений в рамках опытно-конструкторских работ создан бронированных экскаватор «Паук», который успешно прошел проверку в частях 52, 53 и 54-ой горнострелковых бригад дислоцированных в Автономной районе Тибет и теперь поступает на вооружение подразделений НВП КНР, которые регулярно принимают участие в спасательных операциях в труднодоступных горных районах страны.

Подобные экскаваторы способны не только выполнять землеройные работы, но и обладают хорошим уровнем бронезащиты, а также позволяют буксировать колесную технику или вооружение, размещенное на мобильной платформе.

Вероятно, с учетом печального малийского и  суданского опыта миротворческие контингенты получат в свое распоряжение новые колесные полноприводные бронемашины типа «Тигр» (лицензионная копия российского автомобиля  ГАЗ-233036 «Тигр») поскольку серийный выпуск данных машин уже налажен на одном из специальных автомобильных заводов на территории г.Пекин, а узлы и агрегаты российского производства подтвердили заявленные характеристики в ходе серии испытаний на проведенных учениях выпускников ряда высших учебных заведений НОАК и НВП.

В отношении стрелкового вооружения, китайские военные давно отмечают, что штатная штурмовая винтовка «Тип 95» и боеприпасы кал. 5,8-мм. не позволяют вступать в огневой контакт с противником, находящимся далее 300 м, тогда как большинство террористических групп вооружены автоматическим винтовками АК кал. 7,62 мм. Следует отметить, что китайские оружейные компании готовы предложить разнообразные варианты стрелкового вооружения как под патрон кал. 7,62 мм, так и под более мощные боеприпасы иностранного производства.

52.36MB | MySQL:106 | 0,715sec