Израиль: первая десантная рота ЦАХАЛа из ультраортодоксальных евреев

Новобранцы ЦАХАЛа призыва августа 2016 года из числа ультраортодоксальных религиозных евреев, которые успешно пройдут отборочные испытания, будут приняты на службу в воздушно-десантные войска. Армейским командованием было объявлено, что в парашютно-десантной бригаде (часто именуемой на израильском армейском сленге «красной бригадой» — по цвету ее форменных беретов), пользующейся большим престижем в ЦАХАЛе будет создана новая рота из солдат-ультраортодоксов. Это первый прецедент такого рода. Все военнослужащие парашютно-десантных войск в Израиле — добровольцы и проходят перед приемом на службу жесткий отбор.

В ЦАХАЛе рассматривают создание этой новой парашютно-десантной роты в качестве большого успеха в деле привлечения ультраортодоксальных евреев к армейской службе. В этом контексте необходимо упомянуть о том, что добровольцы-ультраортодоксы приходят в армию вопреки яростной кампании против армейской службы, которая ведется целым рядом ультраортодоксальных раввинов. Нередко солдаты-ультраортодоксы подвергаются оскорблениям и травле, возвращаясь в отпуск домой, в ультраортодоксальные кварталы. Следует отметить, что упомянутая кампания связана не с опасениями раввинов, что солдаты отступят в ЦАХАЛе от строгого соблюдения религиозных заповедей. В ультраортодоксальных армейских подразделениях ЦАХАЛа создаются особые (по сравнению с обычными армейскими) условия соблюдения для строго религиозного образа жизни. Опасения у упомянутых ультраортодоксальных раввинов вызывает возможная утрата власти над своими общинами, связанная с модернизацией их образа жизни.

Справедливости ради необходимо признать, что есть и ультраортодоксальные раввины, считающие, что процесс модернизации ультраортодоксального еврейского общества неизбежен и даже (до определенной степени) желателен и потому поддерживающие, несмотря на ожесточенные нападки со стороны своих оппонентов в ультраортодоксальной общине, процесс создания ультроортодоксальных армейских подразделений. Наиболее известным из них является батальон «Нецах Иегуда» («Вечность Иудеи»), входящий в состав пехотной бригады «Кфир».

Теперь появится первое ультраортодоксальное подразделение в элитных частях ЦАХАЛа, к числу которых относится парашютно-десантная бригада. Раввины и офицеры, занимающиеся призывом на службу молодых ультраортодоксов, отмечают высокую (и имеющую тенденцию к возрастанию от призыва к призыву) мотивацию новобранцев из этого сектора населения Израиля.

Вместе с тем необходимо отметить, что ультраортодоксы являются вторым после арабов сектором населения еврейского государства, большинство мужчин которого не служит в ЦАХАЛе. При этом, если представители национальных меньшинств (за исключением друзов и черкесов, призывающихся в ЦАХАЛ наравне с евреями) освобождены от обязательной армейской службы и призываются исключительно в качестве добровольцев, то ультраортодоксы номинально подлежат обязательному призыву, как и все прочие евреи. Несмотря на это, большинство из них получает освобождение от службы на основании того, что «изучение Торы является их ремеслом» («торато – омануто»). Соответствующее соглашение было заключено между властями Израиля и лидерами ультраортодоксальной еврейской общины во время Войны за Независимость 1947 – 1949 гг., когда подавляющее большинство еврейских мужчин страны было призвано в армию и лишь несколько сотен человек продолжали посвящать все свое время изучению Торы (что является одной из важнейших заповедей иудаизма). Однако с тех пор число получающих освобождение от армейской службы на основании достигнутого тогда соглашения многократно выросло и составляет теперь десятки тысяч человек. В этой связи израильские власти уделяют в последние годы значительное внимание привлечению ультраортодоксов к армейской службе, рассматривая ее как один из инструментов модернизации данной общины наряду с получением ее представителями современного образования и их интеграцией на рынке труда.

Можно утверждать, что в определенном смысле проблема модернизации ультраортодоксальных евреев и их интеграции в современное израильское общество имеет критическое значение для его будущего. В этом отношении необходимо, прежде всего, отметить два ключевых момента:

  1. Идеологический. Современное Государство Израиль было создано в результате деятельности сионистского движения как национально-освободительного движения еврейского народа. Сионизм в его различных формах (социалистический, религиозный, либеральный) является идеологических фундаментом, на котором зиждется еврейский национальный коллектив как государство образующая нация современного Израиля. Армейская служба является, помимо своего сугубо практического значения, символическим актом лояльности к сионистской государственности, объединяющим практически всех израильских евреев – уроженцев страны и репатриантов, ашкеназов и серфардов, светских и религиозных, бедных и богатых. Значительная часть ультраортодоксальной общины (прежде всего, ее ашкеназская часть) демонстративно не приемлет службы в армии, как и других символов лояльности к сионистскому государству: флага, гимна, Дня Независимости. Таким образом, данная община нарушает общееврейский консенсус в отношении сионизма и современной еврейской государственности. Как следствие, она представляет собой в значительной степени изолят внутри национального еврейского коллектива. Опросы общественного мнения последовательно показывают, что большинство светских, соблюдающих традиции и умеренно религиозных израильтян осуждают ультраортодоксальную общину за отказ от армейской службы, а также за недостаточную причастность к рынку труда и тенденцию постоянно пользоваться всякого рода пособиями как основного источника средств существования.
  2. Демографический. Темпы демографического роста ультраортодоксальной общины превышают не только аналогичные показатели среди еврейского населения Израиля в целом, но и среди мусульман. Соответственно (несмотря на отход части молодежи этого сектора от ультраортодоксального и вообще религиозного образа жизни) удельный вес ультраортодоксов в Израиле постоянно возрастает. Так, согласно оценке Израильского Института Геокартографии, в 2010 году численность ультраортодоксов в Израиле достигала 736 тысяч человек. Если брать в расчет только взрослых (от 20 лет и старше), то ультраортодоксы составляются сейчас 8 % всего еврейского населения страны. Согласно прогнозам, к 2020 году этот показатель может достичь 17 %. К этом следует добавить, что сотни тысяч ультраортодоксальных евреев проживают в странах диаспоры. Только в США по оценке на 2006 год их насчитывалось 468 тысяч. Они наименее склонны к ассимиляции и процент ультраортодоксов среди репатриантов, пребывающих в Израиль из стран Запада, заметно выше, чем их доля среди еврейского населения соответствующих государств. Таким образом, модернизация ультраортодоксального общества, в первую очередь и вовлечение в службу в армии и расширение его участия в израильском рынке труда имеют практическое и все более возрастающее значение для будущего еврейского государства.
62.5MB | MySQL:102 | 0,510sec