Политические моменты в современном исламе

До начала 1960-х годов политический ислам не обладал большим влиянием в арабском мире и на Среднем Востоке. В этом регионе шел конфликт между националистами, которые получали поддержку от Советского Союза, и консервативными режимами, которые поддерживались Западом.

Переломным моментом стали поражение арабов в Шестидневной войне 1967 г., исламская революция в Иране, ирако-иранская война 1980-1988 годов, начало гражданской войны в Афганистане, а также война в Персидском заливе в 1990-1991 годах, которые дали толчок превращению мусульманской религии в международную силу. При этом исламизм использовался Соединенными Штатами и их союзниками для дестабилизации тех режимов, которые были ориентированы на СССР, и самого советского присутствия на Ближним и Среднем Востоке и в Магрибе. В современных условиях в определенной степени  распространение политического ислама связано с произошедшими в последнее тридцать лет изменениями в глобальном порядке. Процессы политизации ислама носят мировой характер. В настоящее время политизированная мусульманская религия превратилась в важную составляющую мирового порядка и будет в какой-то степени предопределять будущее развитие человечества.

         Говоря о политизированном исламе, следует отметить, что не в пример христианству, насчет которого существует значительный спор в отношении существования Иисуса Христа, пророк Мухаммед был на самом деле. Он родился в 570 г. и умер в 632 г. Мухаммед вел борьбу за право ислама на существование и в конечном истоке добился в рамках Аравийского полуострова успеха. В дальнейшем мусульманская религия стала распространятся  при помощи военных или мирных путей, превратившись во вторую религию современности.

         В современной мусульманской религии политические моменты основываются на Коране, сунне, фикхе и шариате. При этом следование по «правильному пути» может обеспечить не только спасение себя самого, но и в состоянии отвратить гнев бога от целых народов.

В Коране вопросы устройства общество описаны слабо. По существу, речь идет о халифе и шуре. Но сторонники ислама пользуются в своих изысканиях другими источниками. При этом, выводы по политическому содержанию приверженцы мусульманской религии делают совершенно противоположные.

Вместе с тем, особое внимание в Коране уделяется войне. Очень подробно описывается, как вести себя в бою, значение воинской дисциплины, предопределение смерти. При этом подчеркивается, что смерть в бою приводит к вознесению в рай до дня страшного суда. Подчеркивается значение держать наготове конницу, чтобы отразить возможную атаку противников. Очень большое внимание уделяется трофеям, которые находятся в распоряжении бога и пророка. Подчеркивается важность хорошего отношения к пленным, которые после окончания войны отпускаются свободно либо за выкуп.

И насчет экономики в Коране говорится кое-что. Есть запрет на рибу (ссудный процент), отсрочка долга, если тот, кто является должником, испытывает тягость, торговля рассматривается как дело богоугодное. Следовательно, сторонники политического ислама вынуждены обращаться к другим помимо Священной книги источникам, что приводит их к различным выводам.

Социальным аспектам в Коране уделяется достаточно большое внимание. В частности, выделяется принцип закята (пожертвования), который распространяется на бедных, выкуп пленных, на выплату долгов тем, кто разорен, и держит дальний путь.

В политическом исламе содержится детализированное семейное право. Мусульманин имеет право жениться четыре раза, нельзя брать замуж  родственниц, калым (выкуп) выплачивается и остается после развода, правом развода обладают мужчины, дети при разводе остаются с матерью до двух лет, причем отец обеспечивает их питанием и одеждой.

В Коране дается подробное описание того, как относится приверженцам ислама к «людям писания» (в современном мире к ним относятся христиане и иудеи). В мусульманской религии насчет этого содержится противоречивые рецепты. Но в принципе в мусульманском мире к христианам и иудеям лучше относились, чем в Западной Европе. Они не служили в армии, но зато выплачивали особый налог.

Конечно, описание в священных текстах мусульман носит в какой-то степени теоретический характер, и к пришедшим к власти руководителям исламских стран приходится считаться с существующими условиями. Но влияние ислама оказывает – в большей или меньшой степени – влияние на принятие конкретных решений.

Поскольку речь идет о политической мусульманской религии, нельзя все сводить к салафизму, зародившемуся в начале прошлого века в Египте. С  точки зрения фундаменталистов, то, что происходить сейчас в мире, является джахилией (неверием), и путь к выходу из нее представляет строительство исламского государства и мусульманской экономики. Естественно, за построение такого государства следует бороться. Потенциальная среда для этого существует. В модернизации успехов не предвидится. Политическое положение большинства мусульманских стран ухудшается. Сторонников религии, с их точки зрения, объединяет то, что мусульман больше 1 млрд, и неужели они не в состоянии навязать свою волю остальному миру? Часть салафитов, кроме всего прочего, является фанатиками и подготавливает и совершает теракты, уносящие, помимо всего прочего, жизни тех, кто является их  исполнителями. Причем когда человек сознательно хочет жертвовать собою, попытки вступить с ним в контакт и договориться провалились. Все рецепты построения исламского государства уже провалились либо проваливаются. И быть по-другому не может: приспособить  мусульманскую общину, созданную в VII веке, к современным условиям, не удается. Впрочем, фундаменталисты объясняют это тем, что положения Корана не правильно толковались.  Конечно, салафиты представляют собою активную часть населения и устраиваемые ими теракты становятся широко известны благодаря привлечению средств массовой информации по всему миру.

Но вместе с тем фундаменталисты являются меньшинством в мусульманском мире. Большинство из населения стран арабского мира и Среднего Востока придерживается реформаторского либерального ислама, корни которого восходят к XIX веку. Его сторонники выступают за адаптацию мусульманской религии к современности. И  забывать об этом недопустимо.

Таким образом, в современном политическом исламе можно выделить два основных момента. Первым являются цивилизованные исламисты. Они готовы вести пропагандистскую работу, иметь собственные газеты и журналы, избираться в парламенты. Второе представлено салафитами, которые периодически выходят на улицы, устраивают беспорядки, а часть из них берет в руки оружие и начинает боевые действия против правительств и не придерживающимся фундаменталистих воззрений основного населения страны.

52.19MB | MySQL:103 | 0,426sec