Изменение политики Израиля в отношении незаконного арабского строительства в Иудее и Самарии

Силы израильской гражданской администрации в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) снесли в минувший понедельник здания, незаконно построенные в арабской деревне Ум эль-Хир, расположенной поблизости от еврейского сельскохозяйственного поселения Кармель, к югу от Хеврона. Эти здания были построены по инициативе Палестинской национальной администрации (ПНА) при частичном финансировании со стороны Европейского союза.

Следует напомнить о том, что согласно подписанным в 1993 году Норвежским соглашениям, являющимся юридической основой для существования ПНА, вся территория Иудеи и Самарии была разделена на три группы территорий: зоны А, зоны В и зоны С. Первая группа территорий находится, согласно упомянутым соглашениям, под полным (как гражданским, так и военным) контролем ПНА. На них проживает подавляющее большинство арабов Иудеи и Самарии. Во второй группе территорий ПНА имеет гражданские полномочия в то время, как в военном отношении на них распространяется власть Израиля. Третья группа территорий находится юридически под полным контролем Израиля. Речь идет в первую очередь о еврейских поселениях, ведущих к ним дорогах и прилегающих незаселенных участках земли. Арабское население на этих территориях немногочисленно. Для проведения строительных работ в зонах С как еврейские, так арабские жители, а также учреждения ПНА должны получать разрешения от израильской гражданской администрации («мингаль эзрахи»), представляющей собой структурное подразделение ЦАХАЛа, созданное именно для управления гражданской жизнью населения Иудеи и Самарии. В прошлом, до создания ПНА, израильская гражданская администрация осуществляла управление всеми этими территориями. Теперь ее функции ограничиваются зонами С, а также выдачей арабским жителям Иудеи и Самарии разрешений на работу в еврейских поселениях и в самом Израиле.

В нарушение соглашений ПНА предпринимает на протяжении ряда лет значительные усилия по изменению демографического баланса в зонах С и захвату государственных земель в них. С этой целью активно используется незаконное строительство, создающее «факты на местности». В последние годы к финансированию таких проектов ПНА активно подключились структуры ЕС. Стремясь избежать конфликтов с европейскими и американскими покровителями ПНА, израильская гражданская администрация не торопилась сносить незаконные арабские постройки в зонах С. Одновременно в отношении евреев правила строительства применяются с особой жесткостью. Именно поэтому упомянутая акция по сносу таких незаконных арабских строений в деревне Ум эль-Хир представляет собой, по сути, «первую ласточку» возвещающую об изменении политики Израиля в данном вопросе.

Упомянутые здания были возведены в прошлом месяце вплотную к забору поселения Кармель. При этом на них были демонстративно изображены эмблемы ЕС. После это региональный совет Гар-Хеврон («Хевронские горы»), административно объединяющий еврейские поселения данного района, обратился в гражданскую администрацию с требованием снести незаконно построенные здания. Юридическую поддержку ему оказало правое движение «Регавим», созданное в 2006 году именно для оказания помощи поселенцам в земельных исках.

В понедельник 8 августа, после того, как незаконно построенные в Ум эл-Хире здания были снесены, глава регионального совета Гар-Хеврон Йохай Дамари заявил в беседе с корреспондентом поселенческого интернет-сайта «Аруц шева»: «Сегодня утром государственные органы, призванные защищать закон, действовали оперативно и решительно против незаконного строительства. Я надеюсь, что это начало тенденции, потому что до сих пор создавалось впечатление, что Государство Израиль избегает добиваться выполнения законов о строительстве, игнорирует незаконное строительство и тем самым задним числом легализует его. Это привело к сильному росту масштабов незаконного арабского строительства».

По словам Йохая Дамари, несмотря на акцию израильской гражданской администрации Ум эль-Хире, ситуация на местности в целом продолжает оставаться крайне неудовлетворительной. «Не должно быть такого, чтобы выполнение законов было настолько вызывающе селективным, — сказал он, — Нам, в поселениях регионального совета Гар-Хеврон приходится существовать в условиях замораживания строительства, продолжающегося уже более года. Прокладку каждой водопроводной трубы и установку каждого каравана (так в Израиле называют жилые вагончики – В.Ч.) у нас проверяют самым строгим образом с юридической точки зрения в то время, как рядом с нами есть те, кто строит и плюет на закон».

Можно предположить, что намечающееся изменение политики израильской гражданской администрации в Иудее и Самарии связано с недавним приходом на пост министра обороны лидера партии «Наш дом Израиль» Авигдора Либерман, который предоставил своему заместителю, раввину Эли Бен-Дагану из тесно связанной с поселенцами партии «Еврейский дом», полномочия, необходимые для подобного изменения политики. Предшественник А.Либермана, ныне отправленный в отставку министр обороны Моше Яалон (Ликуд) категорически отказался предоставить Э.Бен-Дагану такие полномочия, хотя в коалиционном соглашении между Ликудом и «Еврейским домом» в свое время было специально оговорено, что раввин Эли Бен-Даган станет заместителем министра обороны с полномочиями именно в сфере деятельности израильской гражданской администрации в Иудее и Самарии.

52.19MB | MySQL:103 | 0,473sec