О Военно-морских силах Турецкой Республики

Прежде чем перейти к описанию состояния, перспектив развития и задач ВМС Турции, следует привести ряд факторов геополитического, экономического и исторического характера.

С момента образования Турецкой Республики в 1923 году главной задачей ВМС стала защита суверенитета страны, которая омывается Черным, Средиземным и Эгейским морями.

После Второй  мировой войны в качестве главных угроз на морском театре рассматривались:

— возможность военного конфликта с Грецией из-за неразрешенных территориальных споров в Эгейском море;

— возможность военного конфликта между Турцией и странами Черноморского бассейна (СССР, Болгария, Румыния), что обуславливалось главным образом противостоянием по линии НАТО – страны Организации Варшавского Договора и рассматривались в первую очередь именно в этом контексте;

— возможность военного конфликта с Сирией на морском театре.

В соответствии с этими вызовами в 1961 году образована организационная структура управления ВМС, которая функционирует до сих пор. Она представляет из себя 4 оперативных командования[i]:

— командование Военно-морских сил;

— командование Северной военно-морской зоны;

— командование Южной военно-морской зоны;

— учебное командование.

Краткая характеристика оперативных командований представлена в приложении № 1.

Штаб главного командования ВМС дислоцируется в Анкаре.

В последние годы приоритеты стали частично изменяться, что обусловлено рядом причин, и для ВМС Турции стала отводиться более широкая роль как в обеспечении обороноспособности, так и в экономической и политической составляющих.

Географическое расположение Турции с некоторой долей условности можно называть точкой пересечения Африки, Азии и Европы, в первую очередь благодаря Черноморским проливам. В последующие годы значение страны в этом аспекте должно только возрастать. Общая протяженность  береговой линии составляет 8985 км.

События последних лет обусловили возникновение новых рисков в области безопасности для страны:

— «арабская весна», значительно дестабилизировавшая ситуацию в Средиземноморье, в том числе в непосредственной близости от турецких границ, а в случае Сирии вызвала еще и вероятность военного конфликта с трудно предсказуемыми последствиями, в том числе на морском театре;

— ухудшение отношений и усиление конфронтации России с США и ЕС, в том числе со странами-членами НАТО, обусловленное в первую очередь кризисом в отношениях Киева и Москвы и возвращением полуострова Крым в состав Российской Федерации, что вызвало повышение военной активности в том числе в Черном море;

— тенденции к обострению ситуации в Эгейском море в виде территориального спора с Грецией;

— геологические открытия в Восточном Средиземноморье, которые повлекли за собой повышение интереса ряда стран к региону на предмет возможного доступа к запасам углеводородов, формирование новых экономических союзов, трансформацию интересов, защита которых военными мерами не исключена;

— частичное изменение экономических приоритетов страны в условиях глобализации на фоне повышения общих рисков в сфере безопасности, которые не обходят и морскую составляющую (рост угроз террористического характера и пиратства, появление новых очагов нестабильности в мире).

Все это ставит под вопрос основы обеспечения безопасности в регионе, которые в значительной части были заложены еще после Второй мировой Войны (частично после распада СССР) и не учитывают в полной мере всех описанных выше аспектов.

Важным фактором являются и тенденции в экономике, где по многим показателям Турция продемонстрировала значительный рост в последние годы, а ее потребности в обозримой перспективе диктуют необходимость роста активности на морском направлении. В настоящее время 87 % международной торговли страны приходится на морские перевозки, и в последующее десятилетие ожидается, что этот показатель превысит 90 %. Анкара осуществляет сегодня торговые отношения с использованием морского транспорта с 33 государствами, ее торговый флот насчитывает около 3 000 судов, занимая 13-е место в мире по объему перевозящих мощностей. При этом в ближайшее десятилетие его общая грузоемкость должна увеличиться более чем в 1,5 раза, что способно обеспечить Турции место в первой десятке стран по показателям торгового флота и сделает ее лидером в регионе Ближнего Востока по этому показателю[ii]. В этой ситуации обеспечение безопасности морских маршрутов и портовой инфраструктуры – одна из приоритетных задач для ВМС. Интересно, что в конце 1990-х годов главной задачей флота помимо защиты страны стало и повышение благосостояния страны в виде защиты ее экономических интересов[iii].

К этому следует добавить и энергетический сектор. С одной стороны, морской транспорт – важная составляющая в его импорте, который будет только увеличиваться в последующие годы. С другой стороны, более 90 % потребления таких видов энергоносителей, как нефть и газ, обеспечиваются за счет внешних поставок, и до 2030 года ожидается повышение внутреннего спроса на энергоносители в Турции в 1,5 раза. В этой ситуации возникает необходимость получения доступа к новым месторождениям, в том числе морским, с целью наличия стабильного источника поставок. Задачи по обеспечению этих процессов будут возлагаться в том числе и на ВМС. Помимо Средиземного и Черного морей, жизненно важными в экономическом аспекте для Турции являются Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, Ормузский пролив, которые обеспечивают значительную часть мировой торговли, в том числе углеводородами. Военно-политическая стабильность в этих районах – очень важное условие для внешнеэкономической политики Анкары, в связи с чем встает вопрос расширения военно-морского присутствия Турции в этих регионах. К таковым относятся участие ВМС в мероприятиях по обеспечению безопасности в районе Сомали, в том числе в рамках совместных операций Ocean Shield[iv] и Combined Task Force 151[v]. В конце 2015 года появилась информация о возможности открытия военной базы в Катаре, которая будет включать в том числе и возможность размещения боевых кораблей. Принятие данного решения возможно в рамках развития соглашения между Дохой и Анкарой, подписанного в 2014 году, которое подразумевает расширение партнерства с Катаром в военной сфере. Предположительно, численность личного состава будет 3 000 человек. Однако в настоящее время достоверной информации об открытии этой базы нет.

Наконец, в условиях расширения внешнеполитических связей взаимодействие ВМС с флотами других государств в виде дружественных визитов, совместных учений становится все более актуальным. В качестве примера можно привести  комплекс мероприятий Barbados в 2014 году – поход группировки кораблей вокруг Африки, состоящей из двух фрегатов, корвета и судна обеспечения[vi]. Группировка осуществила дружественные визиты в порты 24 стран, в том числе 19 из них были первыми за всю историю турецких ВМС. Осуществляются совместные визиты в Китай[vii], Японию[viii], иные страны[ix].

Что касается основной задачи ВМС – защиты суверенитета страны, то их целесообразно рассмотреть исходя из географических зон.

 

Черноморское направление

        Исторически стратегия развития ВМС здесь обуславливалась в первую очередь сдерживанием влияния России в южном направлении.

Важность Черного моря обуславливается его значением как энергетического и транспортного коридора из России и иных стран в сторону Европы, возможным наличием углеводородных запасов в недрах.

После распада СССР Черноморский Флот России утратил свое былое влияние, и угроза на этом направлении была значительно снижена, а турецкие ВМС обрели превосходство по ряду показателей[x]. Однако Анкара предпочла использовать это для того, чтобы отвлечь силы на южное направление (Эгейское море), а политика в отношении стран черноморского бассейна стала направлена на поддержание стабильности, что отвечало экономическим интересам Турции и провозглашенному в начале нулевых годов принципу «ноль проблем с соседями». Анкара приветствовала вступление Румынии и Болгарии в НАТО в 2004 году, рассчитывая, что это будет способствовать стабильности в регионе, а также выступила инициатором таких проектов, как BLACKSEAFOR, Организация Черноморского экономического сотрудничества, Black Sea Harmony. Все они способствовали углублению региональной кооперации и укреплению безопасности. Активность турецких ВМС на Черном море, по оценке западных аналитиков, заметно снизилась после распада СССР. Тенденции обуславливались и ограниченными экономическими возможностями страны, из-за чего военные расходы приходилось сдерживать. В целом до событий 2014 года Черноморское направления рассматривалось турецкими властями как стабильное и маловероятное на предмет возможной конфронтации. По некоторым оценкам, в девяностых и нулевых годах военно-морское присутствие Турции в Черном море было заметно снижено[xi].

Основная военно-морская база на этом направлении – Гельджук, имеется так же пункт базирования Бартын для субмарин и некоторых кораблей и судов[xii]. На черноморском направлении задействованы от 4 до 6 (по разным данным) субмарин, 8 фрегатов и 6 корветов[xiii]. При необходимости в относительно короткие сроки военная группировка может быть увеличена за счет южного направления на несколько единиц.

Очевидно, в ближайшие годы группировка будет пополнена субмаринами класса 214 (в настоящий момент идет их сооружение в Гельджуке), противолодочными кораблями типа Ada и некоторыми другими единицами[xiv].

События в Крыму частично изменили ситуацию. Хотя Анкара предпочла активно не вмешиваться в «крымский вопрос», а действия России не трактовались ею как враждебные Турции, в-целом они были восприняты негативно для ВМС. Усиление конфронтации Москвы и НАТО в Черном море, а также намеченное к 2020 году укрепление Черноморского флота РФ, которое турецкие обозреватели называют «четырехкратным»[xv] (за счет введенных в строй новых 6 подводных лодок, 6 корветов и 4 фрегатов), не может не вызывать беспокойство в Анкаре. Тем более, она сделала значительные шаги для того, чтобы максимально обезопасить свое северное направление и сгладить все региональные противоречия. По выражению турецких адмиралов, турецкие усилия по поддержанию мира и стабильности  были значительно подорваны событиями 2008 года в Грузии и 2014 года в Крыму[xvi]. Очевидно, что усиление российской военно-морской группировки здесь поставит Анкару перед необходимостью принимать меры для укрепления своих ВМС на Черном море, что в текущих экономических условиях не в полной мере отвечает ее интересам.

Некоторыми западными экспертами отмечается, что превосходство турецких ВМС перед российским ВМФ в Черном море по ряду показателей утрачивается.

С другой стороны, возможная конфронтация Анкары и Москвы в Черном море отвечала бы интересам США и ЕС в том числе и потому, что вызвала бы отвлечение крупных ресурсов Турции на северное направление с Эгейского и Средиземного морей, где Анкара давно является их конкурентом.

 

Эгейское направление

Важность направления обусловлена его значением как транспортного коридора, наличием углеводородов в недрах Эгейского моря. Основная угроза – нерешенный территориальный спор в Грецией по вопросу статуса морских границ, что обусловлено большим количеством островов. В прошлом это неоднократно приводило к различным инцидентам и угрозе военного конфликта между Анкарой и Афинами, которого удавалось избежать, в том числе по причине вмешательства США и НАТО, которые были не заинтересованы в возможном конфликте. С начала нулевых годов фактором, способствующем снижению конфронтации в Эгейском море стало стремление Анкары вступить в ЕС, что вынудило турецкое правительство сгладить пограничный спор в целях минимизации препятствий на пути вступления в ЕС. Несмотря на это, первостепенное внимание со стороны руководства страны уделялось и уделяется именно эгейскому направлению по сравнению с другими зонами ответственности ВМС (интенсивность учений, приоритеты в реализации проектов по обновлению, подготовка личного состава и т.д.).

На наш взгляд, с 2016 года ввиду ухудшения отношений Анкары со странами ЕС и снижением вероятности на получение Турцией членства в этом политическом объединении этот сдерживающий фактор утрачивает свое значение, что повышает вероятность обострения обстановки и возникновения различных инцидентов.

Основные военно-морские базы и пункты базирования – Фоча (морская пехота, силы специального назначения) и Акзас[xvii].

Считается, что по большинству позиций турецкие ВМС либо сохраняют паритет с греческими, либо незначительно уступают. Но в отличие от Греции, ситуация для Турции осложняется необходимостью отвлечения сил на иные направления.

 

Восточное Средиземноморье

Основные задачи на этом направлении – обеспечение безопасности транспортных коридоров (25 % морского торгового грузооборота Турции проходит через порты Средиземного моря[xviii]), защита интересов признанной Анкарой Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК), в том числе в виде геологоразведочных работ и добычи углеводородов. В последние годы к традиционным угрозам в виде арабо-израильского конфликта и вопроса Кипра прибавилась гражданская война в Сирии, усиление военно-морского присутствия России, что воспринимается Анкарой как негативные факторы.

Основные базы – Акзас, Мерсин, Искандерун. Следует учесть и порты ТРСК Газимагуса и Гирне (в составе сил ТРСК до 18 катеров, предназначенных для береговой охраны), которые могут быть использованы катерами и иными небольшими единицами турецких ВМС ввиду дружественных отношений между Анкарой и признанной только ей республикой.

В связи с обострением ситуации в Сирии и усилением военной активности угроза военного конфликта в водах Средиземного моря повышается в последние годы.

 

 

Приложение 1

Характеристика оперативных командований ВМС Турецкой республики

  1. Командование Военно-Морских сил (не путать с Главным штабом ВМС). Центр командования расположен в Гельджуке, главной военно-морской базе страны. В него входят командования северной, южной и западной целевых групп, командования надводных кораблей, подводных кораблей, патрульных катеров, миноносцев, логистических судов и морской авиации, руководство тылового обеспечения, учебное заведение Yıldızlar, аналитический центр. В подчинении Гельджука наиболее боеспособная часть кораблей и самолетного парка ВМС, он включает в себя военно-морскую базу и судостроительные мощности в Гельджуке.
  2. Командование Северной военно-морской зоны, дислоцирующееся в Стамбуле. Ему подчинены:

— Командование по защите Стамбульского пролива;

— Командование по защите пролива Чанаккале;

— Черноморское командование,

— судостроительные мощности в Стамбуле;

— Командование логистическими силами (г. Стамбул);

— Командование по ремонту и поддержанию работоспособности кораблей и судов;

— Командование подводных и аварийно-спасательных работ;

— Управление по навигации и гидрографии;

— Военно-морской музей.

  1. Командование Южной военно-морской зоны, дислоцирующееся в Измире. Ему подчинены:

— Командование Группы амфибийных операций;

— Командование Эгейской зоны;

— Командование Средиземноморской зоны;

— Командование базы Искендерун;

— Командование базы Акзас;

— руководство производственными мощностями в Измире;

— руководство судоремонтных предприятий в Измире;

— тренировочный центр Sarucapaşa.

  1. Учебное командование, дислоцирующееся в Стамбуле. Под его руководством функционирует Военно-морская академия, Военно-морской институт, учебный центр, учебная флотилия.

В прямом подчинении Главному штабу ВМФ (город Анкара) функционируют:

— Исследовательский центр, дислоцирующийся в Стамбуле;

— бригада морской пехоты и военно-морская база в городе Фоча (побережье Средиземного моря);

— 9 групп специального назначения, дислоцирующиеся в Стамбуле и Измире;

— 5 групп разминирования (г. Стамбул);

— Группа боевых пловцов;

— 2 группы водолазов и спасателей.

 

 

Приложение 2

Перечень основных тактических единиц турецких ВМС[xix]

 

Фрегаты

В настоящее время в строю турецких ВМС функционируют 16 фрегатов, в том числе:

— 8 фрегатов класса Gabya (по турецкой классификации), представляющих из себя модернизированную версию американских  FFG-7 Oliver Hazard Perry (водоизмещение 3 700 – 4 100 тонн). Основное назначение – поиск и уничтожение субмарин, ПВО и ПЛО кораблей и судов в море. Основа вооружения – противокорабельные управляемые ракеты (Harpoon), ЗРК Standart, два торпедных аппарата, 7 артиллерийских пушек, комплексы противолодочного вооружения. Оборудован системой посадки для вертолета. Все турецкие фрегаты приобретены у США в конце 1990-начале 2000-х годов, все они были в эксплуатации начиная с конца 1970-х гг. Всего для ВМС США в 1979-1989 годах произведено 51 фрегата по этому проекту, еще 4 для ВМС Австралии. Один из основных видов надводных кораблей ВМС США в 1980-е годы. Помимо Турции, продажа кораблей данного типа осуществлена в Бахрейн, Египет, Польшу.

— 4 фрегата класса Yavuz (по турецкой классификации). Назначение – поиск и уничтожение подводных лодок, ПВО и ПЛО кораблей и судов в море, нанесение ударов по кораблям и судам, обеспечение высадки морского десанта. Водоизмещение – 2 919 тонн. Основа вооружения – противокорабельные ракетные комплексы Harpoon, ЗРК Sparrow, 5 артиллерийских пушек, торпедные аппараты и противолодочные комплексы. Оборудован системой посадки для вертолета. Все 4 фрегата введены в состав ВМС в 1989 году, хотя строительство головного было завершено в 1987 году. 2 корабля построены на немецких верфях, 2 – на турецких верфях Гельджук с помощью германских специалистов.

— 4 фрегата класса Barbaros (по турецкой классификации), назначение которых – поиск и уничтожение подводных лодок, ПВО и ПЛО кораблей и судов в море, нанесение ударов по кораблям и судам, обеспечение высадки морского десанта. Водоизмещение – 3 400 тонн. Более модернизированная и усовершенствованная версия фрегатов Yavuz. Вооружение схожее с фрегатами типа Yavuz. На корабле применена защита от оружия массового поражения, реализованы элементы технологии «Стелс» (эффективность последней ставится под сомнение некоторыми экспертами). Оборудован системой посадки для вертолета. На верфях в Германии построено 2 фрегата, еще 2 на турецких верфях Гельджук с помощью германских специалистов. Головной корабль введен в строй в 1995 году, последний – в 2000 году.

Корветы

На вооружении турецких ВМС состоят 8 корветов, в том числе:

— 6 корветов класса Burak (по турецкой классификации), водоизмещением до 1 250 тонн, назначение – борьба с подводными лодками, защита объектов на берегу. Вооружены противокорабельными ракетами, торпедами, 20-мм артиллерийской пушкой. Состоят на вооружении ВМС Франции и Аргентины, произведены во Франции. Проданы турецким ВМС в 1999 – 2000 гг.

—  2 корвета класса Ada, назначение которых борьба с подводными лодками и защита объектов на берегу. Водоизмещение 2 400 тонн. Произведены на верфях в Стамбуле, введены в строй в 2011 и 2012 гг. Всего по этому проекту планируется соорудить 8 кораблей, 4 из которых будут более усовершенствованы и классифицироваться как фрегаты.

Подводные лодки

На вооружении турецких ВМС состоят 13 субмарин, в том числе

— Preveze-Class (по турецкой классификации) в количестве 4-х единиц, назначение – противолодочная оборона в прибрежных районах, в проливах, действия против надводных кораблей. Водоизмещение 1454 тонны, основа вооружение – торпеды 8 533 мм. Все 4 субмарины построены на верфях с помощью немецких специалистов (компания Howaldtswerke-Deutsche Werft) Гельджук, головная сдана флоту в 1994 году. По этому проекту германскими производителями построено более 50 субмарин в экспортных целях;

— Atilay-Class (по турецкой классификации) со схожими задачами и тактико-техническими характеристиками в количестве 5 единиц;

— Gur-Class (по турецкой классификации) со схожими задачами и тактико-техническими характеристиками в количестве 4 единиц.

В 2009 году подписан контракт с Howaldtswerke-Deutsche Werft и British Marine Force International LLP на строительство 6 субмарин типа 214 на турецких верфях, ввод в строй запланирован в период с 2018 по 2023 гг.

Кроме того, в штате турецких ВМС функционируют 72 боевых катера, в том числе 23 ракетных катера (вооружены в том числе противокорабельными ракетами, катера исполнены по германским проектам), 16 патрульных катеров (их строительство велось преимущественно турецкими компаниями); 17 противоминных кораблей (проектировались в Германии), 33 десантных корабля (водоизмещение от 600 до 2 800 тонн, приобретались за рубежом; исключение составляет последний Bayraktar, созданный в Турции и вошедший в строй в 2015 году водоизмещением более 7 000 тонн).

Всего ВМС Турции насчитывают 91 корабль, 72 катера, 104 вспомогательных судна, 6 самолетов боевой патрульной авиации, 21 вертолет.

По утверждению командования ВМС, его деятельность обеспечивается 22 500 военнослужащими и гражданскими специалистами, а 14 % оборонного бюджета страны расходуется на нужды флота (данные 2015 года)[xx].

 

[i]                       Информация о структуре этого вида Вооруженных Сил приведена с официального сайта ВМС Турецкой Республики https://www.dzkk.tsk.tr/

[ii]                      https://www.dzkk.tsk.tr/data/icerik/392/Turkish%20Naval%20Forces%20Strategy.pdf Стр. 21

[iii]                     http://turkishpolicy.com/article/800/changing-military-balances-in-the-eastern-mediterranean-implications-for-turkey

[iv]                    http://navaltoday.com/2015/04/08/turkish-navy-frigate-takes-part-in-ocean-shield/

[v]                     https://combinedmaritimeforces.com/ctf-151-counter-piracy/

[vi]                    http://militaryedge.org/articles/turkish-navy-task-force-en-route-africa/

[vii]                   http://english.cntv.cn/2015/05/25/VIDE1432524243688922.shtml

[viii]                  https://www.dzkk.tsk.tr/guncelduyuru.php?id=890&dil=0

[ix]                     http://www.scmp.com/news/hong-kong/politics/article/1800545/turkish-naval-visit-hong-kong-sends-message-its-global

[x]                      http://turkishpolicy.com/article/800/changing-military-balances-in-the-eastern-mediterranean-implications-for-turkey

[xi]                     http://turkishpolicy.com/article/800/changing-military-balances-in-the-eastern-mediterranean-implications-for-turkey

[xii]                    http://www.globalresearch.ca/nato-s-eastern-anchor-24-nato-bases-in-turkey/23205

[xiii]                   http://russiancouncil.ru/en/blackseamilitary

[xiv]                  Там же

[xv]                   http://turkishpolicy.com/article/800/changing-military-balances-in-the-eastern-mediterranean-implications-for-turkey

[xvi]                  https://www.dzkk.tsk.tr/data/icerik/392/Turkish%20Naval%20Forces%20Strategy.pdf стр. 8-10

[xvii]                 http://www.hurriyetdailynews.com/open-day-at-aksaz-naval-base.aspx?pageID=438&n=open-day-at-aksaz-naval-base-2000-10-07

[xviii]                https://www.dzkk.tsk.tr/data/icerik/392/Turkish%20Naval%20Forces%20Strategy.pdf стр. 13

[xix]                   При описании боевого состава турецких ВМС использованы материалы ВМС Турецкой Республики, а так же справочника «Боевые корабли мира» под редакцией Н.Новичкова, АНО «Информационное агентство АРМС-ТАСС» 2006

[xx]                    https://www.dzkk.tsk.tr/data/icerik/392/Turkish%20Naval%20Forces%20Strategy.pdf стр. 26

62.91MB | MySQL:102 | 0,575sec