Четвертое и пятое постановления правительства в рамках режима чрезвычайного положения в Турецкой Республике

17 августа турецкое руководство, взявшее почти что двухнедельную паузу, обнародовало два новых постановления правительства «чрезвычайного положения», имеющих силу закона. При этом, как мы уже писали в прошлый раз, официальные власти не торопятся пропускать всё, что уже принято, через процедуру одобрения в Меджлисе, как то, согласно Уставу, полагается делать в тридцатидневный срок. Явно считая это пустой формальностью, планируется это сделать сразу после празднования исламским миром, включая Турцию, праздника жертвоприношения – Курбан-байрама. А до тех пор постановления, без какой-либо экспертизы со стороны законодательного органа страны, продолжают себе спокойно действовать. Впрочем, и прохождение через Меджлис вполне может привести к юридической коллизии, поскольку возбуждение каких-либо дел в Конституционном суде в период «чрезвычайного положения» — невозможно.

Но, тем не менее, возвращаясь к очередным документам: четвертое и пятое постановления опубликованы в одном и том же номере «Официальной газеты» №29804 от 17.08.2016 с №№KHK/670 и 671. Что обращает на себя внимание в этих документах?

Привычным образом, опубликованы списки людей, подлежащих увольнению с государственной службы, чьё членство или контакт с «террористической организацией» Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО) установлено.

Принято четыре новых списка в отношении: (1) Управления по информационным технологиям и связи Турции – 196 человек, (2) Министерства обороны – 112 человек из числа офицеров и сержантов всех родов войск, (3) Береговая охрана – 24 человека, (4) Генеральный директорат безопасности – 2360 (!) человек. Разумеется, как и в предыдущих постановлениях, предусматривается их частичное поражение в правах с точки зрения невозможности в дальнейшем устраиваться на государственную службу.

Также постановлениями предусматривается раскрытие личной информации подозреваемых лиц и членов их семей (за исключением того, что рассматривается как «тайна клиента») всего объема информации и документов со стороны государственных и частных ведомств. Также оговаривается предоставление любой банковской информации всех (!) чиновников и членов их семей, кто имеет счета в закрытом ранее банке Asya.

Касательно скандалов 2010 года, когда были выявлены случаи кражи экзаменационных вопросов теста по выбору государственных служащих (так называемый KPSS) принимается «соломоново решение»: результаты экзаменов июля 2010 сохраняют свою силу, а, следовательно, прошедшие тест и устроившиеся на госслужбу – свои позиции. За исключением тех случаев, когда будет установлено, что человек получил доступ к экзаменационным вопросам или же ответам до экзамена или в его ходе.

Решение вопроса с нехваткой в турецких Вооруженных силах  пилотов (соотношение количества пилотов к числу летательных аппаратов оценивается в настоящее время экспертами на уровне 0,7, то есть 0,7 «землекопа») в рамках постановления №671 предполагается через возвращение ранее уволенных в запас, из числа тех, кто будет сочтен пригодными для дальнейшего несения воинской службы. Персонал военных госпиталей передается в ведение Министерства здравоохранения страны.

Обращает на себя внимание тот факт, что теперь кандидатура главы Генерального штаба будет утверждаться президентом страны, по представлению Совета Министров. Кандидатура при этом не обязательно должна быть из числа командующих родов войск, достаточно наличие воинского звания генерала или адмирала. Подчиненность главы Генштаба президенту страны пока не вводится (все же тут надо будет менять Конституцию), но первый шаг, получается, сделан.

Далее, Управление по телекоммуникациям и связи Турции постановлением №671 закрывается. Вся телекоммуникационная деятельность, включая прослушивание в рамках расследований соответствующих служб, передается в Ведомство информационных технологий и связи.

Одновременно с законотворческой деятельностью правительства, в прошлую пятницу 12 августа прошло первое, а накануне, 16 августа – второе, заседание парламентской комиссии по принятию так называемого «миниконституционного пакета».

Прежде всего, что бросается в глаза  —  то, что к работе данной комиссии не привлекаются представители прокурдской Партии демократии народов. Таким образом законный вопрос возникает в отношении рода занятий их 59 депутатов, которые оказываются в парламенте в полной изоляции.

Как ожидается, рамки «миниконституционного пакета» будут ограничены только уголовно-процессуальными вопросами и будут подразумевать ликвидацию военных судебных органов и измнение, уже в очередной раз, структуры Высшего совета судей и прокуроров (ВССП).

Как объясняется, первое основывается на необходимости рассмотрения всех дел в рамках расследования по ФЕТО единым ведомством. Что же до второго, то Совет «судейских и прокурорских» планируется разделить на два ведомства, а выборы их руководящих органов будут проходить не в самих них, а в Меджлисе. Поскольку в рамках предыдущей (точнее пока еще действующей) системы проникшие в ряды ВССП фетовцы имели возможность «блокироваться» и, таким образом, проводить своих кандидатов на руководящие посты.

На твердом следовании упомянутым выше рамкам настаивают оппозиционные – Народно-демократическая партия и Партия националистического движения. Однако, насколько Партия справедливости и развития планирует в них удержаться – безусловно, отдельный вопрос. Поскольку, как мы уже говорили, целый блок вопросов, представляющих для них несомненную актуальность, невозможно решить одними лишь постановлениями чрезвычайного положения. Они требуют конституционных поправок. В частности, это касается переподчинения силового блока – Генерального штаба и Национальной разведывательной организации – президенту страны. Пока же об этом речь официально не заводится. Так, впрочем, и работа трехсторонней комиссии только начинается, не обещая легких переговоров между правящей и оппозиционными партиями.

52.25MB | MySQL:103 | 0,554sec