К вопросу о задержаниях турецких бизнесменов в рамках режима чрезвычайного положения в стране

После арестов пусть заметных, но все же отдельных бизнесменов, о чем мы уже писали ранее, руководство Турецкой Республики в рамках режима чрезвычайного положения приступило к полноценной зачистке делового сообщества страны от гюленистов. Достаточно предсказуемым образом, удар оказался направленным против компаний – членов Турецкой конфедерации бизнесменов и промышленников (TUSKON), ранее запрещенной в стране, наряду с другими 197 ассоциациями.

Напомним, что TUSKON — объединение, созданное активном участии и под патронажем Фетхуллаха Гюлена, настчитывающее в пиковые годы около 40 тысяч членов. Создавался TUSKON с целью продвижения интересов турецкого бизнеса за рубежом. При этом существовало негласное разделение труда. В странах, где преобладал светский уклон, были активны достаточно внерелигиозные ассоциации – типа того же DEIK, Совета по внешнеэкономическим отношениям.  Долгое время существующий в виде автономной инициативы частного бизнеса, в 2014 году достаточно жестким, волевым порядком DEIK перешел в ведение Министерства экономики, чьи представители стали присутствовать в качестве наблюдателей на всех встречах бизнеса.

Но, тем не менее, возвращаясь к TUSKON и его специализации. В качестве характерного примера отметим, что  в свое время ливийский лидер М.Каддафи не дал открыть гюленовские школы в стране. И интересным образом так получилось, что в Ливии, где турецкий бизнес долгие годы процветал, тусконовцы были практически незаметны. По той же модели пошла Турция и в отношении России, где символическое присутствие TUSKON поддерживалось лишь в виде контактного бюро, но больших экономических интересов так и не было. Зато сконцентрировались тусконовцы на Африке, где хорошо «зарекомендовали» себя, к примеру, в Сенегале, Эфиопии, Нигерии и Кении.

На самом деле, чистка TUSKON началась ещё до попытки переворота 15 июля. В конце июня была дана санкция на задержание главы Конфедерации Ризанура Мерала и ещё около пятидесяти человек. В Стамбуле, Кайсери, Конье и Мугле полицией была проведена череда арестов и обысков.

Итак, 18 августа последовало продолжение: была дана санкция на арест 187 человек, в 18 провинциях страны была проведена операция, в результате которой было задержано 65 человек, оперативно-розыскные мероприятия в отношении остальных продолжаются. В соответствии с постановлениями чрезвычайного положения имущество арестованных подлежит конфискации. В числе компаний, выделяющихся в списке, можно отметить:

  1. Холдинг «Эроглу» — крупный производитель текстильной продукции, включая джинсовую марку Colin’s и торговую марку MEXX,
  2. «Айдынлы Груп» — крупный производитель одежды таких известных марок как US Polo Association, Cacharel и Pierre Cardin,
  3. «Гюллюоглу» — известный, один из лучших, производитель пахлавы в стране с 4 фабриками и более чем 30 филиалами.

Обыски были произведены по 204 адресам, в ходе которых обнаружены книги Ф.Гюлена и подарочные плакетки, врученные от его имени. Всем задержанным будет предъявлено обвинение по двум статьям «членство в террористической организации» и «финансирование террористической организации».

В то же самое время, упомянутые выше компании на своих интернет-страницах опубликовали пресс-релизы, в которых они категорически отрицают свою причастность к террористической организации Фетхуллаха Гюлена и какую-либо вовлеченность в её деятельность. Отметили компании и то, что они рассчитывают на турецкое правосудие и то, что они продолжают свою бесперебойную работу на благо народа страны.

Турецкое руководство, в частности, министр экономики Нихат Зейбекчи указывает на следующее: «В связи с ними чистка будет производиться до конца. Если руководство компаний оказалось замешано в предательстве, то их наказание – это одно, но если оказываются не замешанными, то в отношении них аккуратность находится на самом высоком уровне».

Тем не менее, списки задержанных постоянно пополняются, в том числе за счет представителей компаний, весьма заметных в масштабе страны. Достаточно сказать, что аресты коснулись как нефтехимического (Petkim, о чем ранее писали), так и телекоммуникационного гиганта страны – компанию Türk Telekom, количество работников которой составляет около 35 тысяч человек. В более, чем 100 фирм назначены внешние управляющие.

Турецкому руководству, очевидно, предстоит непростая задача. Отделение «зерна от плевел», когда лишь в одном TUSKON было около 40 тысяч участников, а если ещё вспомнить по 196 других, пусть и намного менее крупных, ассоциаций?

Как тут разобраться, кто из них делал аполитичные взносы и пожертвования, единственной целью которых был обычный маркетинг — укрепление собственных позиций и получение в итоге выгодного заказа, а где речь шла о спонсировании «подрывной» деятельности?

Тем более, что на определенном этапе структуры Ф.Гюлена позиционировались в качестве одной из перспективных для частного сектора «точек входа» в бизнес и официальным турецким руководством это не только не отрицалось, но даже где-то и поддерживалось. Теперь же, когда ситуация изменилась кардинально и в отношениях между правящей партии и гюленистами произошел тяжелый раскол, чисто теоретически можно наложить арест практически на любую компанию — члена запрещенной ныне ассоциации.

Конечно, было бы преувеличением говорить о том, что бизнес аполитичен. У всех есть пристрастия и интересы. Но между ними и участием в различных сомнительных затеях, не говоря уже о путче – колоссальная дистанция. И вряд ли кто из бизнеса в такой путь в здравом уме «отправится». Все же, цель предпринимателей зарабатывать деньги, которые для них «не пахнут» и, по возможности, держаться подальше от, по выражению, У.Черчилля «грязного занятия для пожилых мужчин».

52.31MB | MySQL:103 | 0,473sec