Израиль: ситуация в правительственной коалиции

34 правительство Израиля с момента своего формирования столкнулось со значительным количеством трудностей, связанных с малочисленностью сложившейся коалиции. Для того чтобы добиться парламентского большинства с 61 из 120 депутатов Кнессета, премьер-министр Б.Нетаньяху принял решение привлечь партию «Еврейский дом» во главе с Н.Беннетом. Майское решение по расширению правительственной коалиции за счет партии «Наш дом-Израиль» (НДИ), призванное повысить стабильность работы органов исполнительной и законодательной власти за счет сближения с партий некогда выступавших единым предвыборным списком и возможности увеличения парламентского большинства до 67 депутатов, вместо ожидаемых результатов привело к развитию дискуссии как по поводу политических перспектив государства в целом, так и кандидатуры министра обороны в частности.

На протяжении истекшего периода премьер-министр неоднократно сталкивался с критикой лидеров партий, привлеченных им для совместной работы. Так, в январе 2016 г. министр образования Н.Беннет обвинил Б.Нетаньяху в неспособности управлять Министерством иностранных дел, сотрудники которого, с точки зрения лидера «Еврейского дома», взяли руководство в свои руки. В результате этого обострились не только отношения двух политиков, но и было прервано взаимодействие между Министерством образования и внешнеполитическим ведомством. В мае 2016 г., еще до назначения лидера НДИ А.Либермана на должность министра обороны, он и Н.Беннет выступили против решения о возвращении родственникам тела террориста, виновного в атаке на военнослужащих в районе поселения Долев. Более того, в середине августа 2016 г. на сайте партии НДИ была размещена публикация, отражающая подход к данной проблеме. В ее тексте говорилось: «… выдача трупов всякий раз служит подпиткой разнузданной кампании подстрекательства, которую ведут палестинцы […] каждая похоронная процессия выливается в демонстрацию неконтролируемого подстрекательства»[i]. Наконец, летом 2016 г. в годовщину операции «Нерушимая скала», Н.Беннет  заявил о том, что у правительства во главе с Б.Нетаньяху отсутствует стремление извлекать опыт из совершенных в ходе той кампании ошибок. По его мнению, руководство страны наоборот стремится их скрыть, исключая возможность извлечь урок из негативного опыта прошлого.

Разногласия по столь значимым пунктам породили разговоры о шаткости коалиции. Более того, как заявлял ранее Б.Нетаньяху, критика правительственной линии могла повлечь за собой отставку кого-то из политиков. К примеру, во время операции в Газе летом 2014 г. за несогласие с точкой зрения правительства о прекращении огня был уволен тогдашний заместитель министра обороны Д.Данон. Впрочем, в текущей ситуации премьер-министр принял решение избрать другую тактику. Как заявил Б.Нетаньяху 24 августа 2016 г. на пресс-конференции с израильскими СМИ, он не может и не собирается отстранять от должностей А.Либермана и Н.Беннета. Причиной тому, по его словам, является шаткость коалиции и угроза краха правительства.

Одновременно с этим были продолжены дискуссии относительно политического будущего лидера оппозиции И.Герцога. Как сообщили в начале недели израильские СМИ, Б.Нетаньяху в Кейсарии провел с лидером фракции «Сионистский лагерь» встречу, на которой вновь обсуждалась перспектива его вхождения в правительство. В дальнейшем оба политика не подтвердили информацию о якобы состоявшихся переговорах. Однако внутрипартийная ситуация для самого И.Герцога стала более напряженной, поскольку его коллеги по фракции такой шаг не поддерживают. Впрочем, в конце июля 2016 г. премьер-министр отметил, что вопрос расширения коалиции для него не потерял актуальности. Кроме того, он указал, что рассматривает возможность передачи портфеля министра иностранных дел своему новому партнеру.

Наконец, одним из наиболее острых оказался кризис, связанный с ультраортодоксальными депутатами. Партии ШАС и «Яадут ха-Тора» сочли нарушением традиции соблюдения субботы (шаббат) строительные работы на железнодорожной магистрали и транспортных развязках, начало которых было запланировано на шаббат. С точки зрения правительства это решение объяснялось большой загруженностью магистралей в будние дни. Однако представители указанных партий пригрозили выходом из коалиции. В результате 26 августа 2016 г. канцелярией премьер-министра было заявлено, что в шаббат будут проводиться работы только на наиболее значимых участках, включая шоссе «Аялон» и  железнодорожную станцию в Тель-Авиве.

Таким образом, в настоящий момент Б.Нетаньяху вынужден всеми средствами сохранять шаткое равновесие в правительственной коалиции, стремясь избежать ее краха. Фактически все политические альянсы, казавшиеся в силу разных причин правильным ходом, в настоящий момент оказались существенным препятствием для работы правительства. В этой связи есть основания полагать, что информация о встрече Б.Нетаньяху и И.Герцога, опровергнутая обоими политическими деятелями, может в итоге оказаться правдивой. В аналогичный период достижения договоренностей с А.Либерманом, лидер НДИ продолжал настаивать на том, что склонен остаться в оппозиции. Вместе с тем, сегодня существует много ограничителей препятствующих изменению статуса И.Герцога из лидера оппозиции в члена кабинета министров.  В этой связи Б.Нетаньяху не стремится к тому, чтобы разногласия в кабинете министров стали достоянием общественности. Как следствие, в роли главных источников информации о коалиции выступают СМИ. Однако и для них премьер-министр делает весьма сдержанные заявления, которые не раскрывают сущности текущих процессов.

[i] Нельзя возвращать тела террористов. // «Наш дом Израиль». 18.08.2016. URL: www.ndi.org.il/nelzya-vozvrashat-tela-terr/#more-11621

62.81MB | MySQL:102 | 0,665sec