Пакистан: реформы Территории племен федерального управления

О реформе Территории племен федерального управления (ТПФУ)  или, как ее называют, зоны пуштунских племен в Пакистане говорили давно.  Военные и гражданские власти поднимали вопрос о  необходимости принятия новых законов для улучшения ситуации в этом районе  страны.

Пятимиллионное население ТПФУ сталкивается с многочисленными проблемами: хроническая нищета (самый высокий показатель в стране) и одновременно самый низкий показатель развития.

В силу особенностей родо-племенной структуры общества, а также  местных законов и обычаев практически не функционирует институт защиты прав человека и т.д.  Географическая близость  с Исламской Республикой Афганистан, на территории которой в последние 35 лет бушуют внутренние и международные конфликты, лишь усугубляют и без того бедственное положение местного населения.

Следует отметить еще две особенности ТПФУ: наличие полезных ископаемых (в последние годы в Вазиристане ведутся геологические изыскания  месторождений меди); географически зона племен соединяет Афганистан, Пакистан и Китай, создавая благоприятную логистику для Пекина по территории Пакистана.

Антитеррористическая кампания в соседнем Афганистане кардинально изменила ситуацию с безопасностью в зоне пуштунских племен. Центральные власти  слабо контролируют ее огромную территорию. Приграничные регионы трудно доступны для армейских подразделений из-за пересеченной местности. Они стали местом укрытий  для боевиков из «Аль-Каиды», Движения Талибан Афганистана, Движения Талибан Пакистана и других группировок, которые действуют многие годы.

По сообщениям пакистанских СМИ в течение 2015 г. боевики совершили  293 терактов и противоправных действий: целенаправленные убийства, убийства из засады,  трансграничные нападения; похищения ради выкупа и столкновения между различными группировками боевиков. Более всего страдает от террористических действий население агентств Куррам и  Южный Вазиристан. Наименее турбулентным агентством остается Баджаур, несмотря на приграничные атаки. Основная цель боевиков – сотрудники правоохранительных органов и органов безопасности, политические агенты и их представители, старейшины племен и члены антиталибским племенных ополчений.

Военные действия  федеральной армии против боевиков вынудили местное население покинуть родные места.    Из 5.3 миллиона человек, переселенных в результате боевых действий из северо-западных районов Пакистана в другие районы страны, более 1 миллиона человек еще только предстоит вернуться в родные края в рамках национальной программы оказания помощи беженцам. Помимо обустройства возвращающихся временно перемещенных лиц, власти при поддержке  международных доноров (ООН, США и Китай) ремонтируют  дороги, ирригационные сооружения, рынки, школы, больницы и т.д.

Дополнительным бременем и вызовом безопасности для населения ТПФУ (а также провинции Белуджистан) стали афганские беженцы. Их лагеря представляют собой «безопасные убежища для террористов» из-за нерегулируемых переходов через афгано-пакистанскую границу. Исламабад настаивает на скорейшей репатриации  афганских беженцев.

В течение последних пяти лет население  ТПФУ  получило  на 45% меньше инвестиций на душу населения, чем в других провинциях. Пакистанские власти признали, что, если соответствующие реформы не будут проведены в ближайшее время,  положительные результаты военной кампании против боевиков в зоне пуштунских племен  без социальной поддержки местного населения, вновь будут сведены к нулю.

Эти  и другие причины  поставили власти перед необходимостью  проведения реформы ТПФУ. Реформы в ТПФУ  включены в  Национальный план действий сформулированный властями в декабре 2014 г. для проведения мер противодействия в борьбе с терроризмом.

В период подготовки проекта реформы власти провели большую  кампанию, учитывая мнения  старейшин племен (маликов), образованной молодежи, религиозных лидеров, представителей гражданского общества и др.

В процессе консультаций были выработаны четыре варианта трансформации ТПФУ:

а) сохранение статус-кво с незначительными изменениями,

б) предоставление особого статуса ТПФУ  по примеру Гилгит-Балтистана,

с) формирование отдельной административной области ТПФУ в рамках провинции  Хайбер-Пахтунхва,

г) интеграция  ТПФУ с провинцией Хайбер-Пахтунхва, народы которых поддерживают тесные торговые и экономические связи, «усиленные социальной и культурной единокровностью» с  племенами ТПФУ.

По итогам работы  специально сформированной властями  Комитета реформ ТПФУ были выработаны две основных рекомендации:  о представительстве  ТПФУ  в  провинциальном собрании провинции Хайбер-Пахтунхва, а также законопроект о поправках к Конституции в поддержку интеграции  ТПФУ с провинцией Хайбер-Пахтунхва.

52.96MB | MySQL:103 | 0,577sec