О реформе Территории племен федерального управления (ТПФУ) или, как ее называют, зоны пуштунских племен в Пакистане говорили давно. Военные и гражданские власти поднимали вопрос о необходимости принятия новых законов для улучшения ситуации в этом районе страны.
Пятимиллионное население ТПФУ сталкивается с многочисленными проблемами: хроническая нищета (самый высокий показатель в стране) и одновременно самый низкий показатель развития.
В силу особенностей родо-племенной структуры общества, а также местных законов и обычаев практически не функционирует институт защиты прав человека и т.д. Географическая близость с Исламской Республикой Афганистан, на территории которой в последние 35 лет бушуют внутренние и международные конфликты, лишь усугубляют и без того бедственное положение местного населения.
Следует отметить еще две особенности ТПФУ: наличие полезных ископаемых (в последние годы в Вазиристане ведутся геологические изыскания месторождений меди); географически зона племен соединяет Афганистан, Пакистан и Китай, создавая благоприятную логистику для Пекина по территории Пакистана.
Антитеррористическая кампания в соседнем Афганистане кардинально изменила ситуацию с безопасностью в зоне пуштунских племен. Центральные власти слабо контролируют ее огромную территорию. Приграничные регионы трудно доступны для армейских подразделений из-за пересеченной местности. Они стали местом укрытий для боевиков из «Аль-Каиды», Движения Талибан Афганистана, Движения Талибан Пакистана и других группировок, которые действуют многие годы.
По сообщениям пакистанских СМИ в течение 2015 г. боевики совершили 293 терактов и противоправных действий: целенаправленные убийства, убийства из засады, трансграничные нападения; похищения ради выкупа и столкновения между различными группировками боевиков. Более всего страдает от террористических действий население агентств Куррам и Южный Вазиристан. Наименее турбулентным агентством остается Баджаур, несмотря на приграничные атаки. Основная цель боевиков – сотрудники правоохранительных органов и органов безопасности, политические агенты и их представители, старейшины племен и члены антиталибским племенных ополчений.
Военные действия федеральной армии против боевиков вынудили местное население покинуть родные места. Из 5.3 миллиона человек, переселенных в результате боевых действий из северо-западных районов Пакистана в другие районы страны, более 1 миллиона человек еще только предстоит вернуться в родные края в рамках национальной программы оказания помощи беженцам. Помимо обустройства возвращающихся временно перемещенных лиц, власти при поддержке международных доноров (ООН, США и Китай) ремонтируют дороги, ирригационные сооружения, рынки, школы, больницы и т.д.
Дополнительным бременем и вызовом безопасности для населения ТПФУ (а также провинции Белуджистан) стали афганские беженцы. Их лагеря представляют собой «безопасные убежища для террористов» из-за нерегулируемых переходов через афгано-пакистанскую границу. Исламабад настаивает на скорейшей репатриации афганских беженцев.
В течение последних пяти лет население ТПФУ получило на 45% меньше инвестиций на душу населения, чем в других провинциях. Пакистанские власти признали, что, если соответствующие реформы не будут проведены в ближайшее время, положительные результаты военной кампании против боевиков в зоне пуштунских племен без социальной поддержки местного населения, вновь будут сведены к нулю.
Эти и другие причины поставили власти перед необходимостью проведения реформы ТПФУ. Реформы в ТПФУ включены в Национальный план действий сформулированный властями в декабре 2014 г. для проведения мер противодействия в борьбе с терроризмом.
В период подготовки проекта реформы власти провели большую кампанию, учитывая мнения старейшин племен (маликов), образованной молодежи, религиозных лидеров, представителей гражданского общества и др.
В процессе консультаций были выработаны четыре варианта трансформации ТПФУ:
а) сохранение статус-кво с незначительными изменениями,
б) предоставление особого статуса ТПФУ по примеру Гилгит-Балтистана,
с) формирование отдельной административной области ТПФУ в рамках провинции Хайбер-Пахтунхва,
г) интеграция ТПФУ с провинцией Хайбер-Пахтунхва, народы которых поддерживают тесные торговые и экономические связи, «усиленные социальной и культурной единокровностью» с племенами ТПФУ.
По итогам работы специально сформированной властями Комитета реформ ТПФУ были выработаны две основных рекомендации: о представительстве ТПФУ в провинциальном собрании провинции Хайбер-Пахтунхва, а также законопроект о поправках к Конституции в поддержку интеграции ТПФУ с провинцией Хайбер-Пахтунхва.