К вопросу о преемственности власти в современном Египте: Гамаль Мубарак

Вопрос о том, кто потенциально сможет сменить президента Египта Хосни Мубарака , является на данный момент одним из самых деликатных во внутренней политике АРЕ. Эту тему в стране пирамид не принято обсуждать вслух, хотя, казалось бы, демократические свободы должны вполне допускать подобные вещи.

Тем не менее, проблема того, кто станет президентом АРЕ после Хосни Мубарака, является вполне закономерной. Так, например, его предшественник Анвар Садат занимал пост вице-президента при президенте Гамале Абдель Насере, а сам Хосни Мубарак в своё время был назначен вице-президентом при Садате. Что же касается текущей ситуации в стране , то, даже несмотря на то, что нынешний президент АРЕ полон сил и пользуется неизменным авторитетом как в самом Египте, так и за его пределами, Хосни Мубараку уже 75 лет (дата его рождения — 4 мая 1928 года). Египетский президент на сегодняшний день не даёт чёткого ответа на вопрос, будет ли он баллотироваться на выборах, которые должны состояться в 2005 году, на пятый срок своего правления (последний открытый народный референдум проводился в АРЕ 26 сентября 1999 года, и по его результатам Мубарак был утверждён на четвёртый срок; в Египте президент избирается на шестилетний срок Национальным Собранием по результатам открытого народного референдума). Налицо

тот факт, что нынешний президент АРЕ явно не торопится и с выбором кандидатуры на пост своего вице-президента. По крайней мере, так может показаться с первого взгляда. Тем не менее, как считают сейчас очень многие в Египте, Хосни Мубарак уже принял решение, однако, учитывая характер этого человека, логично предположить, что египетский президент действует с присущей ему постепенностью и осторожностью, в надежде обойти возможные «острые углы». Как пишут о нём многие СМИ, Хосни Мубарак всегда «был человеком скрытным и немногословным, а также весьма скупым на внешние эффекты».

Итак, дело в том, что всё чаще в египетских кулуарах звучит предположение, что наиболее вероятным кандидатом на пост президента АРЕ после ухода Хосни Мубарака является Гамаль Мубарак, младший сын нынешнего главы Египта.

39-летний Гамаль Мубарак — выпускник Американского университета в Каире, дипломированный экономист. Так же, как и его старший брат Алаа, весьма успешный бизнесмен, и в отличие от своего отца-президента, Мубарак-младший никогда не носил военной формы. Именно поэтому, если президент АРЕ действительно собирается назначить его своим преемником, то Гамаль будет первым в истории Египта лидером, не вышедшим из рядов армии.

С 1988 по 1994 год он работал в «Bank of America International» («Американский международный банк») в Лондоне. После этого младший сын Хосни Мубарака выполнял обязанности исполнительного директора в «Egyptian MedInvest Associations Ltd» («Организация египетских инвестиционных ассоциаций») — египетской компании, занимающейся различными финансовыми операциями. Получивший известность к тому времени в качестве активного поборника экономического либерализма, демократии и бюрократических преобразований, Мубарак-младший возглавил «The Future Generation Foundation» («Организация будущего поколения») — организации, объявившая своей задачей подготовку молодых египтян к новой рыночной экономике и увеличение количества полноценно грамотного с политической точки зрения молодого поколения. Он официально вошёл в состав правящей Национал-демократической партии (или сокращённо НДП) в январе 2000 года.

Уже в 2002 году главой НДП (то есть президентом Египта Хосни Мубараком) Гамаль был назначен на пост секретаря по вопросам «внутренней политической ориентации». Этот пост сделал сына президента так называемым «серым кардиналом» партии, поскольку Мубарак-младший получил практически неограниченные полномочия. Он лично может определять новые направления политики, создавать новые структуры власти как в парламенте, так и за его пределами. Также, как замечают многие аналитики, эта должность позволит Гамалю Мубараку омолодить партийное руководство и увеличить ряды своих сторонников. В сущности, Мубарак-младший на данный момент является третьим человеком в государстве после генерального секретаря партии и его заместителя.

Сегодня для многих египтян он представляет собой олицетворение светского образа жизни. Гамаль Мубарак выглядит по-европейски и прекрасно знает английский язык. К тому же, его ни разу не видели молящимся в мечети. В дипломатических кругах ему дали кличку Джимми — за приверженность западным идеям и проамериканскую ориентацию. Мубарака-младшего считают человеком «новой формации»: современным, умным, весьма амбициозным, хорошо разбирающимся в проблемах страны и получившим «очень хорошее воспитание». Одним словом, налицо все признаки того, что перед нами лидер нового типа, напоминающий таких правителей «второго поколения арабского мира», как король Иордании Абдалла Второй, президент Сирии Башар аль-Асад, король Марокко Мухаммад VI, король Бахрейна Иса Бен Мухаммад и правитель Катара Хамад бен Халифа ат-Тани.

На Западе также обращают внимание на Мубарака-сына. Электронная версия газеты «Washington Post» (www.washingtonpost.com) 10 февраля 2003 года опубликовала статью Джексона Дайэла (Jackson Diehl), в которой автор называет Гамаля Мубарака «Горбачёвым страны на Ниле». Автор объясняет подобное сравнение тем, что Мубарак-младший — «…это, без сомнения, лидер нового поколения, который сможет изнутри модернизировать находящиеся на данный момент в состоянии стагнации политическую и экономическую системы АРЕ… Гамаль Мубарак — в определённом смысле «усовершенствованный вариант» своего отца, и именно он в силах помочь своей стране достойно войти в XXI век».

12 октября 2002 года на сайте www.washingtoninstitute.org в разделе POLICYWATCH № 669 («Политический обзор, № 669») также появилась статья Джонатана Шанзэра (Jonathan Schanzer) о Гамале Мубараке («Gamal Mubarak: Successor Story in Egypt?»), в которой автор охарактеризовал сына нынешнего президента АРЕ как «имеющего все шансы для того, чтобы встать во главе Египта, и … таким образом, открыть новую эру в стране пирамид — эру правового и, возможно, более либерального правления».

Разумеется, насущная проблема Запада сейчас — это «демократизировать» и «либерализировать» большинство арабских режимов, сделав их как можно более светскими. Поэтому, собственно говоря, кандидатура Гамаля Мубарака всех очень устраивает. Более того: закрываются глаза и на то, что, в случае назначения Мубарака-младшего вице-президентом, фактически можно будет говорить о том, что демократия в Египте весьма специфическая и больше напоминает конституционную монархию.

Что же касается самих египтян, то здесь, к сожалению, нельзя говорить о повсеместном одобрении потенциальной кандидатуры Мубарака-сына на пост президента АРЕ. Несмотря на его несомненные достоинства, объективно ни армия, ни старые партаппаратчики не заинтересованы в каких бы то ни было переменах или реформах. Что касается египетской улицы, то здесь также идут ожесточённые дебаты (хотя, как было уже сказано выше, оба Мубарака — и отец, и сын — отрицают какие бы то ни было планы относительно назначения Гамаля вице-президентом АРЕ). «Я не ищу высоких должностей. Ни я, ни мой отец никогда не думали о том, чтобы я стал президентом. Я не могу изменить того обстоятельства, что президент Египта — мой отец. Поэтому у меня есть две возможности — либо уйти из общественной жизни, либо продолжать делать свою работу. Я выбрал второе» — не раз заявлял Гамаль Мубарак. Однако высказывания Мубарака-младшего, подобные вышеуказанному, вызывают лишь негодование и иронию у его сограждан. Так, например, арабская электронная газета Al-Bawaba, The Middle East Gateway (www.albawaba.com), 23 января 2003 года опубликовала независимое расследование под названием «Кто же станет преемником президента Мубарака?» («Who will succeed President Mubarak?»). «Мысль о том, что 39-летний Гамаль Мубарак может стать следующим главой самой густонаселённой арабской страны, повсеместно обсуждается в египетских кулуарах, несмотря на отрицания обоих Мубараков… Одно из немногих мест, где этот насущный вопрос можно обсуждать открыто — Интернет. Так, в декабре 2002 года на одном из египетских сайтов даже появилась петиция, носящая название «Нет власти по наследству в Египте!», собравшая на тот момент, о котором идёт речь, более 1000 подписей. «Мы призываем все партии, политические силы и гражданское общество … сказать решительное «нет» коварному плану Мубараков…» — призывает эта египетская петиция». — сообщает Al-Bawaba. Тем не менее, в данном случае уместно процитировать египетского писателя Алаа аль-Асвани, который сказал, что «…сомнительно, что демократические принципы работают в Египте… Многие против преемственности во власти, однако вряд ли их голоса будут услышаны…».

Итак, пока остаётся только гадать, каковы же истинные намерения Хосни Мубарака и настолько ли амбиции его сына далеки от того, чтобы стать преемником отца на посту главы АРЕ.

ПО МАТЕРИАЛАМ:

www.albawaba.com, www.washingtonpost.com, www.washingtoninstitute.org, www.theestimate.com, www.egyptonline.com, www.sis.gov.eg, www.vestnik.com, www.newcanada.com, http://nomad.web.com, www.mn.ru.

52.24MB | MySQL:103 | 0,457sec