О вооруженном сопротивлении в Ираке

Вооруженное сопротивление иракцев оккупационным войскам началось практически сразу после окончания войны и падения режима С. Хусейна. Первоначально оно носило спорадический характер, но постепенно становилось все более организованным и интенсивным. В настоящее время военные акции против сил американо-британской коалиции превратились в фактор, оказывающий серьезное воздействие на развитие обстановки в Ираке.

В конце апреля — начале мая 2003 г. вооруженные нападения на оккупационные силы, как правило, происходили на фоне массовых, во многих случаях стихийных выступлений иракского населения в городах Багдад, Эн-Насирия, Басра, Мосул и некоторых других. Особенно многочисленными были антиамериканские выступления шиитского населения в южных районах Ирака. Уже в апреле 2003 г. здесь объявил о начале своей открытой политической деятельности Высший совет исламской революции Ирака (ВСИРИ), известный своими фундаменталистскими воззрениями. В страну из эмиграции вернулся лидер ВСИРИ Мухаммед Бакр Аль-Хаким — приверженец идей Хомейни и активный противник продолжения иностранной военной оккупации Ирака.

В первое время вооруженные нападения на американских военнослужащих имели место главным образом в районе Багдада, либо в районах к северу от столицы, т. е. там, где традиционно сильно влияние суннитских племен, имевших тесные связи с прежним режимом.

Однако со временем нападения боевиков на оккупационные силы стали происходить и в некоторых других районах Ирака. Расширение масштабов вооруженного сопротивления и его растущую организованность были вынуждены признать сами американцы, хотя их разведывательные органы и заявляют об отдельных очагах сопротивления, которое, по их оценке, оказывают лица, связанные с режимом С. Хусейна. Одновременно представители Временной коалиционной администрации (ВКА) — созданного США высшего органа власти в нынешнем Ираке — утверждают, что нет свидетельств тому, что сопротивление управляется из единого центра.

В июне — начале июля 2003 г. боевые столкновения шли практически непрерывно. Их основной формой являются: вооруженные нападения на военные патрули, воинские колонны ВС США и различные объекты, охраняемые американцами. Чаще всего они осуществляются всего из засад группами боевиков в составе 5-10 человек. При этом поражение наносится не только личному составу, но и технике, в т. ч. бронированной. Все чаще боевики используют минное оружие. Отмечаются отдельные случаи нападений (или попыток нападений) на американские блокпосты со стороны шахидов. Боевики осуществляют свои акции днем и ночью, в городах и в сельской местности. Ожесточенное сопротивление американцам оказывали вожди племен при попытках разоружить племена. Однако наибольший резонанс, причем не только в самом Ираке, вызвали взрывы нефтепроводов и акты саботажа на предприятиях нефтяного сектора.

Наиболее часто боевики групп сопротивления осуществляют свои акции в «пятиугольнике» Рамади- Эль-Фаллуджа-Багдад — Баакуба -Тикрит. Вооруженные нападения на силы коалиции имеют место также в районе городов Эль-Хадита (180 км северо-западнее Багдада) и ряде других районах. Общее число погибших в них американских военнослужащих на начало июля составило 29 человек.

По состоянию на 1 июля 2003 г. на иракской территории находилось до 150 тыс. военнослужащих США и 12 тыс. военнослужащих из других стран, главным образом британцев. Командование ВС США в Ираке, учитывая рост числа вооруженных акций со стороны сил иракского сопротивления, затребовало присылки в страну подкреплений.

По оценке американского командования сопротивление войскам коалиции оказывают три основные группы лиц: сторонники С. Хусейна (активисты партии Баас, «федаины Саддама», бывшие сотрудники спецслужб, военнослужащие Республиканской гвардии и других элитных вооруженных формирований прежнего режима), радикально настроенные слои местного мусульманского населения, придерживающиеся антиамериканских настроений, и обычные криминальные элементы. Думается, что к этим группам вполне можно добавить часть бывших военнослужащих иракской армии (есть основания полагать, что в значительной степени именно поэтому руководство ВКА приняло решение выплачивать им ежемесячно, начиная с 1 июля 2003 г. денежное довольствие), а также различного рода группы националистически и антиамерикански настроенных иракских граждан, не являющихся приверженцами свергнутого диктатора.

Имеют место отдельные случаи вооруженных нападений с участием наемников из других стран (главным образом арабских), прибывших в свое время в Ирак для борьбы с иностранным вторжением. Отмечается боевая деятельность исламистских группировок, таких как «Армия Мухаммеда», «Иракские бригады сопротивления», «Иракский национальный фронт федаинов». По данным американского командования, боевики зачастую прячут оружие и боеприпасы даже в мечетях. Неоднократно отмечались случаи, когда огонь по военнослужащим ВС США открывался именно из мечетей и прилегающих к ним строений.

Есть все основания считать, что боевики из числа сторонников бывшего диктатора располагают заблаговременно созданными базами снабжения оружием, боеприпасами, продовольствием, медикаментами и др.

Активисты бывшей правящей партии Баас ведут активную агитационную работу среди населения, запугивают его, распространяя слухи о том, что «Саддам по-прежнему жив и еще вернется», угрожая, что «когда мы вернемся, мы вспомним тех кто сотрудничал с оккупантами» и т. п. Подобного рода работа ведется главным образом на базарах и в сельской местности. Целенаправленное распространение таких заявлений и слухов вносит дополнительную нервозность среди населения, осложняет и без того далеко не простую ситуацию в стране. Примером устрашения иракцев сторонниками прежней власти может служить убийство главного редактора выходящей в г. Хилле газеты «Аль-Фейха», которое осуществили террористы, назвавшие себя членами организации «Рыцари Саддама». 5 июля в г. Рамади во время церемонии выпуска курсантов полицейской школы приверженцы С. Хусейна организовали взрыв, в результате которого погибло 7 и ранено 13 человек.

В то же время, по заявлениям американских официальных представителей, отмечается тенденция по усилению поддержки местным населением, прежде всего в городах, действий военного командования союзников по выявлению активных сторонников свергнутого баасистского режима, в том числе вооруженных боевиков.

В шиитских районах южного Ирака активных вооруженных действий против оккупационных сил пока не наблюдается. Исключением стало нападение на британских военнослужащих 25 июня, в результате которого погибло 6 и ранено 8 англичан. Его причиной, по мнению наблюдателей, стало некорректное поведение английских солдат и офицеров по отношению к местным жителям при проведении обысков и изъятии оружия. Тем не менее обстановка на юге остается очень напряженной и настроения против иностранного военного присутствия здесь усиливаются.

Однако руководство шиитского движения выжидает и не дает пока прямой установки своим сторонникам на начало вооруженных действий против оккупантов. В этой связи можно полагать, что подобная выжидательная позиция лидеров иракских шиитов связана с их расчетами на проведение в скором времени обещанных США демократических выборов центральных органов власти Ирака, на которых они, причем не безосновательно, рассчитывают одержать победу. Поэтому на данном этапе шиитским руководителям не выгодно обострять ситуацию и проявлять себя в качестве экстремистской силы.

В целом спокойная обстановка сохраняется в Курдском автономном районе, власти которого, судя по их практическим шагам, фактически взяли курс на постепенное отделение от Ирака.

В ответ на рост числа акций вооруженного сопротивления силам коалиции американское командование стало проводить крупные войсковые операции по обезвреживанию сторонников прежнего режима и выявлению мест базирования вооруженных групп. Первая из них — «Скорпион пустыни» — осуществлена в середине июня. В ходе данного мероприятия только в Багдаде, Тикрите и Киркуке было арестовано свыше 370 человек, конфисковано много оружия и боеприпасов.

Другая масштабная операция, завершившаяся 29 июня, проводилась на севере страны. В ходе ее осуществления американские войска задержали 1300 человек, конфисковали крупные партии оружия и боеприпасов, а также обнаружили и изъяли значительные денежные суммы — 9 млн долларов и 1,5 млрд иракских динаров.

29 июня началась еще одна войсковая операция по выявлению сторонников бывшего режима и поиску тайников с оружием и боеприпасами. Прочесывание местности ведется от г. Рамади западнее Багдада до г. Баакуба восточнее столицы и реки Дияла. Одновременно в северном направлении в районе наибольшего баасистского влияния (Эль-Фаллуджа- Тикрит) проводится операция «Удар сбоку». В ней участвуют 26 тыс. американских военнослужащих из состава 4-й пехотной дивизии, формирований морской пехоты и ряда других частей, сведенных в ударную группу «Железный конь».

Президент США Дж. Буш в одном из своих недавних выступлений, давая оценку ситуации в Ираке, признал, что « мародерство и разрозненные вспышки насилия остаются в некоторых регионах серьезной проблемой». При этом он твердо подчеркнул, что возврата в прошлое в Ираке не произойдет.

Руководитель ВКА Пол Л. Бремер считает, что нынешние враждебные действия иракцев против сил коалиции не представляют «какую-либо существенную угрозу», но в то же время признает, что «мы наблюдаем довольно постоянный уровень атак против сил коалиции с самого окончания этой войны» и что «трудно представить себе масштабы сопротивления, с которым мы столкнулись». В целом же П. Бремер полагает, что войскам коалиции удастся локализовать, а затем ликвидировать очаги вооруженного сопротивления, а это позволит ситуации в Ираке постепенно успокоиться.

В целом партизанские действия против оккупационных войск в Ираке, не смотря на рост их активности, не приняли массового характера. Однако в стране имеются известные предпосылки для дальнейшего усиления недовольства населения иностранным военным присутствием и, как следствие, увеличения масштабов сопротивления, в том числе силового. К основным из этих причин можно отнести:

затягивание вопроса о создании временных иракских центральных органов власти, которые заменили бы возглавляемую американцами ВКА;

медлительность, а зачастую нерасторопность и неумение руководства ВКА при решении многих насущных вопросов текущей жизни иракцев: обеспечении безопасности и порядка в стране, возрождении национальной экономики, восстановлении в полном объеме работы коммунальных служб (вода, электричество и т. д.), возобновлении нормальной работы структур социального и медицинского обеспечения, выплате зарплат государственным чиновникам и др. При этом многие вопросы текущей жизни иракцев просто не решаются оккупационной администрацией;

плохое знание или просто незнание американскими и британскими военнослужащими национальных и религиозных особенностей и обычаев иракского населения, а зачастую их игнорирование, причем порой в недопустимо грубой форме, что весьма болезненно воспринимается иракцами;

определенная отделенность ВКА от иракского общества, недоверие американцев к местному населению.

Немаловажным обстоятельством является и то, что усиление активности вооруженного сопротивления и соответствующий рост потерь среди военнослужащих оккупационных войск ведет к снижению их морального и боевого духа, усилению нервозности среди солдат и офицеров, а как итог — учащаются случаи неадекватного реагирования американцев и британцев на различные ситуации, в том числе случаи открытия ими огня по мирным жителям. Растет число конфликтов с местным населением. Все это способствует расширению поддержки действиям боевиков со стороны иракцев, увеличению численности участников вооруженного сопротивления.

Усиление военной активности сил, выступающих против иностранного военного присутствия в Ираке, потери, которые несет американская армия, вызывают все большую озабоченность у ряда американских политиков, опасающихся, что Ирак может превратиться для США во второй Вьетнам или Чечню.

И все же, оценивая обстановку, сложившуюся в Ираке после свержения режима С. Хусейна, можно с большой долей уверенности полагать, что развертывание в стране массового партизанского движения против иностранной оккупации маловероятно. Подавляющее большинство населения страны озабочено прежде всего проблемой своего выживания и, несмотря на в целом негативное отношение к иностранному военному присутствию, не готово активно включиться в вооруженную борьбу против оккупантов.

Вместе с тем в случае отсутствия реальных подвижек в деле создания центральных органов власти и решении вопросов государственного устройства Ирака, а также в условиях роста трудностей в социальной и экономической сферах недовольство населения оккупационным режимом будет усиливаться. Это может подвинуть все большее число иракцев на более активное противодействие иностранному военному присутствию, в том числе силовыми методами.

В этих условиях сторонники прежнего режима, располагая, по всей вероятности, крупными финансовыми средствами, а также сохранившимся в нелегальных условиях аппаратом воздействия на население страны, имеют неплохие шансы для ведения длительной вооруженной борьбы с силами коалиции. Однако эти их действия, скорее всего, будут носить локальный характер. Не способствует развертыванию широкого партизанского движения и физико-географические особенности центральных, западных и северных районах Ирака — отсутствие крупных лесных массивов, обширные пустынные районы, сложности в обеспечении водой и др.

Потенциальная возможность развертывания масштабных партизанских действий существует в шиитских районах страны. Шииты имеют большой опыт вооруженного сопротивления режиму С. Хусейна, который так и не смог его полностью подавить. Этот боевой потенциал может практически реализоваться в том случае, если американцам не удастся в ближайшее время сформировать иракскую центральную администрацию (причем не только с обязательным, но и достаточно весомым шиитским участием), а также провести свободные и демократические выборы в центральные органы власти.

52.3MB | MySQL:103 | 0,472sec