Неудачная попытка переворота в Мавритании: версии, факты и выводы

Кровавая попытка государственного переворота, имевшая место месяц назад в Мавритании, вновь напомнила всему миру о том, что этот самый западный арабский аванпост, несмотря на относительную стабильность в последние годы, всё ещё достаточно слаб и имеет ряд проблем как локального, так и международного характера.

Надо заметить, что в целом для истории Мавритании военные перевороты — далеко не редкость. Некоторые из них были удачными, некоторые проваливались. Сам нынешний президент, полковник Маауйа Ульд Сид Ахмед Тайа, пришел к власти в 1984 году в результате серии бескровных военных переворотов. Затем он же избирался президентом в 1992 и 1997 годах.

Нынешний неудавшийся государственный переворот произошёл в ночь с 7 на 8 июня 2003 года в столице Мавритании. Согласно сообщениям международных СМИ, в Нуакшот вошли 20 танков, которые штурмовали президентский дворец, международный аэропорт, Генштаб и здания национального радио и телевидения. На протяжении почти 36 часов из Мавритании поступала противоречивая информация о том, что происходит в Нуакшоте: то объявлялось, что попытка переворота оказалась успешной и что 18-летнее правление нынешнего президента этой страны, Маауйи Ульд Сида Ахмеда Тайи, закончилось трагически, то, напротив, сообщалось о том, что верные правительству войска разбили заговорщиков и арестовали их лидеров. Шли ожесточённые бои между повстанцами и правительственными войсками. Но уже 9 июня 2003 года ситуация прояснилась. Президент Мавритании лично выступил по национальному радио и телевидению с обращением к своему народу, в ходе которого заявил о том, что «правительство Мавритании полностью контролирует ситуацию в столице страны, Нуакшоте». Буквально по прошествии нескольких дней Маауйя Ульд Сид Ахмед Тайа уверенно заявил о том, что имевшая место в Нуакшоте попытка переворота никак не повлияла на общую политическую ситуацию в стране и президентские выборы в Мавритании состоятся, как и намечалось, в ноябре этого года.

Как стало известно чуть позже, во главе заговорщиков стоял бывший полковник Салех Ульд Ханинна. Его с позором выгнали из армии в 2001 году, причём не было выдвинуто никакой объективной причины для подобных действий в отношении Ульд Ханинны. Тем не менее, большинство людей считают, что бывший полковник был связан с группой офицеров, написавших некоторое время назад послание президенту, в котором в ультимативной форме они требовали немедленного повышения их зарплаты и улучшения условий жизни. Что же касается политических взглядов Салеха Ульд Ханинны, то, по некоторым данным, его подозревали в явных симпатиях к свергнутому баасистскому режиму Саддама Хуссейна в Ираке, а также в происламистских настроениях. Кроме того, осведомлённые источники сообщают, что в своё время Ульд Ханинна выступал против такого весьма противоречивого решения Маауйи Ульд Сида Ахмеда Тайи, вызвавшего бурю негодования в арабском мире, как установление полноценных дипломатических отношений с Израилем в 1999 году. Так или иначе, после подавления восстания Салеху Ульд Ханинне удалось скрыться; многие же из его близких и коллег были арестованы или уволены.

Что же касается причины этой попытки государственного переворота в Мавритании, то в данном случае сложно говорить однозначно об их характере. Если восставшими двигало негодование и сочувствие в отношении того, что произошло в Ираке, то весьма странным кажется то, почему переворот был запланирован и осуществлён лишь после падения иракского режима, а не в самом начале военных действий в отношении Ирака. Ведь именно в преддверии войны, а также в самом её начале многие учёные и аналитики предсказывали сильнейшую волну негативной реакции против прозападных режимов арабских стран.

Если же причиной были происламистские настроения восставших — такая версия была выдвинута в связи с тем, что президент Мавритании борется с радикальными течениями в исламе (свидетельство этому — арест порядка 30 человек, подозреваемых в религиозном экстремизме). Однако весьма любопытен тот факт, что, по сообщениям ряда СМИ (в том числе в первую очередь мавританских), военное подразделение, осуществлявшее попытку государственного переворота в Мавритании, открыто выражало свои проиракские симпатии.

Существует также мнение, что главной причиной попытки переворота в Нуакшоте были достаточно тесные отношения властей страны с Израилем. Упрочнение связей Мавритании с Тель-Авивом, по-видимому, были настолько важны правительству страны, что Маауйя Ульд Сид Ахмед Тайя не побоялся в своё время нарушить решение Лиги арабских государств (ЛАГ) о замораживании каких бы то ни было контактов с израильтянами. После установления Мавританией дипломатических отношений с Тель-Авивом, власти Палестины даже потребовали исключить страну из ЛАГ.

Тем не менее, ряд независимых аналитиков выдвигает следующую (и, надо заметить, весьма правдоподобную) версию относительно попытки государственного переворота в Нуакшоте. В частности, многие придерживаются того мнения, что это произошло из-за того, что Мавритания, страна с (по крайней мере номинально) многопартийной демократией, на самом деле сильно ограничена в сфере политической свободы. Оппозиционные партии жалуются на постоянные притеснения со стороны властей, поскольку, если их политические платформы чем-либо не устраивают президента, партия просто переходит из разряда легальных в запрещённые, а какие-либо протесты ни к чему не приводят. Ведь в Мавритании очень велики полномочия главы государства и сильна централизация власти. Таким образом, несмотря на то, что в стране разрешена деятельность политических партий и ассоциаций, независимая пресса подвергается строгой цензуре, а оппозиция, по существу, лишена доступа к средствам массовой информации.

Небезынтересна в связи с попыткой государственного переворота в стране и реакция арабской «улицы». Большинство местного населения в Мавритании осуждает произошедшее, и особенно потому, что многие придерживаются того мнения, что истинными мотивами попытки государственного переворота в стране были так называемые «личные счёты» (или, как говорят сами мавританцы, «семейные вендетты» или «клановая конкуренция») среди правящей верхушки. Подобная точка зрения кажется не менее убедительной особенно благодаря тому, что, как известно, в стране по сей день сохраняются пережитки родоплеменного строя.

Несмотря на весьма противоречивые версии относительно причин попытки переворота в Мавритании, напрашивается главный вывод: страна нуждается в политическом, экономическом и социальном реформировании, и данные меры необходимы прежде всего для того, чтобы государство не стало в ближайшем будущем потенциальной мишенью для проиракских или происламистских движений, которые смогут подняться на волне народного недовольства или межклановых распрей.

ПО МАТЕРИАЛАМ:
www.bbc.co.uk, www.irinnews.org, www.albawaba.com, www.echo.msk.ru, www.abnews.ru, www.utro.ru, www.vremya.ru; “The Estimate” (Volume XV, Number 12) — June 13,2003; “The Middle East” — October 2002, Issue № 327; “Новейшая история стран Азии и Африки XX век (1945-2000)” — Москва, “Владос”, 2001; Н.Б. Ковыршина “Арабские страны. Лингвострановедение (начальный курс) — Москва, “Муравей-Гайд”, 1999.

52.28MB | MySQL:103 | 0,457sec