Иран – Саудовская Аравия: противостояние продолжается

Время ежегодного исламского паломничества к святым местам в Мекке и Медине — хаджа, совершение которого правоверными мусульманами считается одним из пяти столпов ислама, уже не первый год связано с очередным витком противостояния между Ираном и Саудовской Аравией. Присутствие огромных делегаций паломников – в прошлом году их число перевалило за два миллиона – создает массу трагических коллизий, которые часто чрезмерно политизируются. В 2015 г.  возникла давка у моста Джамра, где по традиции происходит побивание камнями «дьявола» и в страшной сутолоке  практически ежегодно гибнут люди. Вот и на  этот раз в результате  толчеи погибли более 700  граждан Ирана, Египта, Индии и Турции. Иранское Управление по вопросам хаджа сообщило, что в инциденте  в сентябре 2015 г. погиб 131 иранец, еще 60 получили серьезные ранения. По другим данным, погибло почти 200 иранцев. Верховный лидер ИРИ аятолла  Али Хаменеи немедленно заявил, что в произошедшем виноваты саудовские власти, не сумевшие обеспечить безопасность паломников. Иранская элита использовала этот трагический факт для очередного о раскручивания в стране антисаудовской истерии.  В этой связи можно вспомнить, что основатель  и идеолог исламского режима в Иране  аятолла Р.Хомейни не уставал доказывать, что провозглашенная им республика воплощает в себе центр мирового ислама, что входило в противоречие с правом саудовского монарха быть хранителем священных мест ислама и обусловило многолетнюю напряженность в отношения между двумя странами.  Иранские паломники не раз устраивали во время хаджа антисаудовские демонстрации под лозунгами экспорта исламской революции и низложения правящей династии Аль-Сауд. Все это сопровождалось беспорядками и обвинениями Ирана в непропорциональном использовании силы местными службами безопасности.

Действительно, у двух стран много причин для неприкрытой вражды. Начнем с того, что серьезным фактором идеологического противостояния двух государств стала антизападная концепция иранского внешнеполитического курса. Учитывая высокий уровень отношений Саудовской Аравии  с Западом, легко понять, что лидеры двух стран не могли испытывать друг к другу никаких симпатий. Существенным конфликтогенным фактором в ирано-саудовских отношениях являются и их подходы к арабо-израильскому урегулированию. Иран в течение всего послереволюционного периода заявляет, что Израилю нет места в современном мире. Саудовская Аравия выдвинула еще в 2002 г. мирную инициативу и превратилась в инициатора  диалога, учитывающего интересы всех сторон конфликта. В самые последние годы к конфликтным точкам противостояния добавились противоположные позиции по таким проблемам как сирийское урегулирование и суннннито-шиитское противостояние в Йемене. Любые происходящие в королевстве инциденты, создают для иранцев повод для нападок на своего регионального конкурента. Это касается и внутрисаудовских  проблем, например, политики Эр-Рияда по отношению к шиитскому меньшинству.

Прошлогодняя трагедия во время хаджа имела своим следствием резкое ухудшение связей двух стран вплоть до разрыва дипломатических отношений. Хоссейн Амир-Абдуллахиан, бывший заместитель главы иранского Министерства иностранных дел, занимающий ныне пост советника спикера парламента по международным вопросам и связям с арабскими странами, сказал в интервью интернет-изданию «Тасним» 4 сентября, что не следует чрезмерно политизировать негативные инциденты в двусторонних отношениях. Так, по его словам, нападению на саудовское посольство в Тегеране, ставшее поводом для разрыва отношений, вряд ли стоило придавать столь уж гипертрофированное значение. Никто в Иране не солидаризировался с этим хулиганским жестом, а аятолла А.Хаменеи даже осудил его. Нужно понять и то, цитирует «Тасним» слова Амир-Абдуллахиана, что даже после гибели паломников из Ирана во время прошлогоднего хаджа и гибели сотен шиитов в Йемене, Иран не настаивал на разрыве дипотношений. Но в Эр-Рияде требовали именно этого, и это случилось. Причем, не в первый раз. Х.Амир-Абдуллахиан считает, что именно Саудовская Аравия исповедует идею нагнетания напряженности в двусторонних отношениях, желая тем самым решить хотя бы толику своих внутренних проблем.

Усилению конфронтации способствовало и принятое Ираном решение отказаться от участия в нынешнем хадже. С призывом не посещать королевство и не участвовать в ежегодном хадже Иран обратился и к своим соотечественникам, проживающим в других странах, ибо «в Саудовской Аравии ныне отсутствуют какие-либо иранские представительства, которые могли ли бы взять их под свою опеку». Накануне хаджа и мусульманского праздника жертвоприношения  Ид аль-Адха аятолла Али Хаменеи  выступил с официальным посланием, в котором, как не раз бывало прежде, призвал, среди всего прочего,  к низложению саудовского королевского дома. По его словам, Саудовская Аравия не в состоянии реализовать свою функцию покровителя святых мест ислама, ибо неспособна обеспечить должным образом реализацию священного права мусульман на паломничество к святым местам этой мировой религии. Кроме того, А.Хаменеи обратился к друзьям Исламской Республики с призывом ни на секунду не оставлять в покое саудовских руководителей и показать их истинное лицо. В  своем послании он обратил внимание на и то, что своей политикой династия Аль-Сауд лишила иранских паломников их легитимного права на деяние, «дарованное мусульманам их священной религией, исламом, которое является олицетворением величия, духовности, единства и торжественности». Вот почему, считает А.Хаменеи, исламскому сообществу необходимо продумать вопрос лишения Саудовской Аравии права организации хаджа. Иранское интернет-издание IranPressNews пишет, что на этот раз верховный лидер Ирана поставил вопрос очень жестко – нужно принять базовое решение об ответственности Саудовской Аравии за  проведение хаджа. В этом  мнении А.Хаменеи не одинок. Авторитетное иранское информагентство «Фарс» опубликовало 6 сентября интервью с пакистанским исламским деятелем-суннитом  Хейдаром Алави, который полностью солидаризируется с верховным лидером Ирана. По словам Х.Алави, нынешний хадж демонстрирует те же проблемы, что и в прошлом году, и показывает, что в Эр-Рияде не сделали никаких выводов из прошлогодней кровавой трагедии. Он считает, что исламские страны должны сообща обдумать выход из создавшегося положения. «Вопрос совсем не в суннитско-шиитских противоречиях, а в амбициях саудовского королевского дома на всеобъемлющее лидерство в исламском мире. Но проведение хаджа доказывает, что у саудовцев нет реальной возможности стоять во главе мира ислама».

История иранско-саудовских взаимоотношений в последние годы показывает, что не раз предпринимались попытки их урегулирования. Самое жесткое противостояние наблюдалось во время пребывания у власти в Иране фундаменталистов, конфронтация снижалась, когда президентское кресло занимали прагматики или реформисты, заявлявшие что два основных течения ислама должны находить возможность к примирению в рамках общей религии. Вот почему и на этот раз экс-президент Ирана, глава прагматического направления в иранской внешней и внутренней политике аятолла Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, в одном из своих последних интервью национальным СМИ заявил, что до сих пор имеются возможности снижения напряженности в двусторонних отношениях. Он сослался на время своего президентства в 1989-1997 гг., когда Иран сделал много жестов доброй воли, позволивших двум странам, занимающим лидирующие позиции в исламском мире, реально сблизиться и развивать нормальные отношения. «Такая возможность не изжита, нужно только уметь ею воспользоваться. Понятно, что добрая воля должна проявиться и со стороны саудовцев. Я верю в то, что их позиция может стать более гибкой»,  — сказал патриарх иранской политики.

52.16MB | MySQL:103 | 0,528sec