К вопросу о развитии курдского вопроса в Турции

Руководство Турецкой Республики по отношению к курдскому вопросу продолжает демонстрировать подход, который сложно охарактеризовать в качестве цельного, последовательного и ориентированного на достижение конечного результата.

Под конечным результатом, следовало бы понимать, достижение мира и спокойствия в восточных и в юго-восточных провинциях страны и сложение Рабочей партией Курдистана (РПК) оружия. Вместо этого, раз за разом руководство страны выступает с громкими заявлениями о том, что оно «огнем и мечом» собирается выжигать террористическую заразу в стране.

Единственная политическая сила, являющаяся выразителем интересов курдского меньшинства страны демонизирована и выдавлена на обочину политической жизни страны. Её не привлекают к обсуждению ничего мало-мальски значимого, включая так называемый «миниконституционный» пакет.

За попыткой государственного переворота как то на задний план отошел вопрос с принятой, начиная с 8 июня этого года,  поправки в Конституцию страны, допускающей снятие неприкосновенности с депутатов Меджлиса, обвиняемых в терроризме и пособничестве оному. Объем накопленных материалов, позволяет на четверть обновить состав Меджлиса.

Кого же прямо касается поправка в Конституцию? Напомним ранее озвученные цифры: к настоящему времени, по самым разным основаниям, всего оформлено 138 «досье» по снятию неприкосновенности среди парламентариев, включая: 51 — по депутатам от главной оппозиционной Народно-республиканской партии, 50 — по прокурдской Партии демократии народов, 27 — по правящей Партии справедливости и развития, 9 «дел» — по депутатам от правой Партии националистического движения, и еще одно — по независимому депутату.

После того, как 20 мая депутаты Меджлиса приняли поправку 376 голосами (то есть набрав свыше 2/3 голосов вопрос решился в стенах законодательного собрания), В Партии демократии народов поняли к чему дело идет. Разумеется, она стоит первой на очереди для дачи показаний. Поэтому устами сопредседателя ПДН Селахаттина Демирташа они сразу заявили, что для дачи показаний они добровольным порядком являться не собираются. Предложив тем самым Партии справедливости и развития прибегнуть к крайним, силовым методам.

Однако, 15 июля, по всей видимости, внесло изрядную путаницу в планы турецкого руководства. На первый план вышла террористическая организация Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО) и борьба с её сторонниками в рамках объявленного режима чрезвычайного положения. Впрочем, с позиций нынешнего турецкого руководства получается, что это — «один черт». То есть они в публичной риторике уже не особо делят террор на ФЕТО, Рабочую партию Курдистана, сирийскую Партию демократического союза, курдские Отряды народной самообороны и, наконец, «Исламское государство» (прим.: запрещенная в РФ террористическая организация). Просто дают общим списком и иногда замечают, что у всех этих организаций – общий корень, поглядывая в сторону Запада.

Тем не менее, немножко «раскидав» текущие вопросы с ФЕТО, через принятие «оптом» постановлений чрезвычайного положения, турецкое руководство вновь возвращается в прокурдской партии в Меджлисе.

Учитывая численный состав – 59 депутатов и данные, которые вполне могут к настоящему времени устареть в меньшую сторону – 50 отрытых дел, то получаем, что от курдской фракции в Меджлисе в ближайшее время может не остаться и следа. Партия справедливости и развития много раз говорила о том, что вообще ПДН следовало бы запретить, но это «не наш метод», просто потому, что сама же ПСР ходила под аналогичным делом в 2008 году и чудом избежала закрытия – не хватило голоса лишь одного судьи. Так что очевидно, что в настоящее время ПСР пошли по другому пути.

6 сентября генеральный прокурор Диярбакыра вызвал к себе для дачи показаний по делу о «причастности к вооруженной террористической организации» сопредседателя ПДН Селахаттина Демирташа и депутата от «курдской столицы» Нурселя Айдогана. Как сообщается, расследование дел в отношении них было начато незамедлительно после публикации в «Официальной газете», то есть вступления в силу, поправки к Конституции, допускающей снятие неприкосновенности.

Также Уголовный суд Диярбакыра в рамках уголовного дела против Союза курдских общин (считается руководящей надстройкой над РПК) принял решение о «принудительном приведении для дачи показаний» в отношении главы парламентской фракции ПДН – Чаглара Демиреля и ещё семи курдских депутатов.

Нет сомнений, что приведенные выше фамилии – далеко не окончательный список, кого тем или иным способом будут доставлять для дачи показаний у прокурора. Зная скорость принятия решений в нынешней Турецкой Республике надо быть готовыми к тому, что в кратчайший срок после завершения праздника Курбан-байрам депутаты ПДН под конвоем потянутся для дачи показаний, в том случае если им вздумается проигнорировать настойчивую «повестку». А это в свою очередь, будет означать конец курдской депутатской фракции в Меджлисе де-юре, поскольку де-факто конец уже, можно сказать, наступил. Поскольку партию-изгоя уже, по сути, изолировали от обсуждения всех значимых решений в стране.

Высвобождение 59 кресел в Меджлисе в свою очередь вызовет необходимость в досрочных парламентских выборах, которые, как можно предвидеть, в отсутствии курдских кандидатов с большим отрывом в состоянии выиграть правящая ПСР и обеспечить себе 3/5 голосов в Меджлисе. А это новая президентская Конституция уже безо всяких комиссий и обсуждений с другими парламентскими партиями страны…

Как было упомянуто в начале статьи, силовое подход к курдской проблеме не принесет стране мира, зато может стать гарантией ускоренного проведения конституционной реформы. Вот цена курдскому вопросу в Турецкой Республике.

52.28MB | MySQL:103 | 0,589sec