Турция: реформирование силового блока и его влияние на ситуацию в Сирии

Соглашение о перемирии в Сирии, которое 9 сентября заключили Вашингтон и Москва, безусловно приветствовалось в Анкаре. И не потому, что турецкий президент Р.Эрдоган очень уж желает мира у своего соседа, а по более циничным причинам. Это перемирие дает возможность Турции перевести дух и получить относительно мирную передышку для продолжения в том числе и реформирования своих силовых структур, которые находятся в полном коллапсе после попытки государственного переворота 15-16 июля и последовавших после этого кадровых чисток. Эти чистки нанесли непоправимый до сего времени ущерб логистическим маршрутам материально-технического снабжения боевиков-исламистов в Сирии, поскольку были отозваны «для проведения аттестаций» (читай: проверки на причастность к мятежу и симпатий к имаму Ф.Гюлену) со своих «рабочих мест» в том числе и на сирийской территории практически все офицеры армии и спецслужб, которые эту деятельность и осуществляли. Эта ситуация чем-то напоминает наш 1937 год, когда под маховик репрессий попал практически весь кадровый состав разведки и контрразведки, что сразу же сказалось на эффективности работы. Чудес не бывает: то же самое ожидает и силовой блок Турции, который сейчас наполняется новобранцами не по профессиональным качествам, а исключительно по степени личной лояльности к президенту Р.Т.Эрдогану. Мы уже говорили о чистках в Национальной разведывательной службе (МИТ), откуда было уволено 130 сотрудников, включая технического директора Басри Актепе. Он по роду своих функциональных обязанностей как раз и отвечал собственно за оперативную деятельность. Р.Т.Эрдоган, который крайне недоволен действиями и степенью осведомленности МИТ в отношении организации путча, решил теперь подвергнуть ее еще большей реорганизации, в том числе и путем лишения ряда полномочий. Вообще, когда Р.Т.Эрдоган назначал своего ближайшего сторонника Х.Фидана на этот пост, он планировал использовать аппарат МИТ в большей степени не для внешней деятельности, для чего собственно она и создавалась, а в большей части для внутренней. Это было прежде всего «курдское досье» и естественно слежка за политическими оппонентами. Собственно и для этого в подчинение МИТ была передана крупнейшая станция радиоэлектронной разведки, которую отобрали у армии, а также изъятие из функциональных обязанностей жандармерии «курдского досье». Все эти надежды собственно не оправдались, хотя Х.Фидан и решил главную для него лично задачу: установил перемирие с Рабочей партией Курдистана (РПК) и не его вина, что оно было нарушено. В данном случае речь шла о внутриполитических маневрах самого Р.Т.Эрдогана, который пошел на конфликт с курдами исключительно по мотивам сохранения своей личной власти. Вообще необходимо учитывать при анализе развития ситуации в Турции то обстоятельство. что все действия турецкого президента всегда и при всех вариантах имеют именно эту подоплеку.
Касаясь же реформирования силового блока, которое предпринимает сейчас Р.Т.Эрдоган, то отметим одну характерную черту: к руководству его структурами приходят в большинстве своем люди, которые вообще не имеют никакого понятия о специфики их деятельности. К чему это приводит, можно убедится, взглянув на совсем недавние российские примеры. Поэтому совершенно оправданно сделать вывод о резком падении качества работы правоохранительного блока Турции в среднесрочной перспективе. Тем более, что реформированием поручено заниматься новому министру внутренних дел Сулейману Соулу, который до этого работал страховым агентом и новому руководителю полиции Селеми Альтиноку, который до своего назначения работал гражданским администратором в одной из компаний. Оба они оцениваются нашими экспертами как «клевреты Р.Т.Эрдогана», которые не имеют никакого представления о специфике работы силового блока. Они уже представили президенту план первого этапа реформирования, который подразумевает слияние разведывательных органов всех структур, которые курирует МВД, в один новый орган. Это касается собственно полиции, военной жандармерии, службы береговой охраны, и других более мелких органов. Доклады руководство нового органа будет направлять непосредственно министру внутренних дел. Специализация и разведывательные устремления будут направлены прежде всего внутрь Турции, в том числе по отслеживанию деятельности сторонников Ф.Гюлена и активности РПК. Такое реформирование облегчает и тот факт, что сейчас в Турции продолжает действовать чрезвычайное положение, что позволяет обойтись без ненужных одобрений проводимых реформ со стороны парламента. Обратим внимание на то, что согласно этим планам МИТ лишается своего кураторства на курдском направлении. Предполагается, что в ведении МИТ останется только внешняя разведка и контрразведка, то есть борьба с иностранными спецслужбами. При этом учреждается и должность куратора этих двух разведывательных органов, который будет обобщать основные моменты их работы и корректировать их деятельность. Если взять практику деятельности спецслужб во всем мире, то становится ясно, что такой куратор несет в себе абсолютно бюрократические функции и только тормозит оперативность принятия решений. Тем более, что принимать ключевые решения он просто не уполномочен, а все должен докладывать президенту. Должность, как полагают эксперты, «делается» исключительно для пресс-секретаря президента Ибрагима Калына, который постоянно будирует тему своего назначения на должность руководителя МИТ перед Р.Т.Эрдоганом.. Ну и для лишнего контроля, разумеется. Отметим, что эта не первая попытка Р.Т. Эрдогана реформировать разведывательный блок. В свое время еще до путча он вынашивал идею создания «супер МИТ» по примерно такой же схеме и во главе с тогда еще пребывавшим в почете Х.Фиданом. Но не вышло. От себя же заметим, что в данном случае для пользы дела необходимо иметь несколько альтернативных органов разведки, которые бы конкурировали бы между собой. Главное в данной схеме — разумное их число (не больше двух-трех) и профессионализм сотрудников. Вот с последним у турецкого сектора безопасности практически точно будут большие проблемы.

52.28MB | MySQL:103 | 0,705sec