Алжир: проблемы вступления в ВТО

Алжир начал двенадцатый раунд переговоров о вступлении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Как известно, он является одной из немногих стран мира, которые до сих пор по разным причинам не являются его членами. В частности, АНДР пока довольствуется лишь почти ни к чему не обязывающим статусом «наблюдателя».

Следует заметить, что реально эта страна находится достаточно близко от подписания соответствующего соглашения с данной организацией. И в случае получения Алжиром членства в ВТО ему предоставят определенные гарантии относительно его нефтегазового экспорта в Европу, что позволит ему выручать ежегодно дополнительно десятки миллионов евро и «застолбить» за собой имеющиеся у него ниши на рынках европейских государств.

Во всяком случае, так себе представляют дело высшие алжирские чиновники, интерпретируя слова своих европейских коллег.

В любом случае, подписание документов по ВТО означает «международное открытие алжирской экономики», а также поощрение зарубежного капитала в плане его инвестирования в АНДР.

Впрочем, причина, почему до сих пор руководство АНДР не подписало, казалось бы, столь выгодные для него договоренности, обусловлена серьезными издержками. Например, до сих пор алжирское руководство не соглашалось на подписание договора о вступлении в ВТО, поскольку это бы сильно ограничило его антикризисные маневры.

Так, в случае вступления Алжира в данную организацию согласно существующим ее правилам станут невозможны на практике те меры, которые уже осуществляет или готовит к запуску с 2017 года кабинет премьер-министра Абдельмалека Селлаля.

В частности, одним из главных и неприемлемых для себя пунктов ВТО лидеры АНДР считают фактический запрет протекционизма и защиты рынка конкретных государств от иностранных товаров, как-то ограничения на их допуск и обложение дополнительными налогами.

Так, например, в случае вступления во Всемирную торговую организацию Алжир уже не сможет осуществлять практикуемые имя действия по уменьшению потоков произведенных за рубежом автомобилей и рискует получить очень крупные денежные штрафы за продолжение подобного курса. Во всяком случае, при подаче соответствующих исковых заявлений в международные арбитражные суды он не имеет практически никаких шансов на успешное для себя завершение подобных процессов.

Примечательно, что переговоры о вступлении страны в ВТО возобновились параллельно разработке правиельством А.Селлаля нового пакета мер по ограничению допуска (частичный запрет или дополнительное налогообложение) свыше 1700 наименований иностранной продукции, которые должны вступить в силу с 2017 г.

Тем самым алжирские власти стремятся ограничить вывоз капитала со своей территории за границу.

Как бы там ни было, но принятие правил ВТО в существующей редакции будет означать, что как минимум год законотворческой работы алжирских чиновников будет напрасным, поскольку правила данной международной организации обязывают вступающую в нее страну соответствующим образом пересмотреть и соблюдать собственное законодательство.

Следует особо заметить, что оно создавалось строго под конкретный политический режим и обеспечивало его практически тотальный контроль над страной и в случае его пересмотра это будет означать параллельное автоматическое уменьшение его влияния в стране и поражение суверенитета.

В частности, алжирские законы до сих пор жестко ограничивали права иностранцев при осуществлении бизнес-деятельности в стране. Например, речь идет о печально знаменитом законе 49/51, согласно которому зарубежные инвесторы не могут работать в Алжире самостоятельно и обязаны делать это в составе совместных предприятий с алжирскими государственными компаниями и при этом их доля в любых проектах ограничена 49 процентами.

Также это дает привилегированный статус иностранным юристам для отстаивания интересов зарубежных компаний на алжирской территории, что означает усиление перспектив иностранного вмешательства в дела страны без использования вооруженной силы.

С этим-то не согласны алжирские лидеры, пытающиеся договориться о том, чтобы оставить себе лазейки для обхода правил ВТО и прежнего осуществления своей политики, а также получить возможность максимально долго затягивать юридические процедуры в случае возникновения каких-либо конфликтов интересов.

Замысел алжирских лидеров прост – получить доступ к ВТО, но при этом избежать налагаемых членством в этой организации ограничений. Они рассчитывают обойти «острые углы» и уже подписали так называемое «Генеральное соглашение по торговле услугами» (ГАТС), что создает юридическую основу для взаимодействия между сторонами и открывает доступ для сглаживания прочих противоречий.

Во всяком случае, как трактуют стороны достижение последнего соглашения, это открывает перед Алжиром дверь для более широкого отстаивания своих национальных интересов в случае возникновения споров с иностранными производителями и в том числе при подаче последними исковых заявлений в международных арбитраж.

Как бы там ни было, вступление в ВТО все же неизбежно ставит АНДР в зависимость от данной организации и закладывает бомбу замедленного действия в отношениях этой страны прежде всего с западными производителями.

Ведь ни для кого не секрет, что в действительности руководство АНДР понимает ухудшение своих позиций перед другими странами и компаниями в случае подписания подобных соглашений. Равно как и то, что протекционизм остается естественный и единственным выбором в данном случае для любого государства, опаздывающего в своем развитии по сравнению со прочими торговыми партнерами.

Соответственно, открытие алжирского рынка для международной конкуренции при почти тотальной зависимости от иностранной продукции с высокой долей вероятности может означать его поглощение транснациональными корпорациями с последующим нанесением удара и по политической независимости страны.

Впрочем, нельзя исключать, что алжирское руководство, запуская двенадцатый (!) раунд переговоров о вступлении в ВТО, лишь умышленно затягивают их, и что реально они не заинтересованы подписывать основополагающие документы.

Соответственно, понимая, что прямой отказ от вступления в ВТО может навлечь на Алжир серьезные негативные последствия, его руководство предпочитает делать это более мягкими мерами.

Впрочем, переоценивать алжирские ресурсы в данном случае не следует. В условиях все большего ухудшения экономической ситуации в АНДР ее руководство становится все менее устойчивым в плане отстаивания своих национальных интересов.

52.23MB | MySQL:103 | 0,625sec