Со времени прихода президента Ашрафа Гани к власти в Афганистане в сентябре 2014 г., его политика по отношению к Пакистану кардинально изменилась. Инициированное первоначально обеими странами расширение сотрудничества, включая военное, по состоянию на сентябрь 2016 г. сворачивается. В первую очередь это коснулось двусторонней торговли, объемы которой, по утверждению специалистов, падают. Называют несколько основных причин: ужесточение пакистанской стороной правил пограничного контроля и транзита грузов и роста противоречий Кабула и Исламабада по ряду вопросов управления пакистано-афганской границей. Все это происходит на фоне общего политического дистанцирования на региональном и международном уровнях, нерешенности ряда двусторонних проблем (например, окончание срока мандата пребывания афганских беженцев в Пакистане), наконец, фактор Индии.
Несмотря на охлаждение в афгано-пакистанских отношениях, гражданские и военные власти Пакистана подчеркивают, что отношения с Афганистаном являются одними из ключевых для национальной безопасности и внешней политики Исламабада, и крайне важно, чтобы каналы коммуникации с соседним государством оставались открытыми на всех уровнях, начиная с вопросов поддержания мира и стабильности.
Индийский фактор возник не сразу и не вдруг. По мере нарастания напряженности в афгано-пакистанских отношениях в силу ряда причин, укреплялись афгано-индийски связи на фоне усиления экономической и стратегической конкуренции за влияние Китая и Индии в регионе и дальнейшего укрепления американо-афганского и американо-индийского сотрудничества.
Недавние примеры: в декабре 2015 г. Нью-Дели сделал символический подарок Кабулу — новое здание парламента; весной 2016 г. Индия и Афганистан открыли «Дамбу дружбы» в Герате, проектной стоимостью 300 млн долларов. Индия выделила 1 млрд долл на гражданские проекты в рамках программы восстановления экономики Афганистана и оказания гуманитарной помощи; в конце августа с.г. премьер-министр Индии Н.Моди и президент Афганистана А.Гани торжественно открыли в Кабуле реконструированный/восстановленный StorPalace. Впереди вновь подарки в рамках визита А.Гани в Индию в середине сентября с.г. Все эти финансовые и инфраструктурные вложения делают Индию одним из крупнейших доноров Афганистана, разрушенного в ходе проведения международной антитеррористической кампании и последовавшими после вывода США/НАТО войск в декабре 2014 г. столкновениями между вооруженной оппозицией и афганской национальной армией.
Афганский лидер в ответ на щедрость индийской стороны может предложить немногое: поддержать ее позицию в индо-пакистанском конфликте в Кашмире; создать дополнительные логистические трудности на транспортных маршрутах Пакистана в Центральную Азию (ЦА), учитывая, что ЦА — один из быстро развивающихся дипломатических и экономических векторов внешней политики Исламабада; заявить о выходе к Индийскому океану через иранский порт Чахбахар (альтернатива пакистанскому порту Гвадар) в рамках дальнейшего развития транспортного коридора Чахбахар-Захедан-Зарандж (в мае 2016 г. Индия и Иран подписали соглашение о первой фазе развития порта Чахбахар – строительство двух терминалов и пяти мультимодальных причалов; Индия выделила на развитие порта 200 млн долл.); расширить число участников Четырехстороннего мирного диалога по урегулированию в Афганистане (пригласив Индию и Иран); наконец, вновь инициировать вопрос о транзите афганскими перевозчиками индийских грузов из Индии через пограничный пост Вагах на пакистано-индийской границе.
В 2010 г. Кабул и Исламабад подписали Афгано-пакистанское торговое и транзитное соглашение (АПТТС) , в котором говорится, что «двусторонняя торговля означает обмен грузами и услугами между двумя странами». Согласно существующей устной договоренности афганским перевозчикам разрешено доставлять местные товары в Индию через территорию Пакистана, в то же время афганские перевозчики (грузовики) не вправе везти обратно в Афганистан индийские товары. Это вызывает озабоченность как Афганистана, так и Индии. В начале 2016 г. на региональной конференции министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж на региональной конференции «Сердце Азии», прошедшей на уровне министров в Исламабаде, выразили желание своей страны присоединиться к АПТТС.
В начале сентября 2016 г. президент А.Гани сделал заявление о возможном «блокировании» доступа Пакистана к торговле с государствами Центральной Азии, если Исламабад не позволит Афганистану торговать с Индией через пограничный пост Вагах. Но, учитывая возрастающую напряженность в пакистано-индийских отношениях, предоставление уступки Нью-Дели со стороны Исламабада вряд ли возможно на данном этапе.
Развитие экономического сотрудничества со странами Центральной Азии подтолкнуло Пакистан инициировать переговоры с Таджикистаном о расширении участников АПТТС, чтобы сделать его трехсторонним. .
Учитывая вызовы последнего времени в пакистано-афганских отношениях, Исламабад также просчитывает альтернативные маршруты для поставок товаров в республики ЦА в обход территории Афганистана. В рамках Китайско-пакистанского экономического коридора рассматриваются маршруты в Кыргызстан и Таджикистан, а также Коридоры 5 и 6 Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), который соединит Пакистан и Центральную Азию.