О развитии отношений между Великобританией и Ираном после снятия санкций

Достигнутые договоренности по ядерной программе Ирана и частичное снятие с него санкций стало не только настоящей сенсацией, но и весьма радостной новостью для многих стран мира, заинтересованных в сотрудничестве с Исламской Республикой. Одной из таких стран ожидаемо оказалась Великобритания, имеющая, с одной стороны достаточно прочные исторические связи и экономические и интересы в Иране, с другой – весьма непростые отношения и неоднозначное восприятие со стороны иранского истеблишмента и общественного мнения.

Как только санкции были сняты, Великобритания незамедлительно активизировала свои усилия по установлению партнерских отношений с Ираном и восстановлению почти разорванных экономических и дипломатических связей. С этого момента прошло уже полгода. Удалось ли странам добиться прогресса и, если да, то какого?

В целом, нужно отметить, что позитивные сдвиги происходят, и они явно заметны.

Во-первых, важным (можно даже сказать, знаковым событием) стало назначение британского посла в Иран, впервые с 2011 года, когда отношения между двумя странами фактически сошли на нет. Новым послом стал Николас Хоптон, который раньше исполнял обязанности поверенного в делах в Тегеране, а ранее – послом Ее Величества в Катаре и Йемене. По замечанию самого дипломата эти подвижки в отношениях «дают странам возможность инициировать дискуссии по целому ряду важных вопросов» [1] и, в целом,  являются «важным моментом в двусторонних отношениях». [2]

Во-вторых, медленно, но верно начинают возрождаться экономические отношения. Так, вновь начинают проходить конференции, посвященные  возможностям для британского бизнеса в Иране [3], Британско-иранская торговая палата  вышла из летаргического сна и вновь стала проводить мероприятия и встречи совместно с иранскими партнерами с целью определения  направления для развития экономических отношений, охарактеризовав страну как «самый большой и быстро  растущий рынок со времен распада СССР. [4]

Что же касается конкретных достижений, то они следующие:

  1. Британские авиакомпании (в частности, British Airways) вновь стали отправлять рейсы в Тегеран (первый из них вылетел 1 сентября 2016 года). [5] Это станет несомненным стимулом для развития как иранского туристического сектора, так и британской авиасектора.
  2. Иран возобновил поставки нефтехимической продукции в Великобританию, которая стала четвертой крупнейшей страной- потребителем наряду с Францией, Италией и Германией. [6] Таким образом, Иран планирует восстановить свое влияние на этом рынке, надеясь «наверстать» упущенные за время санкций возможности в ближайшие 1,5-2 года. [7]

 

Итак, хотя развитие идет и не самыми быстрыми темпами, все же активизация сотрудничества и начало диалога внушает оптимизм.  Отдельным поводом для радости для Ирана послужил выход Великобритании из ЕС.  После того, как стало об этом стало известно высокопоставленный политический советник президента ИРИ Х.Роухани Хамид Абуталеби написал в своем «Твиттере», что «Брексит» представляет собой «историческую возможность» [8]  для Ирана и его отношений с Соединенным Королевством. Хотя чиновник далее  не поясняет свою мысль, вполне понятно, почему «разрыв» Великобритании с ЕС является для Ирана большим поводом для радости.

Во-первых, вне зависимости от того, пойдет ли Соединенное Королевство по пути «мягкого» (сохранение доступа к общему рынку при условии соблюдения свободы передвижения граждан ЕС) или «жесткого» (потеря «общего рынка и закрытие безвизового доступа для работников из ЕС) «Брексита», объем ее экономических  отношений с Евросоюзом, скорее всего,  уменьшится (в особенности сейчас в условиях неопределенности  ее дальнейшей судьбы в качестве «независимого» государства). Вполне вероятно, что Лондон захочет диверсифицировать свои экономические связи за счет других партнеров, чтобы, во-первых, обезопасить свою экономику от падения (о котором так активно говорили в первые месяцы после «Брексита»), а, во-вторых, иметь козырь в переговорах с Брюсселем. Иран имеет все шансы стать таким «козырем».  Кроме того, в Великобритания больше не будет обязана следовать общей внешней политике  ЕС, а это дает надежду, на возможные (хотя пока и не слишком вероятные) изменения в области санкций против Ирана.

В любом случае, Иран явно питает большие надежды относительно новой реальности, в которой Лондону придется теперь жить и действовать. После назначения Терезы Мэй новым премьером Хасан Роухани  позвонил ей по телефону, поздравил с высокой должностью, а также выразил надежду на то, что отношения между двумя странами продолжат развиваться. Он выразил надежду на то, что зарождающееся экономическое сотрудничество перейдет и в банковский сектор, а также подчеркнул необходимость совместной борьбы с терроризмом на Ближнем Востоке,  заявив о желании Тегерана провести с Лондоном совместные консультации. [9] Премьер с энтузиазмом восприняла слова иранского президента и выразила готовность к дальнейшему сотрудничеству.

Однако не все так безоблачно. В Иране далеко не все поддерживают политику Х.Роухани по сближению с Западом и открытию страны внешнему миру. Консервативно настроенные представители КСИР не только считают эту политику предательством, как исламских ценностей, так и страны в целом, но и пытаются активно помешать ее осуществлению.  Великобритания же вызывает у них особое подозрение с учетом прошлого исторического опыта (так, например, в 1953 г .британская разведка инициировала переворот против первого демократически избранного  иранского премьер-министра) [10] . Именно поэтому  КСИР прикладывает огромные усилия по предотвращению укрепления связей их страны и Лондона.  Так, начиная с апреля 2016 года были  арестованы без объяснения причины несколько человек, имеющих британско-иранское гражданство. Ситуация не разрешилась до сих пор, и хотя в СМИ появились слухи о намерениях КСИР обменять британцев на иранцев, отбывающих наказание в тюрьмах Великобритании [11], пока никаких конкретных шагов и инициатив предпринято не было. Эта ситуация побудила МИД Великобритании выпустить предостережение против поездок британских поданных в Иран [12], что не могло не повлиять на развитие иранской туриндустрии, которая только-только начинает восстанавливаться (или скорее зарождаться) после отмены санкций. Несомненно и то, что неразрешенный вопрос с арестованными будет камнем преткновения в дальнейших контактах между Х.Роухани и британским правительством.

Таким образом, несмотря на достигнутые успехи, развитие отношений между Ираном и Великобританией все еще идет не без сложностей. Потребуется большое желание и политическая воля обеих сторон для того, чтобы был совершен действительно серьезный прорыв.

 

[1] UK upgrades diplomatic relations with Iran, GOV.UK, 5 September 2016, URL:  https://www.gov.uk/government/news/uk-upgrades-diplomatic-relations-with-iran, дата посещения 01.10.2016.

[2] Там же.

[3] New markets, new opportunities: doing business with Iran, GOV.UK, 9 March 2016, URL: https://www.gov.uk/government/speeches/new-markets-new-opportunities-doing-business-with-iran, дата посещения 01.10.2016.

[4] News from BICC – 2016, British-Iranian Chamber of Commerce, URL: http://www.bicc.org.uk/recent.html, дата посещения 01.10.2016.

[5] British Airways to resume direct flights to Iran, BBC, 1 September 2016, URL: http://www.bbc.com/news/uk-37240977, дата посещения 01.10.2016.

[6] Iran recommences petchem exports to Britain, Tehran Times, 1 July 2016, URL: http://www.tehrantimes.com/news/403953/Iran-recommences-petchem-exports-to-Britain, дата посещения 01.10.2016.

[7] Там же.

[8] Russia and Iran delight in UK’s rejection of EU, The Guardian, 24 June 2016, URL: https://www.theguardian.com/politics/2016/jun/24/russia-and-iran-delighted-at-uks-rejection-of-eu, дата посещения 01.10.2016.

[9] Iran, Britain welcome advance in relations, PressTV, 9 August 2016, URL: http://www.presstv.com/Detail/2016/08/09/479263/Iran-Britain-Hassan-Rouhani-Theresa-May-JCPOA, дата посещения 01.10.2016.

[10] Foreign Office warns British-Iranian nationals of detention risk in Iran, The Guardian, 20 July 2016, URL: https://www.theguardian.com/world/iran-blog/2016/jul/20/foreign-office-warns-british-iranian-nationals-of-detention-risk-in-iran, дата посещения 01.10.2016.

[11] Там же.

[12] Iran: Travel Advice, GOV.UK, 15 July 2016, URL: https://www.gov.uk/foreign-travel-advice/iran, дата посещения 01.10.2016.

52.21MB | MySQL:103 | 0,699sec