О визите наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Наефа в Турецкую Республику

29-30 сентября этого года состоялся официальный визит в Турецкую Республику наследного принца Саудовской Аравии, первого вице-премьера и министра внутренних дел Мухаммеда бен Наефа

В ходе визита состоялись его встречи с президентом Турции Р.Т.Эрдоганом, премьер-министром Б.Йылдырымом, членами кабинета министров, а также с представителями деловых кругов страны. Отметим, что это вторая за неделю встреча между Р..Эрдоганом и саудовским наследным принцем. Предыдущая состоялась на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.

Как сообщается, помимо сверки часов по внешнеполитическим вопросам, сторонами было обсуждено наращивание двусторонних торгово-экономических отношений. Также визит был рассмотрен наблюдателями в качестве ещё одного наглядного свидетельства поддержки Саудовской Аравией турецкого руководства, после неудачной попытки военного переворота 15 июля.

Вообще, прежде чем обратиться к кратким итогам визита, следует отметить, что двусторонний трафик в текущем году между странами получается достаточно интенсивным.

В апреле этого года Турцию с официальным визитом посетил король Саудовской Аравии Сальман. В сентябре месяце мы писали про анкарский визит министра иностранных дел Аделя аль-Джубейра.

По итогам встречи с глазу на глаз между турецким президентом и саудовским принцем, Реджеп Тайип Эрдоган наградил Мухаммеда бен Наефа высшей государственной наградой страны – Орденом Турецкой Республики, как знак признания его вклада в развитие дружбы между двумя странами и в сближение их народов. В своей речи турецкий президент с удовлетворением отметил саудовские усилия, направленные на то, чтобы привнести «мир, стабильность и покой» в регион, полный «столкновений и террора» и указал на то, что развитие всесторонних связей между Турецкой Республикой и Саудовской Аравией, а также их диверсификация, создает новые возможности для региональной и глобальной стабильности. Отдельных слов благодарности турецкого президента заслужила саудовская поддержка Турции в период внутриполитических потрясений. Таким образом, как указал Р.Т.Эрдоган, врученная награда является символом исторических братских турецко-саудовских связей.

В свою очередь, наследный принц, поблагодарив за врученную награду, указал, что он прибыл в Турецкую Республику по прямому распоряжению короля Сальмана, с целью укрепления связей между двумя братскими народами и передачи турецкой стороне королевских приветствий. В своем выступлении он высказался за всестороннее укрепление саудовско-турецких стратегических отношений – в сфере безопасности, политических, экономических и всех прочих связей. Саудовский принц высказал удовлетворение полным созвучием саудовско-турецких отношений по основным вопросам международной повестки дня, что имеет для региона и мира огромное значение. В своем выступлении он ещё раз подчеркнул, ту радость и облегчение, которые саудовское руководство испытало, после того, как июльская попытка переворота в Турции провалилась.

Понятно, что немаловажным обстоятельством, подвигающим две стороны к взаимному сближению являются их непростые отношения, которые в настоящее время складываются с Соединенными Штатами Америки. На фоне невнятной региональной политики Вашингтона и того вакуума силы, который в этой связи начал образовываться. Понятно, что помимо общих, и у Анкары, и у Эр-Рияда есть и исключительно свои раздражители.

Про турецкие мы писали неоднократно – это все, что касается депортации из США в Турцию беглого исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, сирийских курдов и продолжающейся уже месяц военной операции «Щит Евфрата» на севере Сирии.

Для Эр-Рияда таковыми являются запущенный при самом активном участии США процесс вывода Исламской Республики Иран из под режима международных санкций, а также недавно принятый Палатой представителей Конгресса, по сути антисаудовской, закон «Правосудие в отношении спонсоров террористических актов», который президенту Б.Обаме не удалось заветировать. Вспомним, что Р.Т.Эрдоган к настоящему времени уже успел выступить с неоднократными заявлениями в осуждение указанного закона, в частности, после своей поездки в Нью-Йорк на заседание Генеральной ассамблеи ООН.

Однако, что бросается в глаза, не сирийская гражданская война и не судьба президента Сирии Башара Асада вызвали пристальный интерес турецких наблюдателей. Что их озаботило в первую очередь – это судьба саудовских инвестиций в американскую экономику, размер которых оценивается в 750 млрд долларов США. Для сравнения стоит сказать, что саудовские инвестиции в ту же Турцию – несопоставимо малы, составляя сумму около 2 млрд долларов. Надо ли говорить, что когда речь заходит о законах, подобных принятым американским Конгрессом – угроза ареста саудовского имущества становится лишь вопросом времени и, представляется, в мире разгорится нешуточный спор между странами за право стать новой «тихой и прибыльной гаванью» для саудовских капиталов.

Впрочем, думается, что между этими двумя характеристиками в Эр-Рияде будут, в первую очередь, предъявлять требования к «тихости», то есть к надежности вложений, до которых не должна дотянуться «длинная рука Вашингтона». Хотя, возможно, сама Саудовская Аравия, испытывающая очевидные финансовые затруднения, является наиболее оптимальным пунктом назначения. Вряд ли, анонсированные недавно в королевстве сокращения заработных плат госслужащих в стране, где значительная часть занята в госсекторе – легкая для саудовского руководства мера.

С другой стороны, Турецкая Республика отчаянно нуждается в международных инвесторах, со своими упавшими до «мусорного уровня» рейтингами и, на фоне анонсированного недавно продления режима чрезвычайного положения, без малейших перспектив по улучшению своего имиджа за рубежом. И саудовские инвесторы, в складывающихся обстоятельствах, являются весьма ожидаемыми гостями в стране, способными вдохнуть жизнь в застопорившиеся в стране инфраструктурные проекты.

Подводя черту под визитом наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Наефа, стоит отметить, что саудовско-турецкая ось в регионе набирает силу, имея как политическое, так и экономические измерения. Бросается в глаза, что между Саудовской Аравией и Катаром, Турецкая Республика в последнее время делает ставку именно на Эр-Рияд.

62.84MB | MySQL:102 | 0,664sec