Итоги Мирового энергетического конгресса и турецко-саудовские договоренности

Продолжая начатую накануне серию публикаций о 23-м Мировом энергетическом конгрессе, который в этом году получил совершенно новый для себя высокий статус глобального мероприятия, нельзя не отметить, что турецкая сторона эффективно использовала его не только для налаживания отношений с Россией, но и для достижения договоренностей со своими прочими партнерами.

Так, заметным событием стало подписание Меморандумов о взаимопонимании между национальной нефтяной компанией Саудовской Аравии Saudi Aramco и восемнадцатью (!) крупными строительными подрядчиками Турции.

Невзирая на длину списка, все же перечислим подписантов с турецкой стороны: TAV Tepe Akfen Yatırım İnşaat ve İşletme AŞ, Enka İnşaat ve Sanayi AŞ, İlk İnşaat Taahhüt ve Sanayi Ticaret AŞ, Tekfen İnşaat, STFA Deniz İnşaat, Nurol İnşaat ve Ticaret Şirketi, Fernas İnşaat, Yüksel İnşaat, Kolin İnşaat Turizm ve Sanayi Ticaret AŞ, Yapı Merkezi İnşaat ve Sanayi AŞ, Dorce İnşaat, Doğuş İnşaat ve Ticaret AŞ, Üstay Yapı Taahhüt ve Ticaret AŞ, AGE İnşaat ve Ticaret AŞ, Taca İnşaat, Zafer Taahhüt ve Ticaret AŞ, Metag İnşaat ve Ticaret AŞ, GAP İnşaat Yatırım ve Dış Ticaret AŞ.

Что видно из данного списка? Разумеется, все эти компании являются первоклассными подрядчиками. Кое-кто здесь встречается и из пресловутого «ближнего круга», наиболее близких ко власти предпринимателей, однако, в этом смысле представлены далеко не все. Это понятно, с учётом того, какой объем работ у них внутри самой страны, как в настоящее время, так и на перспективу. Не надо говорить о том, что условия работы в Турции у них, по определению, не сопоставимо более комфортные, чем в любой зарубежной стране.

В ходе официальной церемонии подписания, министр энергетики Турции Берат Албайрак указал на то, что данные Меморандумы дадут толчок для дальнейшего развития турецко-саудовских отношений. В своем ответном выступлении министр энергетики, промышленности и природных ресурсов КСА Халид аль-Фалих выразил желание сотрудничать с турецким бизнесом, в рамках реализации комплексной программы развития страны «Саудовское видение: 2030»: «Ожидается что в эти самые годы Саудовская Аравия будет инвестировать сотни миллиардов долларов и сегодняшнее соглашение является к тому первым шагом».

Председатель совета директоров Aramco Амин Нассер указал, что к настоящему времени суммарная мировая мощность нефтеперерабатывающих предприятий уже составляет около 5 млн баррелей в день и планируется её удвоение в ближайшее десятилетие, в немалой мере благодаря инвестициям Саудовской Аравии. Он сообщил, что в последующие 10 лет компания планирует инвестировать около 300 миллиардов (!) долларов в развитие своей добывающей и перерабатывающей инфраструктуры. Также Амин Нассер указал, что доля локализации в закупке оборудования и услуг для энергетики к 2021 году должна составить около 70%.

Разумеется, для того, чтобы с полным основанием комментировать достигнутые договоренности, требуется ознакомление с подписанными Меморандумами. Но кое-что, всё же, можно сказать уже исходя из прозвучавших заявлений.

Первое, озвученная сумма (300 миллиардов долларов) – настолько значительна, что её весьма сложно освоить. Если под этим, конечно, понимать практическую реализацию конкретных проектов. Понятно, что ни одной, ни двум, ни трем компаниям это не под силу. В этом свете масштабный «запуск» турецких компаний в КСА смотрится вполне логичным.

Касательно «запуска» в Саудовскую Аравию, надо себе отдавать отчет, в том, что такое процедура квалификации потенциальных подрядчиков государственных саудовских компаний для участия в тендерах. Это – в высшей степени бюрократизированная процедура, которая может тянуться не один год и закончиться в итоге ничем. Комиссия, принимающая решение о выдаче или о невыдаче разрешения, таким образом, выступает мощным регулятором доступа на саудовский рынок. Зачем потребовалось запускать в КСА массово турок (а Меморандум, похоже, заменил собой квалификационный отбор), тем самым сильно увеличивая конкуренцию вокруг объявляемых проектов?

Объяснений тому может быть несколько.

Первое – это широкий жест в Анкары, который Эр-Рияду, по большому счету, ничего не стоит, зато работает на бурно развивающиеся в последнее время саудовско-турецкие отношения.

Во-вторых, конкуренция – это всегда снижение цен. Добиваться должного уровня соперничества далеко не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Чем крупнее и сложнее проект, после достижения определенного порога – тем меньше  в мире компаний, которые его реально могут «сдюжить», технически, финансово и административно. А то, о чем говорят в Aramco — это как раз те самые проекты, высшей категории сложности. И появление в списках участников сразу 18 компаний, означает одномоментное расширение списка претендентов и конкуренции в разы. Ну, а новички, как правило, охотнее, чем старожилы, демпингуют, что для Саудовской Аравии, безусловно, хорошо при нынешних ценовых котировках на нефть.

Ну и в третьих, турки станут мощным противовесом весьма активно работающим в КСА американским и китайским компаниям. Что, опять же, неплохо, особенно, в свете непростых американо-саудовских отношений. Таким образом, подписание Меморандумов становится важным жестом Саудовской Аравии в адрес США, хотя, понятно, Меморандумы носят необязывающий характер, в плане присуждения конкретных проектов, и рычаги контроля над своим рынком Эр-Рияд оставляют у себя.

52.2MB | MySQL:103 | 0,480sec