Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (10 — 16 октября 2016 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с Сирией и Турцией. Участники международной министерской встречи по Сирии, прошедшей 15 октября в Лозанне (Швейцария), из-за серьезных разногласий не смогли согласовать общий документ по вопросам урегулирования ситуации в арабской стране. В Стамбуле 10 октября состоялись переговоры президентов России и Турции В. Путина и Р. Т. Эрдогана. Их итоги свидетельствуют о продолжении процесса нормализации отношений между двумя странами.

Основные военные события в Сирии на минувшей неделе происходили на севере страны в Алеппо и прилегающих к городу районах, где проправительственные силы при поддержке авиации продолжали наступление в восточной части города, которая контролируется боевиками экстремистских группировок. Правительственная армия добилась отдельных успехов в центральной провинции Хама и в районе Дамаска, а также отразила наступление боевиков на севере приморской провинции Латакия.

Продолжаются международные усилия по возобновлению переговорного процесс по урегулированию сирийского конфликта. В этой связи Москва готова к сотрудничеству с Вашингтоном по Сирии, заявил глава МИД России С. Лавров, отметив: «У нас открытая позиция для сотрудничества во всех форматах — в старых, в новых. Дело за американцами. И отвечать на вопрос, что осталось, должны американцы, а не мы, потому что мы ничего не прерывали». Россия считает, что нужно дать шанс для реализации инициативы спецпредставителя генсека ООН С. де Мистуры по выводу боевиков «Джебхат ан-нусры» (переименована в «Джебхат Фатх аш-Шам», запрещена в РФ) из Восточного Алеппо и ведет работу на этом направлении. С. Лавров отметил, что Россия «не собирается брать Алеппо для сирийского правительства или реализовывать военный сценарий разрешения сирийского кризиса». В то же время пока боевики «Джебхат ан-нусры» не выйдут из Алеппо, ВС САР не прекратят борьбу с этой группировкой. Россия же продолжит «предостерегать сирийскую армию», чтобы она была точна в своих действиях против боевиков «Джебхат ан-нусры». В генштабе ВС РФ заявили, что российская авиация в Сирии «наносит точечные одиночные удары по заранее выверенным целям вне сирийского города Алеппо и вне зон жилой застройки». Россия также никому не позволит ставить под угрозу жизни своих военнослужащих в Сирии, и надеется, что региональные спонсоры сирийских оппозиционеров не откликнутся на призыв поставить им зенитные комплексы. Военные РФ готовы обеспечить безопасный вывод боевиков с оружием, проход мирных жителей из восточной части Алеппо и обратно, а также доставку туда гуманитарной помощи.

США продолжат работать с ключевыми странами с целью добиться дипломатического урегулирования сирийского кризиса. Такую позицию 14 октября высказал на заседании Совета национальной безопасности президент США Б. Обама. Ранее, 12 октября в американском Госдепартаменте заявили, что сотрудничество США и РФ крайне необходимо для установления режима прекращения огня в Сирии, но Вашингтон теперь намерен работать с Москвой в многостороннем формате.

Нормализация отношений между Турцией и Россией «не означает изменения позиции Анкары по Сирии и Асаду», заявил 13 октября глава турецкого МИДа А. Чавушоглу. В Анкаре продолжают жестко заявлять: Турция не вела и не будет вести каких-либо переговоров с президентом САР Б. Асадом. В свою очередь глава МИД Саудовской Аравии А. аль-Джубейр выразил надежду, что «улучшение отношений Москвы и Анкары внесет свой позитивный вклад в решение сирийского кризиса».

Президент Египта А. Ф. ас-Сиси подчеркнул 13 октября, что Каир «проводит независимую политику в отношении Сирии». «Мы исходим из того, что должно быть политическое решение кризиса с целью сохранить единство сирийской территории, и я призываю уважать волю народа Сирии, разоружить экстремистские группировки и восстановить сирийское государство».

Дамаск надеется, что Россия повлияет на изменение политики Турции в отношении конфликта в Сирии, заявил 13 октября президент САР Б. Асад. В этом контексте он позитивно оценил нормализацию отношений между РФ и Турцией, подчеркнув, что руководство САР доверяет России и её политике.

«Джебхат ан-нусра» ответила отказом на инициативу С. де Мистуры о выводе боевиков из Алеппо.

15 октября в Лозанне прошла международная министерская встреча по Сирии. В ее работе участвовали представители России, США, Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Египта, Ирака, Иордании, Катара и ооновский дипломат С. де Мистура. Из-за разногласий между участниками встречи в Лозанне не удалось принять общий документ по сирийскому урегулированию. Тем не менее, по словам С. Лаврова, «обсудили несколько интересных идей» и договорились о продолжении контактов. Все участники также высказались за скорейшее возобновление политического процесса в Сирии.

10 октября президент России В. Путин совершил визит в Турцию, где принял участие в XXIII Мировом энергетическом конгрессе, но главное – провел важные переговоры со своим турецким коллегой Р. Т. Эрдоганом. Этот визит в Турцию стал первым для В. Путина с момента восстановления отношений после кризиса, последовавшего после того, как турецкие ВВС сбили осенью 2015 г. российский самолет Су-24. По итогам встречи двух президентов была достигнута договоренность об ускорении работы по турецкой АЭС «Аккую» и подписано межправительственное соглашение о строительстве газопровода «Турецкий поток» из России в Турцию по дну Черного моря. Стороны также договорились о представлении Турции скидки на российский газ в рамках этого проекта. В. Путин и Р.Т. Эрдоган обсудили ситуацию в Сирии, в том числе вопросы оказания гуманитарной помощи Алеппо. Москва и Анкара заявили о поддержке предложения спецпредставителя генсека ООН по Сирии С. де Мистуры по выводу боевиков из Алеппо, и высказались за скорейшее прекращение кровопролития в САР. Россия заявила о готовности к взаимодействию с Турцией в сфере ВТС. Россия  также начала постепенно снимать с турецких поставщиков продуктовое эмбарго, начав с цитрусовых и косточковых.

Тем временем в Турции продолжаются преследования сторонников оппозиционного исламского проповедника Ф. Гюлена. Сообщается, что более 60 тыс. служащих в стране были уволены по подозрению в связях с Ф. Гюленом и из-за возможной причастности к попытке государственного переворота в июле с. г. «Это судьи, врачи, полицейские, учителя, прокуроры и так далее. В отношении некоторых из них может вестись расследование, часть может быть арестована». Из аппарата турецкого парламента уволен 41 человек, а в отношении 60 ведется расследование.

На министерской встрече Турция — ССАГПЗ, прошедшей 13 октября в Эр-Рияде, аравийские монархии признали сторонников Ф. Гюлена террористами.

По информации Пентагона, 10, 12 и 16 октября у берегов Йемена были обстреляны ракетами корабли ВМС США. При этом обстрел велся с территории, контролируемой шиитскими повстанцами-хоуситами. Ни один из кораблей не получил повреждения, однако 12 октября эсминец «Мэйсон» осуществил «оборонительный залп». В ответ, вооруженные силы США 13 октября уничтожили три радара в Йемене. В американском военном ведомстве отметили, что и в дальнейшем будут реагировать «на подобные угрозы своим кораблям и морским торговым перевозкам». В Пентагоне подчеркнули, что удар был нанесен по приказу президента США Б. Обамы в соответствии с рекомендациями министра обороны Э. Картера и главы комитета начальников штабов ВС США генерала Д. Данфорда. Сообщается, что РЛС использовались при «ракетных обстрелах кораблей ВМС США». В Вашингтоне заявили, что США не намерены участвовать в йеменском конфликте, а удары американскими военными наносились в целях самозащиты. Что касается хуситов, то они отрицают свою причастность к обстрелу американских кораблей у берегов Йемена. Командование аравийской коалиции во главе с КСА 15 октября подтвердило свою причастность к удару в Сане, совершенному 8 октября, и признало его «ошибочным». Тем временем Иран направил в Аденский залив к берегам Йемена отряд кораблей своих ВМС в составе эсминца и корабля поддержки. Иранские корабли выполняют миссию по обеспечению безопасности торговых судов и нефтяных танкеров, заявил командующий ВМС ИРИ контр-адмирал Х. Сайяри.

В Госдепартаменте США 13 октября заявили, что Вашингтон примет решение о возможности сокращении военной помощи Саудовской Аравии после ознакомления с итогами расследования Эр-Риядом обстоятельств недавней бомбардировки траурной церемонии в столице Йемена Сане.

В последнее время отмечается осложнение отношений между Египтом и Саудовской Аравией. Так, 10 октября саудовская государственная нефтяная компаний «Арамко» объявила о временной отсрочке в октябре поставок топлива в Египет по заключенному в апреле контракту на 23 млрд долларов о предоставлении АРЕ 700 тыс. тонн нефтепродуктов ежемесячно на пять лет. Арабские СМИ сообщают об отзыве посла КСА из Каира. Политические наблюдатели связывают эти действия Эр-Рияда с позицией Каира 8 октября в Совете Безопасности ООН во время голосования по ситуации в сирийском Алеппо. Тогда представитель АРЕ проголосовал как за франко-испанский проект резолюции, предусматривающий установление бесполетной зоны над городом (Россия наложила на него вето), так и поддержал российский текст в поддержку инициативы о выводе боевиков из восточных кварталов Алеппо. Действия Каира крайне не понравились Эр-Рияду, назвавшими их «заслуживающими сожаления».

В то же время президент Египта А.Ф. ас-Сиси заявил 13 октября, что приостановка саудовских поставок нефтепродуктов не связана с позицией АРЕ по сирийским резолюциям в СБ ООН. А. Ф. ас-Сиси заверил, что «отношения Египта с государствами Персидского залива прочные» и «никто не сможет вбить клин между нами и братьями в Персидском заливе». В то же время египетский президент напомнил, что политика АРЕ «заключается в сохранении арабской национальной безопасности так, как это видит сам Египет». «Наше государство самостоятельно принимает свои решения, которые подчинены проводимой им политике и его интересам. Существуют попытки оказать на нас давление, но мы не преклоняемся ни перед кем, кроме Всевышнего». А. Ф. ас-Сиси также отверг обвинения в адрес Каира в том, что он устраивает заговоры против Эфиопии, поддерживает оппозицию в этой стране и причастен к происходящим там беспорядкам. Ранее, 10 октября, в Аддис-Абебе обвинили Египет и Эритрею в причастности к беспорядкам и поддержке манифестантов.

Обстановка в Афганистане продолжает оставаться очень сложной. На минувшей неделе правительственные войска восстановили контроль над административным центром южной провинции Гильменд городом Лашкаргах и городом Кундуз, центром одноименной провинции на севере страны, которые были недавно захвачены боевиками радикального исламистского движения «Талибан». В то же время 11 октября талибы захватили один из уездов северной провинции Фарьяб и повторно произвели нападение на город Фарах, административный центр одноимённой провинции на западе Афганистана. Отмечается усиление активности в Афганистане экстремистов из «Исламского государства (ИГ, запрещено в РФ). Так. ИГ взяло на себя ответственность за нападение, совершенное 12 октября на шиитских паломников в Кабуле, жертвами которого стали до 20 человек. Нападения на местных шиитов были совершены и в некоторых других местах страны. Отметим, что все они произошли в день, когда шииты вспоминают своих мучеников (Ашура).

Текущая ситуация в Афганистане по-прежнему вызывает опасения у Москвы, заявил 13 октября президент России В. Путин. Он подчеркнул, что в настоящее время Афганистан нуждается во внешней поддержке на пути противостояния существующим проблемам. «Необходимы решительные действия, чтобы помочь этой стране справиться с такими вызовами и угрозами, как терроризм, экстремизм, незаконный оборот наркотиков».

Приложение

 

 

О Партии справедливости и развития в Марокко

 

 

В Марокко Партия справедливости и развития (ПСР) существует под своим нынешним названием с 1998 г., хотя образовалась двумя годами раньше в виде альянса Партии народное конституционно-демократическое движение и умеренной исламистской организации «Аль-Ислах ва Таухид». Идеологической основой новой партии стали «священные принципы ислама, уважение конституционной монархии и осуждение насилия». Также указывалось, что партия будет приверженной «свободе, демократии, правам человека и верховенству закона в рамках принципов ислама».

Появление ПСР на марокканской политической арене связывают с тем, что, в отличие от Алжира и Египта, власти Марокко отказались от «фронтального подавления религиозно-политических группировок» и «сделали ставку на более гибкие методы, допустив определенную терпимость по отношению к исламистам». Со своей стороны, «и сами исламисты действовали достаточно осторожно», продемонстрировали немалую гибкость, что способствовало тому, что достаточно быстро ПСР превратилась в одну из крупнейших и влиятельных партий королевства.

С 1997 г. партия постоянно участвует в выборах в Палату представителей (нижнюю палату парламента). В то же время первая попытка оказалась не очень удачной – исламисты получили всего 9 из 325 мест, но, тем не менее, впервые в истории Марокко были представлены в парламенте. Рост влияния ПСР был продемонстрирован на выборах 2002 г., когда партия провела в парламент уже 38 депутатов, став третьей по численности фракцией, а в 2007 г. получила 52 места, превратившись во вторую после старейшей в стране партии «Исткиляль» парламентскую фракцию. О ПСР «заговорили, как о серьезном игроке, который не захочет мириться с фиктивной ролью партий на политической арене Марокко». К тому же «партия показала себя, как игрока дисциплинированного современного политического движения».

В июле 2007 г. на VI-ом съезде ПСР впервые была представлена партийная платформа. Главными приоритетами партии были определены «социальная справедливость, экономическое и социальное развитие». Было заявлено, что ПСР основывает свою стратегию на опыте турецкой Партии справедливости и развития. Главное же, пожалуй, заключалось в том, что программа ПСР исламистского характера, в общем-то, не носила, в ней не было «никакого упоминания о возможности применения шариата».

На VI-ом съезде на пост генерального секретаря ПСР был избран Абдулиллах Бенкиран (1954 г. р.), который считается «умеренным» среди однопартийцев и является  сторонником монархического устройства Марокко. А. Бенкиран — один из ярких современных политических лидеров арабского мира, Африки и Средиземноморья.

В 2011 г., когда протестные волны «арабской весны» докатились до Марокко, король ответил на рост народного движения политическими реформами. В июле 2011 г. был принята поправка к Конституции, которая расширила свободу слова, полномочия правительства и премьер-министра. Кроме того, марокканский парламент получил дополнительные полномочия для контроля за правительством.

В период протестных выступлений 2011 г. руководство ПСР проявило гибкость: исламисты решили не участвовать в акциях протеста, чтобы избежать, как они выражались, «неясных и нежелательных последствий». Руководство партии было убеждено, что никакие политические преобразования в стране невозможны без одобрения монарха и реформы должны проводиться с учетом позиции королевского двора.

В ноябре 2011 г. партия выиграла выборы, завоевав 107 из 395 мест в Палате представителей, существенно опередив следующую за ней партию «Истикляль» (60 мест). Как отмечали политические наблюдатели, «успех ПСР был в немалой степени предопределен неверием избирателей в возможность решения социально-экономических проблем по рецептам, предлагаемым традиционными партиями, будь-то правые, центристские или левые». Рост авторитета партии в глазах населения во многом базировался на том, что её члены не были запятнаны коррупцией, правда, это объяснялось тем, что, не обладая властью, «они никогда не имели возможности обменивать политические преимущества на деньги».

Лидеру ПСР А. Бенкирану король поручил сформировать правительство Марокко. Однако это вовсе не означало, что партия получила всю полноту власти – на практике исламисты по-прежнему должны были искать компромиссы с королем и другими политическими силами. И исламисты оказались готовы к поиску таких компромиссов. Лидеры ПСР четко осознают, что удержаться у власти они смогут только при поддержке монарха. Король и исламисты достигли негласной договоренности: партия пошла на уступки, предоставив ряд ключевых постов в кабинете министров союзникам двора. А. Бенкиран же демонстрировал уважение к Мухаммеду VI и «тщательно избегал покушений на духовную власть монраха, его политический авторитет». Это способствовало росту доверия между ними и установлению прочного сотрудничества. Вместе с тем, игра по правилам монархии не означает полного подчинения исламистов двору. Так, ПСР выступает против нарушения прав человека и подтасовок выборов. В целом же исламисты пытаются представить дело так, что, только опираясь на них, «монарх сможет достичь желаемой стабильности социально-экономического развития страны».

Сформированное после выборов 2011г. правительство носило коалиционный характер, помимо ПСР, получившей 12 из 30 портфелей, в его состав вошли представители партии «Истикляль» и Партии прогресса и социализма. Основными приоритетами кабинета министров были названы борьба против безработицы среди молодежи и улучшение условий жизни марокканцев. Также было объявлено увеличение роста валового внутреннего продукта до 7% в год, проведение приватизации и снижение государственного вмешательства в экономику, понижение максимального уровня налогообложения. Среди приоритетных направлений деятельности назывались сферы здравоохранения, образования, доступности жилья. Одним из основных направлений работы правительства была объявлена борьба с коррупцией. Вместе с тем, конкретные пути достижения поставленных целей правительство не объявило.

Что касается внешней политики, то, по словам лидера ПСР, отношения Марокко с Западом «базируются на философских и исторических основах». А. Бенкиран призвал Запад «не опасаться ПСР», поскольку «мы осознаем, что Марокко – традиционный союзник Евросоюза и США и у нас нет намерений предлагать что-то другое». Исламисты, в частности, демонстрируют близость своих позиций с Западом по отношению к событиям в Сирии.

Период нахождения ПСР у власти был для партии достаточно трудным. Свержение исламистов в Египте в 2013 г. и выход из правящей коалиции светской партии «Истикляль» вынудили партийное руководство еще больше смягчить свои позиции. Так, марокканские исламисты согласились не ставить своих людей на значительную часть ключевых постов в государстве.

Говоря о результатах работы партии в сфере экономики, аналитики отмечают, что ПСР оказалась неспособна решить основные социально-экономические проблемы страны и выполнить взятые на себя обязательства. Так, средний показатель экономического роста оказался меньше 3,2% в год, что стало самым низким показателем, начиная с 1960 г. Критикуют правительство А. Бенкирана за отсутствие стратегии индустриального развития страны. Реализация проектов, задуманных монархом, осуществлялась со значительным запаздыванием. Среди очевидных заслуг правительства Бенкирана можно назвать сокращение дефицита бюджета с 7% до 5% при том, что это было сделано путем проведения малопопулярных мер, но не привело к массовым протестам в стране. Марокко серьезно улучшило позиции в международных рейтингах благоприятного делового климата и прозрачности.

Правительство и ПСР не спешат реализовать положение Конституции «работать для достижения равенства прав мужчин и женщин». Фактически заморожено обеспечение условий для внедрения берберского языка тамазиг «в систему образования и в приоритетные области», поскольку исламисты продолжают считать арабский язык как «единственный официальный».

В настоящее время марокканская Партия справедливости и развития, ее лидер А. Бенкиран в условиях полного отсутствия альтернативы среди других партий страны и их руководителей продолжает пользоваться значительной популярностью среди марокканцев. Это наглядно продемонстрировали прошедшие 7 октября в Марокко очередные выборы депутатов Палаты представителей. Наибольшее число мест в парламенте — 125 из 395 – вновь завоевала ПСР. Более того, исламисты превзошли свой успех на выборах в 2011 г. Таким образом, партия в очередной раз возглавит коалиционное правительство страны, что уже подтверждено соответствующим указом короля Мухаммеда VI.

Грозит ли Марокко переход с победой ПСР на «исламский путь развития»? Эксперты отвечают: «Скорее всего, нет».

52.27MB | MySQL:103 | 0,585sec