Китайские специалисты о развитии ВМС ОАЭ. Часть 1

После проведения ВС США военных операций в Ираке в начале 1990-х и 2000-х гг. военно-политическое руководство Объединенных Арабских Эмиратов сделали вывод, что военно-морские силы страны не способны в полной мере обеспечить защиту национальных интересов и оборону побережья в случае начала вооруженного конфликта, поскольку на тот момент надводные силы в основном состояли из ракетных катеров проектов TNC-45, FPB-38, FPB-44, MGB-62 (копия итальянских CNR550) и двух бывших голландских сторожевых кораблей проекта S, которые были поставлены в строй под обозначением СКР проекта «Абу-Даби» и получили бортовые номера F01 «Абу-Даби» и F02 «Аль-Эмират». Все эти корабли не были пригодны для нанесения ударов по наземным объектам противника, а также имели крайне ограниченные возможности по борьбе с современными кораблями, в том числе не были предназначены для выполнения задач по поиску и уничтожению подводных лодок. Последняя задача обретает все большую актуальность в свете развития кораблестроения в Исламской Республике Иран, так как Командование ВМС этого ближневосточного государства уделяет серьезное внимание строительству малогабаритных и малошумных дизель-электрических подводных лодок, предназначенных для проведения диверсионных операций.

Арабские специалисты провели анализ «боевого» применения кораблей ВМС ОАЭ в составе смешанных корабельных группировок (КГ). Известно, что большую часть задач этих КГ выполняли американские корабли проектов «Оливер Х.Перри», «Тикондерога» и «Орли Берк» и в официальном Абу-Даби приняли решение о проведении радикального обновления надводного флота.

С этой целью был проведен ряд переговоров на высшем уровне с представителями Франции, которые смогли убедить ближневосточных партнеров развивать сотрудничество в сфере военно-морской техники. Следует отметить, что для соблюдения видимости соревнования на международном рынке вооружений официальный Абу-Даби объявил тендер на строительство серии легких корветов, в котором участвовали компании из Франции, Республики Корея, Великобритании и судостроительное предприятие из ОАЭ.

Основным условием тендера являлась передача технологий и конструкторской документации для продолжения строительства кораблей на территории ОАЭ. Победителем была выбрана французская судостроительная компания CNM, представившая на конкурс модернизированную версию патрульного катера BR67, который в ОАЭ получил обозначение «Байнуна». Согласно контракту первые два корпуса были построены во Франции с последующим переносом производства в Абу-Даби.

В январе 2004 г. МО ОАЭ заключило дополнительное соглашение с судостроительным предприятием в Абу-Даби (английское обозначение ADSB) на постройку серии корветов проекта «Байнуна» в количестве 4 единиц, с опционом на постройку дополнительно двух корпусов. Стоимость строительства всей серии составила 817 млн долл. США, однако с учетом проведенной модернизации предприятия (установлены новые портальный кран и сборочный стапель, модернизированы сухой док и причальная стенка для достроечных мероприятий), приобретения систем вооружения и обучения персонала ADSB во Франции и личного состава ВМС ОАЭ стоимость серии составила уже 3 млрд. долл. США.

Китайские специалисты отмечают, что модернизация технической базы и инфраструктуры предприятия, а также операционной системы позволила арабским судостроителям выйти на новый уровень. Однако некоторые технические проблемы все-таки задерживали строительство серии кораблей на х верфях ОАЭ, и в результате шестой корпус был спущен на воду только в феврале 2014 г.

По данным издания «Корабельное знание» (официальный печатный орган «Китайской кораблестроительной промышленной корпорации») легкие корветы проекта «Байнуна» обладают следующими ТТХ:

– длина: 71,3 м;

– ширина: 11 м;

– осадка: 2,8 м;

– стандартное водоизмещение: 843 тонн;

– полное водоизмещение: 930 тонн;

– максимальная скорость: 32 узла;

– дальность похода: 2400 миль при экономической скорости 15 узлов;

– экипаж: 37 человек;

– автономность плавания: 14 суток;

– силовая установка типа CODAD состоит из четырех дизелей MTU 12V595 TE90 суммарной мощностью 16,8 мВатт, которые приводят в движение три водометные установки Камева SI или Камева BII (пр-во Японии).

В состав комплекса вооружений включены:

– противокорабельные ракеты ММ-40 Block3;

– 76 мм артиллерийская установка «Ото Мелара»;

– дистанционно управляемая установка MLG-27;

– ЗРК ближнего рубежа Мк 49 Мод 3. RAM;

– ЗРК средней дальности Evolved Sea Sparrow Missile в вертикальных пусковых установках Мк.59.

По мнению китайских специалистов, корпус корвета спроектирован довольно удачно, имеет форму «глубокое V», что обеспечивает хорошую остойчивость и маневренность корабля на высоких скоростях. Кроме того, углы наклона поверхностей палубной надстройки рассчитаны на снижение радиолокационной заметности корабля.

Анализ состава вооружения и бортового радиоэлектронного оборудования показывает, что корвет, как и его предшественники лишен систем, обеспечивающих обнаружение и уничтожение подводных лодок вероятного противника, однако благодаря взлетно-посадочной палубе в кормовой части можно базировать легкий вертолет, который будет выполнять эти актуальные задачи.

По результатам эксплуатации корветов проекта «Байнуна» командование ВМС ОАЭ приняло решение о продолжении сотрудничества с европейскими кораблестроителями, но для диверсификации поставок заключило контракт на постройку серии ракетных катеров проекта «Фаладж 2» с итальянской судостроительной компанией «Финкантьери». Специалисты из Италии использовали в качестве базы корпус патрульного катера, палубную надстройку выполнили по «закрытому» типу, т.е. без поверхностей, а подводная часть корпуса изготовлена по форме «глубокое V».

По данным китайских источников ракетные катера проекта «Фаладж 2» имеют следующие ТТХ:

– длина: 55,7 м;

– ширина: 8,8 м;

– водоизмещение: 550 тонн;

– экипаж: 28 человек;

– силовая установка: два дизельных двигателя MTU 16V 4000 V90 обеспечивает максимальную скорость 20 узлов, а на экономичной скорости 14 узлов корвет способен осуществлять патрулирование на дальности 1500 миль.

В состав вооружения ракетного катера «Фаладж 2» входят:

– 76 мм артиллерийская установка «Ото Мелара»;

– автоматический пулемет калибра 12,7 мм Hitrole-G;

– ЗРК ближнего рубежа «Мика».

Все радиоэлектронное оборудование, а именно, РЛС с АФАР Kronos NV, поисковая РЛС D-диапазона SIR-M, а также станция управления огнем расположены либо в интегрированной центральной мачте катера, либо на крыше ходового мостика. Кроме того, катер оснащен системой постановки радиоэлектронных помех MASS (производство компании «Рейнметалл», Германия). Боевая информационно-управляющая система (БИУС) IPN-S предоставлена итальянской компанией Eurotech S.P.A.

В итоге оба типа кораблей имеют схожий состав вооружения, что положительно сказывается на процессе тылового обеспечения. Кроме того, продукция ОПК стран ЕС стоит значительно дешевле американской, что также важно. Кроме того, схожие БИУС корвета и ракетного катера позволяют осуществлять обмен информацией напрямую, таким образом экипажи кораблей способны формировать компактную и оперативную сеть на морском театре.

62.84MB | MySQL:102 | 0,478sec