О ситуации в нефтяном секторе Ирака

На днях поступила информация о том, что Министерство нефти Ирака запустило новый раунд торгов для разработки 12 малых и средних нефтяных месторождений.

Сообщается, что ведомство будет напрямую договариваться с нефтяными компаниями об условиях сотрудничества, поскольку она стремится отказаться от сервисных контрактов, на основе которых иностранные подрядчики разрабатывают иракские месторождения.

Стоит отметить, что, согласно тендерной документации, 12 месторождений географически распределены следующим образом:

 

  • 4 в провинции Басра;
  • 5 в Майсан;
  • 3 в Центральной провинции.

 

Преквалификационную процедуру для участия в тендере прошли 19 иностранных компаний. Среди них 6 японских, Dragon Oil, Mubadala Oil, Crescent Petroleum (все ОАЭ), Glencore Exploration, а также компании из Кувейта, России, Италии, Румынии, Индонезии, Вьетнама, Таиланда.

Компании, которые не участвовали в процедуре преквалификации, также могут участвовать в торгах после уплаты взноса в размере 15 тыс. долларов, при этом представив доказательства своих технических и финансовых возможностей.

Примечательно, что новое приглашение к участию в аукционе позволяет нефтяным компаниям представить свои собственные предложения по контрактным, коммерческим и финансовым условиям и срокам.

Это является новым положением, которое не было закреплено в сервисных контрактах, заключаемых Ираком с зарубежными предприятиями для разработки богатых углеводородами южных месторождений страны.

Министерство нефти Ирака будет вести прямые переговоры с отдельными международными нефтяными компаниями или консорциумами и на основании этих контактов выбирать наилучших кандидатов на победу в тендере.

Напомним, что по итогам четырех раундов по лицензированию иракских недр, проведенных с декабря 2009 года по май 2012 года, Ирак заключал с компаниями-победительницами сервисные контракты, но в каждом из них есть определенные нюансы.

В соответствии с подготовленным Министерством нефти Ирака Итоговым протоколом на заключение сервисных контрактов от 17 ноября 2009 года, основной задачей общенациональных тендеров является заключение сервисных контрактов с иностранными компаниями или консорциумами, включающими государственные компании зарубежных стран,  на проведение разведки, оценки, разработки и добычи углеводородов.

Ключевые условия сервисных договоров:

 

  • срок действия соглашения может доходить до 20 лет с момента вступления договора в силу;
  • предусматривается разработка разведанных и разведка новых запасов;
  • все запасы, которые компания или консорциум собираются разрабатывать в настоящий момент или в будущем, должны быть переданы на определенном этапе обратно;
  • сторона, заключившая договор, имеет право на получение компенсации его фактических издержек (нефтяных и дополнительных), а также на плату, эквивалентную объему добытого сверх нормы сырья. Подобные выплаты осуществляются либо в виде нефти, либо в денежной форме (по выбору стороны);
  • взимание с компании или консорциума нефтяных издержек, а также получение обозначенной выше платы возможны лишь по достижении 50% рубежа от предполагаемой доходности от всего участка, как только будут достигнуты объемы добычи, согласованные сторонами ранее;
  • Иракская национальная нефтяная компания участвует в каждом участке в процентной доле, составляющей не менее 25%;
  • иностранной компании или консорциуму безвозмездно выплачивается определенная сумма при подписании контракта;
  • доходы иностранной компании или консорциума облагаются подоходным налогом в соответствии с действующим иракским законодательством;
  • для каждого их выставленных на аукцион участков установлен минимальный уровень инвестиционных вложений;
  • на иностранные компании будут наложены обязательства по подготовке персонала и передачи технологий по трудоустройству иракских граждан, а также по закупке местных товаров и пользованию услуг;
  • все контракты будут составлены в строгом соответствии с иракским законодательством;
  • договоры будут составлены на арабском и английском языках, однако в случае несоответствия приоритет следует отдать английской версии;
  • процедуры рассмотрения возможных споров между сторонами предусматривает либо обращение к независимым экспертам, либо обращение в международный арбитраж (к примеру, в Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже или какой-либо иной по согласованию сторон);
  • вся деятельность по разработке участков регулируется иракскими законами, а также соответствующими нормативно-правовыми актами Министерства нефти и должна соответствовать высоким стандартам международной нефтедобывающей отрасли, в частности связанным с обеспечением здоровья и безопасности людей, государственной безопасности, сохранением окружающей природной среды и соответствующей деловой этике.

 

Требования, которые Ирак предъявляет стремящимся выйти на иракский рынок компаниям и консорциумам:

 

  • в каждый консорциум должны входить организации, способные осуществлять функции оператора проекта;
  • каждой компании-оператору надлежит иметь не менее 30% от проекта (без учета процентной доли иракской стороны);
  • минимальная доля каждого из участников консорциума должна составлять не менее 10% от всего проекта;
  • компания/консорциум может участвовать в тендере на все заявленные участки, но в праве получить максимально лишь 4 из них, быть оператором  лишь в двух, а иногда только в одном проекте (речь идет о второй очереди «Западной Курны», «Восточном Багдаде», «Халфайе», «Маджнуне»);
  • ни одна компания не вправе подавать самостоятельно и в составе консорциума две заявки на тот же участок;
  • если компания, после того как подала заявку на участие, но до подписания контракта, вдруг выйдет из консорциума, то стальные участники должны принять на себя ее обязательства по договору. В этот период новые члены не вправе вступать в состав консорциума.

Акты, закрепляющие права и обязанности участвующих в тендере сторон, также содержат условия, при которых наступает дисквалификация участников аукциона:

  • банкротство, распад либо продажа головной компании;
  • требование самого участника тендера;
  • подача ложной информации;
  • участие в нефтяной деятельности без согласования с правительством;
  • несоответствие условиям заявки организаторов;
  • совершение преступного деяния, доказанного судебным органом.

Невзирая на то, что иракское Министерство нефти предпочитало заключать с иностранными подрядчиками преимущественно сервисные контракты, договор по «Западной Курне – 2» представляет собой «гибрид» сервисного контракта и соглашения о разделе продукции (СРП), поскольку потенциально позволяет поставить на баланс российской компании часть запасов иракского месторождения.

 

Что касается договора «Лукойл Оверсиз» с иракской стороной по Блоку 10, который в отличие от «Западной Курны – 2» не имеет доказанных запасов нефти, то он содержит некоторые новые положения.

Поскольку Блок 10 является лишь потенциально нефтеносным, то, прежде чем перейти к возможной добыче сырья, подрядчику сначала необходимо провести геологоразведку и достичь положительного результата по ее итогам.

Применительно к сервисному контракту, заключенному «Лукойл Оверсиз» с иракской стороной, стоит обратить особое внимание на процедуру компенсации, которая ждет подрядчика.

Если на Блоке 10 начнется добыча, то подрядчику будут возмещены все расходы, в том числе и на геологоразведку, но без процентов.

В случае признания открытого месторождения коммерческим начало добычи может быть отложено иракской стороной на 7 лет (право на так называемый holding period). В этом случае подрядчик получает возмещение дополнительных затрат с аплифтом по ставке ЛИБОР + 5%, а затраты на геологоразведку компенсируются без аплифта.

Если подрядчик решает не ждать и отказывается от обнаруженного коммерческого месторождения, то ему компенсируются дополнительные затраты по ставке ЛИБОР + 5%, а затраты на геологоразведку компенсируются по ставке ЛИБОР + 3%.

Согласно положениям сервисного контакта, иракская сторона выплачивает иностранным нефтедобывающим компаниям долларовое вознаграждение за добытое «черное золото».

Эта формула работала эффективно для Багдада, когда цены на нефть были высокими. Спад котировок за последние пару лет осложнил Ираку процесс выплаты вознаграждения компаниям «Лукойл», ExxonMobil, BP, Royal Dutch Shell, поскольку иракские доходы от сбыта нефти стали значительно меньше.

В этой связи Министерство нефти Ирака неоднократно заявляло, что хочет пересмотреть условия заключенных контрактов с международными компаниями, чтобы попытаться разделить риски, возникшие в период низких цен на углеводороды.

Любопытно, что в Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) не исключают возможности предоставления Ираку льгот в рамках договоренностей стран, входящих в картель, по заморозке добычи «черного золота».

«Мы можем говорить о заморозке, но не о заморозке на максимальных уровнях. Мы договорились об исключениях для Ирана, Ливии, Нигерии. В Ираке другая ситуация. Однако ситуация обсуждается»[i], – заявил министр нефти Венесуэлы Э.Пино.

По его словам, генеральный секретарь ОПЕК М.Баркиндо ведет переговоры с иракской стороной по этому вопросу.

«В Иране, Нигерии, Ливии были проблемы. Ситуация в Ираке другая – он наращивает добычу. Но мы открыты для дискуссии, мы не закрываемся. Мы должны договориться об уровнях добычи»[ii], – подчеркнул министр.

Напомним, на прошлой неделе официальные представители иракского правительства, а также иракской государственной компании State Oil Marketing Organization (SOMO) сделали сразу несколько заявлений о нежелании государства снижать производство сырья. Причина – Ираку требуются финансовые ресурсы для борьбы с запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство».

Позиция Ирака, который после Саудовской Аравии является вторым по величине производителем нефти в ОПЕК, уже привела к снижению нефтяных котировок, которые могут опуститься ниже 50 долларов за баррель.

Более того, нежелание замораживать добычу иракской нефти может полностью сорвать договоренности стран, входящих в картель, о снижении добычи до 32,5–33 млн баррелей нефти в сутки, которые были достигнуты 28 сентября с.г. в Алжире[iii].

Не стоит забывать, что с 1998 года Ирак получил право добывать нефть вне квот. Позднее не раз поднимался вопрос о том, чтобы вернуть страну в систему квотирования, но на практике все оставалось по-прежнему.

Наивно полагать, что государству, привыкшему за почти два десятилетия производить столько сырья, сколько возможно, вдруг захочется добровольно ограничивать нефтедобычу. Особенно в нынешних реалиях, когда Ираку необходима «подушка» безопасности, чтобы, имея достаточно финансовых ресурсов (от сбыта «черного золота»), не пытаться применять драконовские условия в переговорах с зарубежными компаниями, которые изъявили желание принять участие в новом тендере.

У автора нет ни толики сомнения в том, что иракским властям необходимо извлечь полезные уроки из предыдущего партнерства с иностранными предприятиями и на этот раз постараться приложить максимум усилий, чтобы создать наиболее благоприятные условия для подрядчиков.

Минимизация возможных политических, экономических и правовых рисков – залог успешных результатов нового аукциона на право разрабатывать иракские недра. При принятии решения о целесообразности, эффективности, прибыльности ведения деятельности на зарубежном рынке иностранные компании умеют адекватно взвешивать все за и против.

[i]ОПЕК обсуждает вопрос о квотах для Ирака в рамках сокращения добычи — министр нефти Венесуэлы // Финмаркет со ссылкой на Интерфакс-АНИ, 26.10.2016. Интернет-ресурс. URL: http://www.finmarket.ru/news/4398049

[ii]Там же.

[iii]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. Размышления после неформального совещания ОПЕК в Алжире. Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 01.10.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=30133 ; Касаев Э.О. Размышления после неформального совещания ОПЕК в Алжире. Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 04.10.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=30170 ; Касаев Э.О. Размышления после неформального совещания ОПЕК в Алжире. Часть 3 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 04.10.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=30183

43.6MB | MySQL:92 | 1,031sec