Перспективы китайско-израильских отношений на фоне резолюции ЮНЕСКО

Китайская Народная Республика традиционно не включается в число партнеров Израиля на международной арене, претендующих на поддержание особых отношений. Впрочем, судя из заявлений представителей израильского кабинета министров, Китай наряду с Индией, стал входить в список государств, с которыми было принято решение активизировать двусторонние и многосторонние контакты. Таковой была, к примеру, речь премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху на 71-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН. Тогда он сказал: «В Китае, Индии, России и Японии отношение к Израилю изменилось. Эти влиятельные государства знают, что, несмотря на небольшой размер Израиля, он может внести значительные изменения во множество сфер, важных для них»[i]. О значимости ближневосточного партнера заявляли и представители китайской стороны. В апреле 2016 г. во время визита израильской парламентской делегации в Пекин премьер Государственного совета КНР Ли Кэцян отметил: «Китай и Израиль – государства древних культур с богатой историей […] Мы должны продолжать и углублять это сотрудничество, особенно в области инноваций»[ii].

Стоит также отметить, что на протяжении последнего времени израильские СМИ неоднократно сообщали о развитии взаимодействия в секторе экономики и инноваций.  Так, в апреле 2016 г. появилась информация о том, что стороны близки к подписанию соглашения о Зоне свободной торговли (ЗСТ), что во многом стало результатом работы в республике торговых миссий при посольстве в Пекине и консульствах в Шанхае, Гонконге, Гуанчжоу, Ченду. В сентябре 2016 г. представители порядка 500 израильских старт-апов встретились с делегацией китайских инвесторов в рамках второго двустороннего инвестиционного форума. В октябре 2016 г. делегация ассоциации SIMBA, занимающаяся содействием продвижению китайских государственных и частных инвестиций, посетила Израиль для обсуждения дальнейших перспектив сотрудничества.

Кроме того, по-прежнему продолжает обсуждаться строительство железнодорожной магистрали Ашдод-Эйлат, возведением которой, как предполагается, могут заняться китайские специалисты. В этой связи данный проект станет частью китайской концепции «Один пояс, один путь», направленной на оптимизацию транспортных маршрутов и расширение китайских торгово-экономических связей. В том, что касается Ближнего Востока, во многом указанная стратегия ориентирована на Египет, со своей стороны занимающийся развитием Суэцкого канала, играющего особую роль для торговли КНР. Вместе с тем угроза со стороны джихадистов в сочетании с возможностями, которые дает взаимодействие с Израилем, могут помочь стране включиться в работу на данном направлении в качестве активного участника. Примечательно, что в последние годы благодаря диалогу с Грецией и Кипром, Израиль все чаще позиционирует себя как важного средиземноморского игрока. Все эти аспекты могли бы сформировать прекрасный фон для грядущего празднования 25-летия установления двусторонних отношений в 2017 г.

Впрочем, как продемонстрировали результаты октябрьского голосования по резолюции ЮНЕСКО, посвященной Иерусалиму, перспективы взаимодействия Китая и Израиля не кажутся столь безоблачными. В ходе принятия решения КНР оказалась в числе стран, высказавшихся в поддержку документа. В большинстве публикаций, появившихся в израильских изданиях за последние несколько недель, мотивы китайской стороны сводятся к следованию паттерну политического поведения. Отталкиваясь от которого, китайская делегация не могла пойти вразрез с мнением России или Египта. Учитывая статичность такого рода поведенческих шаблонов, Пекин, стремясь к активизации контактов с Израилем, попросту не успел пока переориентироваться на поддержку ближневосточного партнера в рамках ООН. В сентябре 2016 г в Герцлии состоялась конференция, посвященная перспективам китайско-израильских отношений. Судя по представленной программы, ее лейтмотивом стали торгово-экономические отношения сторон. Как следствие, может создаться впечатление, что политический диалог является для государств второстепенной задачей. По этим причинам Израиль гипотетически может простить своему азиатскому партнеру отсутствие поддержки в ООН.

Впрочем, не стоит забывать и о палестино-израильском конфликте, где у КНР также имеются миротворческие амбиции. Китай уже успел проявить себя в качестве модератора, участвуя в решении проблемы иранской ядерной программы, что повысило уровень притязаний Пекина. Кроме того, страной выдвигались предложения по палестино-израильскому противостоянию. В 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин представил план мирного урегулирования, состоящий из четырех этапов. Он включал формирование независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, а также содержал ряд предварительных условий, включая освобождение из тюрем Израиля палестинских заключённых. Стоит подчеркнуть, что единственным приемлемым для  действующего израильского правительства вариантом являются прямые переговоры сторон конфликта без предварительных условий. В этой связи интересно, что в конце октября появилась информация о том, что авиакомпания Hainan Airlains, совершающая полеты в Тель-Авив, избегает изображения названия страны на мультимедийных экранах, отражающих информацию о полете. Представители авиаперевозчика назвали причиной сложившейся ситуации технический сбой, однако, в израильских СМИ новость была воспринята как завуалированная попытка поддержать палестинскую позицию.

Таким образом, китайско-израильские отношения при кажущемся прогрессе испытывают значительное количество трудностей. С одной стороны, политический диалог государств серьезным образом осложнен в силу стремления КНР солидаризироваться с позициями арабских стран и России, а также желания более активно включиться в палестино-израильское урегулирование. Последнее, как показывает практика, более успешно при отстаивании интересов палестинской стороны, традиционно воспринимаемой в качестве существующей в условиях притеснения и  оккупации. Как правило, в таких случаях существенным плюсом для сохранения контактов являются торгово-экономические отношения. Впрочем, несмотря на попытки продемонстрировать, что существующий прорыв в области инновационного сотрудничества представляет собой лишь начало, взаимодействие сторон и в данной сфере обладает рядом ограничителей. Ключевым из них следует считать стремление Израиля гарантировать свою торгово-экономическую безопасность и защиту интеллектуальной собственности, что существенно осложняет контакты с китайской стороной, для которой на первом месте зачастую оказывается технология, а не партнер. Впрочем, такого рода ситуация может оказаться выигрышной для других израильских партнеров в Азии, включая Японию. Помимо развивающегося интереса государств друг к другу, оба они стали жертвами решений ЮНЕСКО, поддержавших антиизраильскую резолюцию по Иерусалиму и аналогичный документ о событиях в Нанкине в 1937 г., противоречащий интересам Японии.

[i] PM Netanyahu addresses the United Nations General Assembly // Israel Ministry of Foreign Affairs. 22.09.2016. URL:mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2016/Pages/PM-Netanyahu-addresses-the-United-Nations-General-Assembly-22-September-2016.aspx

[ii] Цит. по: Визит израильской парламентской делегации в Китай // Министерство иностранных дел Израиля. 12.04.2016. URL: mfa.gov.il/MFARUS/pRESSrOOM/2016/Pages/Knesset-delegation-visit-China.aspx

62.85MB | MySQL:102 | 0,581sec