Проблемы борьбы с терроризмом в Кот-дˊИвуаре

Девять месяцев, которые прошли с момента нападения исламистов на отель в Кот-дˊИвуаре, при котором погибли 19 человек, были потрачены местными властями на реорганизацию системы национальной безопасности страны. Прежде всего, внимание президента А.Уаттары привлек антитеррористический блок силовиков, который был признан французскими инструкторами из внешней разведки Франции «неэффективным и коррумпированным». Париж вообще в крайней мере озабочен состоянием дел в сфере борьбы с джихадистами в регионе ЭКОВАС, и в Кот-дˊИвуаре, в частности. Согласно специальному рапорту руководства французской спецслужбы DGCE, ситуация с контртеррористическими усилиями местных органов безопасности обстоит плачевно. Система описана, как «слишком запутанная и подверженная внутренней ненужной конкуренции». Практически отсутствует эффективная агентурная работа, источники информации ненадежны и во многом ангажированы. Все это самым серьезным образом препятствует эффективности противодействию джихадистов в регионе и чревато рисками возникновения здесь «второго фронта» исламистов, что вкупе с активизацией «Боко харам» и резкого обострения ситуации на севере Мали, поставит усилия Парижа по сохранению стабильности «на грань срыва». Работа по реорганизации силового блока в Кот-дˊИвуаре возложена в результате на одного из руководителей DGCE генерала Бруно Клемента-Доре. В своих рекомендациях президенту А.Уаттара он делает упор не только на реорганизацию всей системы спецслужб страны, но и на изменение основного вектора приложения усилий. Он подразумевает резкое усиление активности силового блока по инфильтрации своего агентурного аппарата в структуры джихадистов и мониторинг деятельности самопровозглашенных проповедников в мечетях. Особенно на севере страны. При этом подчиненность в докладах руководителей спецслужб предполагается унифицировать и организовать ее таким образом, чтобы доклад был один, и он представлялся исключительно лично президенту. На сегодня министр внутренних дел и безопасности страны Хамел Бакайоко ровно в пять часов вечера каждый день представляет президенту доклад о ситуации в стране Он в основном составляется на основе докладов главы полиции и региональных префектов. Х.Бакайоко также поддерживает тесные контакты с шефом контрразведки страны И.Диамандой. Но проблема заключается в том, что министр внутренних дел является главой местной прибрежной масонский ложи GLCI, и все свои действия координирует исключительно со своим советником по линии масонской ложи Нарциссом Абто. И аппарат контрразведки набирается также исключительно согласно приверженности делу великой ложи. Вернее, личной преданности Х.Бакайоко вне зависимости от степени компетентности. В результате отсутствует по факту малейшее взаимодействие с органами военной безопасности страны и ее руководитлем и министром обороны А.Данвахи. Тот является великим магистром ложи GLCI в центре страны и активно конкурирует в этой связи с министром внутренних дел и безопасности. Министр обороны самостоятельно докладывает о ситуации в сфере безопасности президенту. При этом он опирается на данные, которые он получает из жандармерии и органов военной безопасности DRM. Помимо этих двух источников информации, которые зачастую несут в себе противоположные выводы, А.Уаттара консультируется по вопросам контртеррористической борьбы со своим личным советником Я.Траоре, который опирается на собственные источники информации. По оценке французов, такая система не дает четкой картины происходящего и не позволяет выстраивать адекватные меры противодействия. При этом все руководители силового блока фактически игнорируют попытки руководителя Совета по национальной безопасности Ф.Сарассоро превратить эту структуру в некий координирующий антитеррористические усилия орган. Делается это все с тайного благословения президента А.Уаттары.

Президент А.Уаттара между тем уклонился от принятия рекомендаций французской спецслужбы. Эксперты указывают в этой связи на то, что соединение спецслужб в один кулак под единым руководством несет в себе огромные риски созревания заговора среди силовиков, чего совершенно не учитывают в Париже. Зато А.Уаттара такие реалии африканской политической жизни знает хорошо. И в этой связи он предпочел нанять частную охранную фирму Jefferson Waterman International (JWI), которой поручено разработать меры по наращиванию потенциала силового блока с сохранением конкурентности между ними. Успех этого мероприятия эксперты оценивают как минимальный. Одновременно они указывают на провал системы охраны частных отелей в стране, которые являются по-прежнему главным объектом притяжения исламистов. Созданный после теракта в Абиджане орган по охране ключевых объектов и государственных деятелей Centre de Commandement des Decisions Operationnelles (CCDO) фактически сосредоточен исключительно на охране президента и премьер-министра. Отели, в которых базируется основной контингент иностранцев, вынуждены в этой связи прибегать к услугам частных охранных структур, качество работы которых далеко от совершенства.

Ситуация с системой безопасности в Кот-дˊИвуаре характерна для всего региона ЭКОВАС, и это позволяет сделать вывод о том, что система не в состоянии адекватно реагировать на активизацию исламистов в регионе. А это означает, что основную нагрузку в этой связи будут и дальше нести французы, которые вынужденно начнут наращивать свое военное присутствие в регионе. При этом они будут испытывать растущую конкуренцию со стороны американцев, которые активно и настойчиво пытаются войти в систему безопасности стран, традиционно входящих в франкофонную зону интересов Парижа в Африке.

52.1MB | MySQL:103 | 0,564sec