Реакция в Иране на избрание Дональда Трампа президентом США

Прошедшие 8-го ноября президентские выборы в Соединенных Штатах завершились неожиданно для всего мирового сообщества. Вопреки всем прогнозам аналитиков победу одержал кандидат от республиканцев миллиардер Дональд Трамп. Все заявленные изначально кандидаты в президенты в своей предвыборной кампании поднимали вопросы отношений США с Ираном, ядерной сделки и ближневосточного кризиса. В связи с этим рассмотрим, как отреагировал иранский истеблишмент на победу республиканского кандидата Д.Трампа и какие проблемы в первую очередь волнуют Иран.

Ирано-американские взаимоотношения определяются целым рядом факторов, однако, основными из них являются ядерная программа Ирана и наложенные в связи с этим антииранские санкции.

В ходе своей избирательной кампании, Д.Трамп охарактеризовал ядерную сделку как «катастрофическую» и назвал худшим соглашением между США и Ираном, заявив, что его «главным приоритетом» будет демонтировать или пересмотреть условия соглашения.

Тем не менее, во время предвыборных дебатов, в ответ на высказывание Хиллари Клинтон о том, что нужно оказать на Иран дипломатическое давление и продолжить режим санкций, Д.Трамп высказал следующую мысль: «Иран сам может оказывать влияние и давление даже на Северную Корею, т.к. эти страны имеют торговые отношения. Мы должны использовать ядерные переговоры, чтобы попросить у Ирана сотрудничать с нами (с США-авт.) в вопросах Йемена и Северной Кореи. Вместо этого мы отдаем Ирану 400 млн долларов наличными. Вернее мы платим выкуп, т.к. за эти деньги были выкуплены американские заключенные». Д.Трамп выразил опасение, что через десять лет после подписания Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) Иран сможет делать все, что захочет, имея необходимые средства, вдобавок 400 млн долларов еще и 1 млрд 700 млн долларов, которые Д.Трамп назвал величайшим пожертвованием за все историю. Д.Трамп назвал ИРИ «террористической страной». Он считает, что Иран был страной, находящейся на стадии падения, но правительства Барака Обамы и ядерное соглашение дали ей новую жизнь.

Неоднозначное отношение у Д.Трампа и к ситуации на Ближнем Востоке. Новый американский президент обвинял администрацию Б.Обамы в потере контроля над Мосулом «по собственной глупости», отметив, что Иран стремится к контролю над Ираком и добился своей цели, в результате операции в Мосуле. Он обвинил демократов в провале американской политики в регионе, и высказался за уменьшение присутствия США на Ближнем Востоке. Согласно иранским СМИ, позиция Д.Трампа по ситуации в Сирии наиболее близка к иранской позиции. Он заявляет, что необходимо бороться в Сирии не с режимом президента Башара Асада, а с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России).

Важное значение для Ирана имеет отношение нового президента к врагу Исламской Республики — Израилю.  В сентябре т.г. Д.Трамп назвал Израиль ключевым партнером в борьбе с исламскими группировками, пообещал признать Иерусалим неделимой столицей Израиля и пообещал оказывать военно-техническую помощь. В свою очередь премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поздравил Д.Трампа с победой и назвал его «истинным другом», а новоизбранный президент пригласил израильского премьера посетить США.

Президент ИРИ Хасан Роухани прокомментировал наиболее важный для Ирана и его правительства вопрос о ядерной сделке. «Нет никакой возможности отменить ядерное соглашение с мировыми державами после избрания Дональда Трампа президентом США, несмотря на его угрозы сорвать соглашение», — сказал Х.Роухани.

«Понимание Ирана ядерной сделки такое, что она была заключена не с одной страной или правительством, а была одобрена решением Совета Безопасности ООН и она не может быть изменена одним единственным правительством», -добавил президент ИРИ на заседании правительства.

«Соединенные Штаты больше не имеют возможности создавать «иранофобию» и собирать союзы против Ирана. Конструктивная политика вовлечения Ирана в мировые процессы, а также тот факт, что международные санкции были сняты, поставили иранскую экономику на путь, с которого невозможно свернуть назад» — сказал Х. Роухани.

Верховный лидер ИРИ Али Хаменеи ответил на угрозы еще кандидата Д.Трампа расторгнуть СВПД в июле. Он сказал: «Мы не будем нарушать СВПД, но если противоположная сторона нарушит его, как американские кандидаты в президенты в настоящее время угрожают разорвать СВПД, мы сожжем его».

Свой первый комментарий по поводу результатов президентских выборов в США министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф дал в ходе официального визита в Румынию. Он отметил: «Наша традиция такова, что мы не вмешиваемся во внутренние дела других стран», — добавив, что новоизбранный президент США должен понимать реалии сегодняшнего мира и его политика должна соответствовать этим реалиям. «Учитывая, что ИРИ и США не имеют дипломатических отношений, важно отметить, что следующий президент США должен соблюдать многочисленные обязательства по многостороннему СВПД. Мы уверены, мировое сообщество будет ожидать от США того же», — отметил М.Зариф.

Свое мнение выразил и американский политический деятель иранского происхождения Мехди Арабшахи. По его словам, соглашение было достигнуто между Ираном и шестью мировыми державами, и мнение Д.Трампа не может иметь большого влияние на сделку. Однако то, что представители Республиканской партии займут большинство мест в Конгрессе, может усложнить условия для тех, кто стремится к налаживанию диалога с США внутри Ирана, ведь республиканцы выступали и продолжают выступать против отмены санкций и ядерной сделки с Ираном, назвав ее позором для США.

По мнению д.п.н. Кейхана Борзегара, будущее СВПД при Д.Трампе будет зависеть и от личности будущего гГоссекретаря, а также взаимоотношений США с мировыми державами – Россией и Китаем, и странами региона — КСА, Турцией, Израилем.  «Лучшим сценарием будет сотрудничество Д.Трампа с Ираном, с учетом новых реалий в Иране, а в худшем случае, США продолжат конфликт с Ираном в погоне за максимальной прибылью», — считает эксперт.

Глава парламентской комиссии по национальной безопасности и внешней политики Алаэддин Боруджерди сказал: «Победа Дональда Трампа показатель реакции американского народа против политики милитаризма и насилия, жертвами которой стали тысячи американцев и было потрачено сотни миллионов долларов. Мы должны ждать, какую политику провозгласит Д. Трамп по отношению к исламскому миру и региону. Голос народа выражает негативное отношение к войне и агрессии, и десятки миллионов голосов имеют влияние в США», — сказал А.Боруджерди.

Что касается обязательства по выполнению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), А. Боруджерди отметил, что Трамп-кандидат сильно отличается от Трампа-президента. «Естественно, когда человек становится президентом, он действует в рамках международных правовых норм и договоров, регулирующих поведение стран, в том числе СВПД. Американцы взяли на себя обязательства по СВПД, которые неоднократно нарушали, однако эти обязательства относятся к американскому правительству, а не личности Обамы или Трампа. Следовательно, каждый шаг и действие, связанное с СВПД, будет получать соответствующую реакцию», — сказал глава комиссии.

На вопрос о дальнейшей поддержке Саудовской Аравии со стороны США после победы Д.Трампа А.Боруджерди отметил, что если Д.Трамп хочет руководить страной в соответствии со своими убеждениями, он должен остановить жестокие убийства йеменского народа, т.к. КСА не сможет без помощи США уничтожить десятки тысяч невинных людей. Он отметил, что Д.Трамп должен остановить поставки оружия Эр-Рияду.

Прокомментировал победу Д.Трампа и заместитель спикера Меджлиса Али Мотахари. «Я уверен, что победа Д.Трампа выгодна для Ирана, т.к. он, в первую очередь, имеет хороший взгляд на проблему Сирии, также в его взглядах просматривается желание сблизиться с Россией», — отметил А. Мотахари.

Вице-спикер выразил мнение о том, что «несогласие Д.Трампа с ядерным соглашением идет на пользу ядерному Ирану».

«Д.Трамп и республиканцы ведут более честную политику, чем демократы, и с такими людьми легче работать. Демократы и Хиллари Клинтон следуют, так называемой, политике «обезглавливания хлопком», и по сравнению с республиканской, более коварны», — отметил А.Мотахари.

Одним из первых на победу Д.Трампа на своей странице в Твиттере отреагировал вице-президент по политическим вопросам Хамид Абуталеби. В его записи сказано: «Образ Дональда Трампа во время речи, посвященной его победе на выборах, отличается от его предвыборного образа. На это следует обратить внимание».

В вопросе экономики иранские эксперты настроены оптимистично, несмотря на опасения мирового финансового рынка. По словам председателя торговой палаты Тегерана Масуда Хансари, избрание Д.Трампа никак не повлияет на экономику Ирана, т.к. в стране имеется национальный консенсус, защищающий экономику страны от внешнего влияния.

Как и многие другие страны, Иран также не знает, чего ожидать от нового президента Соединенных Штатов. Открытая антииранская риторика Д.Трампа вселяет опасения за будущее ядерного соглашения, особенно, учитывая, что большинство в Конгрессе и Сенате также получили республиканцы, осуждающие правительство Б.Обамы за сделку с Тегераном. С другой стороны, как уже было сказано, позиция Д.Трампа по Сирии устраивает ИРИ и ее союзников. Будет ли новоизбранный президент США следовать своей предвыборной программе или же действия будут расходиться с обещаниями, покажет время. Пока Ирану остается лишь внимательно следить за развитием событий и контролировать соблюдение обязательств по СВПД.

  1. http://su0.ru/PhJ4
  2. http://su0.ru/Buo7
  3. http://su0.ru/WjWV
  4. https://twitter.com/DrAboutalebi/status/796267655695101952
  5. http://theiranproject.com/blog/2016/11/09/irans-rouhani-trump-cannot-reverse-nuclear-deal/
  6. http://su0.ru/Ds4N
  7. http://www.khabaronline.ir/detail/599152/World/diplomacy
  8. http://www.khabaronline.ir/detail/599303/weblog/barzegar
  9. http://www.bbc.com/persian/iran-37922777
52.22MB | MySQL:103 | 0,505sec