Перспективы двустороннего сотрудничества в свете визита президента Израиля Р.Ривлина в Индию

Все большее значение для Израиля приобретает развитие многовекторной внешней политики, опирающейся не только на взаимодействие с США, Россией или Европой, но и позволяющее привлечь в качестве партнеров новые и стремительно развивающиеся государства, в числе которых Китай и Индия. Отношения с КНР получили в последнее время развитие в сфере экономики, но столкнулись с рядом политических трудностей. Теперь настал черед Индии, для укрепления контактов с которой в Нью-Дели отправился президент Израиля Р.Ривлин. С момента вступления в должность президента ему уже неоднократно выпадала возможность представить интересы своего государства за рубежом, стремясь сделать акцент на перспективах, а не проблемах во взаимодействии. Данная функция во многом продиктована внешнеполитическими полномочиями президента.

Уезжая в Нью-Дели, 13 ноября 2016 г. Р.Ривлин сказал: «Сейчас я отправляюсь с важным визитом в Индию, важную союзницу и друга Израиля, государство, с которым у нас много общего […] Израиль и Индия представляют собой страны инноваций и вдохновения. Страны, которые имеют древние традиции, но построили сильную и процветающую инновационную экономику, а сейчас празднуют 25-летие дипломатических отношений»[i]. Исходя из этих установок, положенных в основу поездки, был спланирован и график мероприятий, включавший переговоры с представителями властных кругов различных уровней, а также события, призванные дать новый импульс контактам в сфере экономики и инноваций. Для активизации последнего направления президента сопровождала делегация бизнесменов во главе с президентом Ассоциации промышленников Израиля Ш.Брошем. По его замечанию: «Индия представляет собой серьезный вызов для израильских производителей, и эта миссия даст возможность укрепить сотрудничество и партнерство с нашими индийскими коллегами. У меня нет сомнений, что это будет плодотворный визит, который посодействует долгосрочному экономическому партнерству, способствующему росту двусторонней торговли»[ii].

15 ноября 2016 г. состоялись переговоры Р.Ривлина и премьер-министра Индии Н.Моди. Встреча была посвящена нескольким аспектам совместной работы. С одной стороны, ее ключевой целью было продвижение контактов в области сельского хозяйства, инноваций и возобновляемых источников энергии. В целях закрепления достигнутых результатов стороны заключили меморандум о взаимопонимании в сфере использования водных ресурсов и декларацию о намерениях по сотрудничеству в сельском хозяйстве. С другой стороны, оба государства признали важность противодействия терроризму и работы над обеспечением безопасности собственных граждан. В этой связи часть дискуссии была посвящена указанной теме. Как сказал Н.Моди: «Наши граждане постоянно находятся под угрозой со стороны сил терроризма и экстремизма. Мы признаем, что терроризм является глобальной проблемой, которая не знает границ и имеет обширные связи с другими формами организованной преступности. […] Мы договорились активизировать наше сотрудничество в борьбе с силами экстремизма и радикалами, которые угрожают всем миролюбивым народам. Мы также отводим приоритетное значение практическим и конкретным мерам, таким как кибербезопасноть»[iii].

Еще одним пунктом повестки дня, неявным, но присутствовавшим в переговорах, можно считать сотрудничество в рамках ООН. Каждое из государств в рамках указанной международной организации отстаивает весьма определенные цели, которые часто идут вразрез с мнением большинства. Индия, к примеру, всеми силами стремится к продвижению реформы ООН, которая позволила бы стране получить статус постоянного члена Совета Безопасности. Израиль, по словам Н.Моди, сказанным по итогам встречи с Р.Ривлиным, «ясно поддерживает» своего партнера в этом стремлении. Мотивы израильской стороны  вполне очевидны. Государство регулярно сталкивается с решениями Объединенных Наций, противоречащими его национальным интересам. При этом ареной противостояния выступает не только Генеральная Ассамблея, где антиизраильские настроения были традиционно сильны в силу арабского большинства. Израильские представители все чаще испытывают неуверенность в поддержке в Совете Безопасности со стороны России и США, в этой связи и реформа ООН видится им весьма целесообразной.

Для прессы обоих государств ключевое значение в освещении стартовавшего визита Р.Ривлина имеет его характеристика как беспрецедентного и исторического, поскольку президент Израиля не посещал Индию на протяжении порядка 20 лет. Учитывая грядущее 25-летие дипломатических отношений, на первое место в публикациях выходят те сферы сотрудничества, которые уже сегодня могут продемонстрировать достигнутые успехи. Впрочем, СМИ заинтересованы и фразой Н.Моди о том, что нынешний визит позволит сформировать новые стержневые компоненты двусторонних контактов. В этом качестве взаимный интерес может представлять оборонная промышленность.

Таким образом, несмотря на то, что для воплощения на практике курса на многовекторность Израилю требуется значительное количество союзников, с которыми поддерживаются схожие по уровню отношения, между ними неизбежно возникает конкуренция. Индийско-израильское взаимодействие в этом контексте способно стать серьезной угрозой для контактов Китая с ближневосточным партнером. Причиной тому могут стать показатели экономического роста Индии, которые по некоторым данным за 2016 г. обходят аналогичные данные, характеризующие КНР. При этом ставка страной делается именно на сельское хозяйство, которое и планируется развивать вместе с Израилем. Значительным потенциалом обладают контакты между руководством государств. Одним из пунктов предвыборной программы Н.Моди было привлечение иностранного капитала. Для реализации на практике данного сценария индийский лидер будет и дальше стремиться укреплять личные контакты с главами государств и правительств стран-партнеров, в числе которых Израиль. Кроме того, в отличие от Китая, оба государства разделяют скептический взгляд на текущую работу ООН, что также может способствовать их сближению в политико-дипломатической сфере. В эти дни нельзя обойти стороной и мнение вездесущего Д.Трампа, на точку зрения которого израильская политика будет теперь ориентироваться. В ожидании избрания он успел заявить о важности стратегического партнерства с Индией в сфере борьбы с терроризмом, что безусловно, подогреет интерес израильтян к индийскому партнеру.

[i] Цит. по: President Rivlin departs on State Visit to India // Israel Ministry of Foreign Affairs. 13.11.2016. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2016/Pages/President-Rivlin-departs-on-State-Visit-to-India-13-November-2016.aspx

[ii] Ibid.

[iii] President Rivlin meets Indian PM Naredra Modi // Israel Ministry of Foreign Affairs. 15.11.2016. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2016/Pages/President-Rivlin-meets-Indian-PM-Naredra-Modi-15-November-2016.aspx

52.16MB | MySQL:103 | 0,553sec