17 ноября с.г. в Дохе, столице Катара, состоится очередная Министерская встреча Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ). В мероприятии планирует принять участие министр энергетики России А.В.Новак.
Несколько лет назад автор по линии Министерства иностранных дел России участвовал в ряде мероприятий Форума в составе официальных делегаций и не понаслышке знаком с деятельностью этой международной организации.
ФСЭГ – это объединение государств, лидирующих в мире по запасам и экспорту природного газа.
Основной целью взаимодействия участников Форума является обеспечение надежности и безопасности спроса и предложения на «голубое топливо» и другие энергоносители.
Для справки: Форум был учрежден в формате межправительственной международной организации 23 декабря 2008 года в Москве, когда министры энергетики стран-участниц подписали Соглашение о функционировании Форума стран – экспортеров газа, утвердившее Устав ФСЭГ. Датой образования ФСЭГ считается 1 октября 2009 года, когда Соглашение вступило в силу (после ратификации его 5 странами, подписавшими документ).
Во ФСЭГ входят Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты (присоединились в 2012 году), Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея.
Наблюдатели: Нидерланды, Норвегия, Казахстан (официально утвержден резолюцией министров государств – членов ФСЭГ – 2 декабря 2010 года), Ирак (официально утвержден резолюцией 14-й Министерской встречи ФСЭГ – 21 ноября 2012 года), Оман (с 1 января 2014 года понизил свой статус до наблюдателя), Перу (утверждено резолюцией 16-й Министерской встречи ФСЭГ – 16 декабря 2014 года, г. Доха, Катар), Азербайджан (утвержден резолюцией 17-й министерской встречи – 21 ноября 2015 года, г. Тегеран, Иран).
Документы, определяющие деятельность организации:
- Соглашение о функционировании Форума стран-экспортеров газа (подписано в Москве 23 декабря 2008 года);
- Устав Форума стран – экспортеров газа (подписан вместе с Соглашением).
Цели Форума – развитие взаимопонимания и сотрудничества между производителями, потребителями, правительствами государств – экспортеров газа, создание исследовательской базы, обмен опытом, создание устойчивого и прозрачного газового рынка.
Органы управления:
- Министерская встреча (президентом Министерской встречи с 1 января с.г. является министр промышленности и энергетики Катара М.Сада);
- Исполнительный совет (состоит из представителей всех государств-членов и наблюдателей (без права голоса) и утверждается Министерской встречей. Действующий председатель Исполнительного совета ФСЭГ – представитель Ирана Х.К.Ардебили, а обязанности альтернативного председателя Исполнительного совета исполняет представитель Катара М.Хаджри).
- Секретариат (Решением 17-й Министерской встречи ФСЭГ 21 ноября 2015 года генеральным секретарем с 1 января с.г. переизбран представитель Ирана С.М.Хоссейн Адели).
Ниже ретроспективно охарактеризуем основные итоги некоторых Министерских встреч.
10-я Министерская встреча ФСЭГ состоялась 19 апреля 2010 года (Оран, Алжир). В ходе встречи были заслушаны отчеты генерального секретаря и председателя Исполнительного совета, выбран логотип Форума, утверждена программа работы ФСЭГ на 2010 год.
Основным итогом встречи стало принятие совместной декларации, в которой зафиксировано стремление членов организации добиваться паритетности цен на газ к нефтяным ценам, учреждена рабочая группа для разработки Пятилетней стратегии ФСЭГ, решено проработать возможность проведения 1-го Газового саммита ФСЭГ.
11-я Министерская встреча состоялась 2 декабря 2010 года (Доха, Катар). На встрече был утвержден новый, увеличенный бюджет организации на 2011 год в размере 8 млн долларов (взнос каждой страны-участницы Форума составит 700 тыс. долларов), а также увеличение добровольного взноса государств-наблюдателей – 100 тыс. долларов. Значительную часть этих средств предполагается направить на увеличение штатного персонала Форума (прогнозируемое увеличение персонала – 50%) и на создание и запуск в Секретариате ФСЭГ собственной имитационной модели газового рынка.
12-я Министерская встреча состоялась 2 июня 2011 года (Каир, Египет).
На мероприятии был рассмотрен отчет о состоянии газового рынка, подготовленный Секретариатом Форума. Участники встречи высоко оценили работу Исполнительного совета и Секретариата ФСЭГ по становлению организации, в том числе по формированию ее исследовательской составляющей.
Министерская встреча в очередной раз подчеркнула востребованность ФСЭГ в качестве глобальной площадки по обсуждению и выработке общих подходов к гармоничному развитию газовых рынков.
13-я Министерская встреча состоялась 13 ноября 2011 года (Доха, Катар). По итогам заседания принято решение о продлении полномочий генерального секретаря Форума Л.В.Бохановского еще на 2 года. Участники встречи приняли решение о присоединении к ФСЭГ Омана.
Кроме того, в ходе министерской встречи был принят бюджет организации на 2012 год.
14-я Министерская встреча состоялась 21 ноября 2012 года (Малабо, Экваториальная Гвинея). Ключевым итогом встречи стало решение о проведении второго Саммита глав государств и правительств членов ФСЭГ в России в 2013 году.
15-я Министерская встреча состоялась 3 ноября 2013 года (Тегеран, Исламская Республика). Главы делегаций утвердили бюджет и программу работы ФСЭГ на 2014 год.
В соответствии с программой работы в 2014 году планировалась подготовка и проведение двух исследований:
- Конкурирующие топлива и энергоносители: обзор ситуации в странах, на входящих в ФСЭГ;
- Обзор исследований и публикаций на тему сбора данных о функционировании мировых энергетических рынков.
Был рассмотрен вопрос о возможном изменении статуса Омана в Форуме с постоянного члена на наблюдателя. Решили, что у оманской стороны есть время до конца текущего года. В январе 2014 года Оман направил в Секретариат ФСЭГ ноту с информации о решении перейти в статус наблюдателя в Форуме.
Ключевым вопросом Министерской встречи стало голосование по кандидатуре генерального секретаря ФСЭГ. По итогам тайного голосования утвердили кандидатуру С.М.Хоссейна Адели.
Для справки: С.М.Хоссейна Адели – экономист, дипломат, ученый, обладающий обширным опытом работы в государственном и частном секторе по таким направлениям, как энергетика, экономика, международные отношения и дипломатия.
Он занимал следующие посты: советник министра нефти по международным делам, заместитель министра иностранных дел по экономическим и энергетическим вопросам, управляющий Центрального банка, советник президента, посол в Японии, Канаде и Великобритании.
Адели принимал активное участие в реализации экономических реформ в Иране, а также выступал главным переговорщиком в таких газовых проектах, как газопровод Иран – Индия – Пакистан, газовое партнерство Иран – Европа, газопровод Иран – Армения, а также по совместным с Кувейтом и Саудовской Аравией шельфовым газовым месторождениям.
Кроме того, он являлся председателем совета директоров National Iranian Gas Export Company (NIGEC).
Оставив государственную службу, он основал неправительственный экспертный центр – Институт экономических и международных исследований Ravand Institute for Economic and International Studies, который с 2005 по 2013 годы являлся первым и единственным в Иране частным исследовательским центром, занимающимся вопросами экономики, энергетики, международных отношений и экологии и тесно сотрудничавшим с транснациональными нефтяными компаниями, Всемирным экономическим форумом и другими зарубежными представителями академических кругов и частного сектора.
16-я Министерская встреча состоялась 16 декабря 2014 года (Доха, Катар). Участие в мероприятии приняли представители всех государств – членов ФСЭГ, среди которых Алжир, Иран, Катар и Россия были представлены профильными министрами.
Российскую делегацию возглавлял А.В.Новак. В состав делегации также вошли Специальный представитель президента России по взаимодействию с ФСЭГ В.А.Зубков, представители Министерства энергетики России, МИД России, посольства России в Катаре и представительства «Газпрома» в Катаре.
По итогам мероприятия утвердили новую кадровую структуру Секретариата ФСЭГ.
17-я Министерская встреча состоялась 21 ноября 2015 года (Тегеран, Иран). По итогам принят ряд важных решений, которые в существенной степени определят основное содержание работы Форума на краткосрочную перспективу: было принято единогласное решение продлить полномочия действующего генерального секретаря ФСЭГ С.М.Хоссейна Адели на очередной 2-х летний срок. Это стало возможным благодаря активной поддержке российской стороны, рекомендовавшей генеральному секретарю продолжить работу над проектом Долгосрочной стратегии.
Констатировано завершение работ над проектом по созданию Глобальной газовой модели ФСЭГ (далее – ГГМ ФСЭГ), а также представлен первый прогноз развития мировых газовых рынков на период до 2040 года, подготовленный на базе ГГМ.
Важно подчеркнуть, что с 2011 по 2015 годы прошли 3 газовых саммита Форума.
1-й Газовый саммит ФСЭГ состоялся 15 ноября 2011 года (Доха, Катар). По итогам мероприятия была принята декларация глав государств и правительств.
В ней, в частности, говорится о необходимости продолжать работу по обеспечению надежных поставок природного газа на рынок, а также добиваться справедливой цены на «голубое топливо» с учетом индексации цен на природный газ и нефть.
Кроме того, по предложению участников саммита, в итоговую декларацию включено положение о необходимости признания ответственности стран, через которые проходит транзит энергоносителей за создание стабильных и благоприятных условий транзита.
2-й Газовый саммит состоялся 1 июля 2013 года (Москва, Россия). Председательствовал президент России В.В.Путин. Была принята Московская декларация, закрепившая основные приоритеты стран – экспортеров газа на международных газовых рынках, в том числе основополагающее значение долгосрочных контрактов, привязка цен на газ к ценам на нефть и нефтепродукты, необходимость углубления координации и взаимодействия членов ФСЭГ в целях поддержания стабильности и безопасности на энергетических рынках.
Мало кому известно, что Катар, ОАЭ, Оман, выступающие против интересов России, были представлены лишь руководителями энергетических ведомств, хотя формально мероприятие носило статус саммита глав государств и правительств.
Как представляется, столь скромное участие со стороны арабских монархий было обусловлено рядом факторов.
Во-первых, продолжающимися напряженными политическими отношениями с Россией со времен «арабской весны».
Во-вторых, низким уровнем инвестиционного партнерства с нашим государством.
В-третьих, острой конкуренцией с Россией на международных газовых рынках.
3-й Газовый саммит состоялся 23 ноября 2015 года (Тегеран, Иран). Российскую делегацию на Саммите возглавил В.В.Путин. В состав делегации также вошли В.А.Зубков, А.В.Новак, министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров, председатель правления «Газпрома» А.Б.Миллер, президент «Роснефти» И.И.Сечин.
В своем докладе глава российского государства подчеркнул необходимость дальнейшего углубления координации между производителями газа в рамках Форума; отметил большой потенциал прироста спроса на газ в долгосрочной перспективе (к 2040 году – до 5 трлн куб. м в год), что также будет способствовать увеличению количества добываемого газа; сделал акцент на наращивании объемов торговли газом с помощью альтернативных методов (например, спотовой торговли).
Стоит отметить, что Россия планирует нарастить объем добычи газа до 885 млрд куб. м в год к 2040 году.
По итогам Саммита принята Тегеранская декларация, подтвердившая приверженность членов ФСЭГ приоритетам на международных газовых рынках, закрепленным в Дохийской и Московской декларациях, в том числе определяющему значению долгосрочных контрактов, абсолютному суверенитету государств ФСЭГ над своими природными ресурсами и праву распоряжаться ими в интересах собственных народов, необходимости сохранения привязки цен на газ к ценам на нефть и нефтепродукты, экологичности природного газа в сравнении с другими видами углеводородного топлива, позволяющей ему занять достоянное место в процессе достижения мирового устойчивого энергетического развития, готовности участников Форума прилагать совместные усилия по недопущению применения односторонних, политически мотивированных ограничений и экономических санкций потребителями газа против производителей.
Стоит отметить, что с момента проведения первого саммита организации, который автору с коллегами из Министерства энергетики России довелось готовить, находясь на дипломатической службе в посольстве России в Катаре, повестка мероприятия практически не меняется.
При этом участникам Форума все так же тяжело прийти к общему знаменателю по ключевым вопросам.
В результате в итоговую декларацию прошедшего саммита попали второстепенные вопросы вроде абсолютного суверенитета государств – производителей газа над их природными ресурсами.
У кого конкретно могли возникнуть трудности в этой части?
Вот положение, касающееся продвижения интересов продавцов газа на региональных рынках, вполне оправданно и злободневно, особенно на фоне напряженной борьбы газа с углем и возобновляемыми источниками энергии на американском, европейском и особенно азиатском рынках.
Справедливое ценообразование и прозрачность рынка, о которых участники ФСЭГ говорят на каждой встрече, уже давно отошли в разряд абстрактных понятий, а на первый план выдвинулись продажа сырья по максимально выгодным ценам и популярная благодаря исследованию знаменитого шотландского экономиста А.Смита «невидимая рука рынка».
В частности, этот тезис иллюстрируют действия Европейской комиссии в адрес «Газпрома»: проект «Южный поток» «утонул», не достигнув берегов Болгарии, затем под шквал сомнительных вопросов со стороны еврокомиссаров попали газотранспортные проекты «Турецкий поток» и «Северный поток – 2».
Что касается обсуждавшихся на саммите долгосрочных и спотовых контрактов на поставку сырья, то здесь как раз можно вести речь о консолидированной позиции участников организации.
Несмотря на адресованный поставщикам газа призыв В.В.Путина разделить риски с потребителями, этот дискуссионный вопрос так и остался нерешенным в ходе тегеранской встречи в верхах.
Главная задача экспортера – добросовестно выполнить свои обязательства, а импортера – получить необходимый объем сырья вовремя. Ситуация с российским газом, идущим через Украину в Европу, помноженная на острое нежелание Европейского союза позволить «Газпрому» поставлять топливо через другие магистрали (например, «Турецкий поток»), может стать наглядной демонстрацией отсутствия консенсуса между продавцом и покупателем.
И это при том, что у «Газпрома» есть подписанные договоры поставки сырья с некоторыми государствами Европейского союза до 2035 года, а транзитный договор с Украиной истекает в конце 2019 года.
Участие российского президента в прошедшем саммите было ненапрасным. В.В.Путину удалось выяснить не только позиции основных игроков по газовым вопросам, но и провести переговоры с руководством Ирана, включая верховного лидера аятоллу А.Хаменеи (который, надо сказать, редко жалует своем вниманием зарубежных высокопоставленных гостей), по проблеме борьбы с международным терроризмом, прежде всего с запрещенной в России экстремистской группировкой «Исламское государство».
Подписанная по итогам третьей встречи на высшем уровне итоговая декларация саммита Форума вряд ли обеспечит безопасность спроса и предложения на рынке газа, не говоря уж об активизации инвестиционных потоков в отрасль, к чему призывал российский президент. Дело в том, что политических противоречий между ключевыми участниками ФСЭГ – Россией, Катаром, Ираном – стало еще больше.
Любопытно, что за последние годы состав участников и наблюдателей организации пополнился лишь за счет арабских государств. Данное соотношение вовсе не на руку Москве, поскольку на газовых и нефтяном рынках разворачивается противостояние двух полюсов – России и арабских монархий Залива. Коалицию последних возглавляет Катар, который активнее других стремится потеснить «Газпром» на европейском рынке.
Тем не менее главными потребителями катарского сжиженного природного газа (СПГ) являются азиатские страны (их импорт, по данным BP Statistical Review of World Energy 2016, составил 69,5 млрд куб. м в 2015 году), но экспортные амбиции Дохи весьма широки.
Европейский рынок сбыта сжиженных углеводородов является для эмирата вторым по значимости (импорт из Катара – 27,8 млрд куб. м в 2015 году).
Катар заключил долгосрочные контракты на поставку СПГ с Великобританией, Испанией, Италией, Францией, Японией, Республикой Кореей, Таиландом, Индией, Китаем, а также другими европейскими и азиатскими странами.
Как следствие, государство не сможет отойти от контрактных обязательств и снизить объемы экспорта.
Не желая сильно отставать от соседнего конкурента, Иран активно штурмует азиатские рубежи, среди которых особняком стоят Китай и Индия. В перспективе Исламской Республике вполне по силам наладить бесперебойный долгосрочный экспорт сырья в Китай, и вследствие этого у последнего появляется реальная возможность выйти к Средиземному морю.
Кроме того, Иран планирует организовать экспорт СПГ в Европу через сирийские порты. Это абсолютно не на руку Дохе.
В свою очередь, Катар, не дожидаясь активных действий Ирана, уже несколько лет активно сотрудничает с Китаем, который стремительно наращивает газовый импорт. Согласно предварительным договоренностям, в перспективе объемы поставок СПГ из Катара в Китай могут возрасти.
Однако этого может и не случиться, ведь эмират получил конкурента в лице России после заключения 30-летнего контракта между «Газпромом» и CNPC на ежегодную поставку российского газа китайским клиентам.
Данное соглашение может постепенно уменьшить удельный вес Катара на азиатском рынке СПГ, а также подорвать высокоценовой климат, благодаря которому эмират имеет самый высокий в мире средний подушевой доход.
Разумеется, будущие поставки трубопроводного газа из России в Китай не означают, что Катар перестанет поставлять СПГ на китайский рынок, поскольку Китай стремится сократить удельный вес угольной генерации в энергобалансе страны за счет более активного использования газа и наращивает покупку сжиженного топлива.
С учетом того, что стоимость российского газа, которая, по некоторым оценкам, может быть ниже средней цены, которую азиатские страны платят за катарский СПГ, Китай может пересмотреть свое отношение к покупке газа у Дохи на прежних условиях и потребовать у катарской стороны дисконтов.
Продлевая трубопровод в Китай, Россия соединяет европейский и азиатский газовые рынки. Цены на газ в Европе ниже, чем в Восточной Азии. Россия может согласиться продавать «голубое топливо» в Китай почти по тем же ценам, по которым она экспортирует его в Европу. Это создает ценовой прецедент, который может оказать существенное давление на стоимость газа в Восточной Азии, включая стоимость СПГ.
В результате Катар может столкнуться с двумя основными проблемами. Во-первых, с сокращением спроса на поставляемый страной газ в связи с конкуренцией со стороны России. Во-вторых, со снижением выручки от продажи СПГ азиатским партнерам.
В любом случае это потребует изменения долгосрочной стратегии Катара в сфере экспорта СПГ.
Примечательно, что Катар мог минимизировать риски, связанные с планируемым российским вхождением на рынок Поднебесной. В числе российско-катарских инвестиционных проектов мог быть «Ямал СПГ». Однако, несмотря на старания и попытки «достучаться» до катарцев со стороны российской компании «Новатэк», работа эмирата в отношении развития данной сделки не дала ожидаемых результатов.
Возвращаясь к Форуму, стоит напомнить, что эта организация создавалась при активном участии и незыблемом авторитете России.
Однако нынешние позиции нашего государства в ней заметно ослабли, вследствие численного расширения Форума за счет арабских участников, которые не самым дружественным образом настроены в отношении Москвы.
Арабские страны вполне способны создать эффективную коалицию против России и всячески препятствовать ее деятельности в рамках Форума. Это особенно актуально в свете мировой повестки дня, на переднем плане которой значатся различные газовые вызовы, ответы на которые некоторые арабские государства стремятся искать без учета интересов России.
Ситуацию усугубляет то, что штаб-квартира Форума находится в Катаре. Это позволяет ему косвенно влиять на политику организации. Несмотря на то, что все члены обязаны вносить ежегодные взносы, Доха оказалась гораздо щедрее других участников и инвестировала в первоклассное обустройство штаб-квартиры Форума, солидные финансовые ресурсы.
Генеральным секретарем организации после российского представителя стал иранец, что также частично понизило значимость нашей страны в рамках Форума.
За два срока нахождения у руля ФСЭГ Л.В.Бохановский проделал всю черную работу, связанную с периодом становления этой организации, наладил контакты между Форумом и ООН, Международным энергетическим агентством (МЭА), а также многими серьезными игроками газовых рынков.
Справедливости ради стоит подчеркнуть, что назначение иранца не вызвало удивления у автора. Дело в том, что соответствующая договоренность внутри Форума уже была достигнута задолго до официального избрания нового генерального секретаря.
В частности, Иран поддержал переизбрание Л.В.Бохановского на второй срок после обещания Москвы, что следующим главой Секретариата станет именно кандидат Тегерана.
Иранец возглавил ФСЭГ в непростой для его страны период. Тем не менее новый генеральный секретарь заявил, что Иран, соперничающий с Россией по запасам природного газа (см. таблицу), станет ведущим поставщиком «голубого топлива».
После снятия с Ирана западных санкций большое количество бизнес-делегаций из Европы посещает Исламскую Республику, чтобы заключить двусторонние сделки в топливно-энергетической сфере. Особую активность проявляют предприниматели из Франции.
Повышенный интерес к Ирану вполне оправдан: инвестиционный потенциал республики высок вследствие большой территории и определенного инвестиционного «голода», который вызван длительными санкциями.
Однако потенциальным инвесторам в газовый сектор Ирана стоит учитывать ряд возможных рисков. Каких?
Во-первых, США, которые являются основными противниками того, чтобы Иран смог в полной мере реализовать свой инвестиционный потенциал, сняли лишь часть санкций, оставив достаточно внушительный пакет ограничений, препятствующих экономическому сотрудничеству Исламской Республики с зарубежными государствами.
Во-вторых, иранские представители являются весьма неуступчивыми переговорщиками (автору удалось убедиться в этом на площадке ФСЭГ), что часто мешает достижению компромисса. Потенциальным партнерам обязательно стоит учитывать этот факт и, общаясь с Тегераном, не рассчитывать на какие-либо уступки.
В-третьих, многочисленные риски работы в Иране способны существенно понизить рентабельность планируемых проектов и вынудить инвесторов оперативно свернуть начатую деятельность.
Анализируя сложное положение Ирана, нельзя обойти стороной и взаимоотношения Форума с Катаром.
Беседуя с сотрудниками Секретариата ФСЭГ, автор интересовался уровнем контактов между Секретариатом и эмиратом.
Удалось выяснить, что в общем и целом координация действий между сторонами соблюдается, и они находятся в полном контакте, но иногда случаются непредвиденные обстоятельства, о которых катарцы просто-напросто не успевают вовремя информировать штаб-квартиру Форума.
Также собеседники отмечали частое столкновение в текущей работе организации с различными подводными камнями, которые содержатся в мутной воде межарабских отношений членов Форума (Ливии, Катара, Алжира, Египта).
По итогам разговоров с некоторыми сотрудниками ФСЭГ у автора осталось следующее впечатление: они не уверены в том, что новому генеральному секретарю удастся добиться серьезного прогресса в развитии Форума, так как политико-экономическая обстановка в некоторых государствах ФСЭГ (Алжире, Ливии, Египте) до сих пор оставляет желать лучшего.
Тем не менее высказывались предположения о том, что шансы нынешнего генерального секретаря Форума проявить себя весьма высоки, поскольку имеющийся у него профессиональный опыт крайне востребован организацией.
Примечательно, что деятельность Л.В.Бохановского на посту генерального секретаря Форума была высоко оценена государствами ФСЭГ (именно успешное проведение 1-го саммита ФСЭГ в Дохе помогло ему сохранить кресло главы секретариата еще на один срок). Это стимулирует нынешнего главу секретариата не ударить в грязь лицом.
Переходя от перспектив расстановки сил в секретариате ФСЭГ к перспективам внешних контактов между участниками организации, стоит подчеркнуть, что иранская сторона настроена вести конструктивный диалог с Россией, выражая надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество двух стран на международных площадках, включая ФСЭГ.
В свою очередь, российская сторона также заинтересована в продолжении такого рода диалога, и в Москве рассчитывают на существенную активизацию инвестиционного сотрудничества с Тегераном.
В этом году иранская сторона приняла новую модель газовых контрактов. Это во многом будет способствовать эффективному партнерству российских компаний, включая «Газпром», с Исламской Республикой.
Что касается вопросов российско-иранского сотрудничества и перспектив его дальнейшего расширения в рамках деятельности ФСЭГ, а также тенденций развития мирового рынка энергоресурсов в контексте сегодняшней обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Северной Африке, то, по мнению собеседников из Секретариата ФСЭГ, консолидация усилий Москвы и Тегерана для стабилизации ситуации на рынке является важным фактором повышения мирового уровня энергобезопасности.
Действительно, энергетический сектор в целом и газовый в частности, бесспорно, являются ключевыми отраслями экономик сырьевых государств. В этой связи действенная работа Форума может стать эффективным шагом на пути к консолидации позиции государств-поставщиков относительно вектора глобальной политики на международных газовых рынках.
Участники ФСЭГ едины во мнении, что в будущем необходимо продолжать демонстрировать производителям и потребителям природного газа консолидированную позицию, что «голубое топливо», как наиболее эффективный вид сырья, может и должен стать основой для развития стран-участниц, а также служить общемировым интересам.
Тем не менее на практике все обстоит иначе: катарский СПГ будет продолжать и дальше завоевывать позиции на европейском рынке, понижая конкурентоспособность российского сырья. При осуществлении экспорта Доха не демпингует, но реализует СПГ на условиях как спотовых поставок, так и долгосрочных контрактов.
За время своего участия в различных мероприятиях Форума автору удалось сделать некоторые полезные выводы.
Первое. Часто участниками обсуждаются весьма острые и насущные проблемы газовой отрасли, но из-за внутренних противоречий тяжело достичь единого и эффективного результата. Удастся ли нынешнему генеральному секретарю изменить ситуацию?
Второе. В организации сильно соперничество трех полюсов: арабских участников, России и Ирана. Причем год от года эта борьба за пальму первенства на международных газовых рынках все сильнее отражается на уровне топливно-энергетического сотрудничества названных стран между собой.
Третье. Необходима серьезная поддержка высшего руководства страны, чтобы ее авторитет в рамках Форума был стоящим. Если этого лоббирования на самом высоком уровне не будет, то ждать чудес не стоит. Огромные запасы сырья еще не означают, что страну будут уважать соперники.
Входящие в Форум государства имеют не только внушительные запасы природного газа, но и достаточно высокие показатели экспорта.
По данным BP Statistical Review of World Energy 2016, запасы природного газа в Иране превышают российские. При всем уважении к авторитетному источнику автор все же полагает, что это весьма спорные данные и Россия не уступает Исламской Республике.
Тем не менее долгие годы оба государства не дают никому усомниться в том, что именно на их территориях залегают самые большие запасы «голубого топлива».
Замыкает тройку мировых лидеров по запасам сырья небольшой по площади и населению Катар, который сегодня является одним из основных конкурентов России и Алжира на газовом рынке Европы.
Запасы остальных участников ФСЭГ заметно уступают названному трио.
Что касается экспорта, то Россия серьезно опережает остальных участников, поставляя основной объем сырья трубопроводным способом в страны дальнего зарубежья.
В свою очередь, Иран, несмотря на огромные запасы природного газа, не способен реализовать большие объемы сырья на внешних рынках, и это серьезно замедляет темпы роста иранского хозяйства.
В свою очередь, Катар экспортирует большое количество сырья (преимущественно морским путем с помощью танкеров-метановозов), что позволяет эмирату доставлять топливо на различные рынки, включая Северную и Южную Америку, Европу, Азию.
ОАЭ в перспективе планируют интенсифицировать нынешние объемы поставок СПГ на внешние рынки (7,6 млрд куб. м в 2015 году).
Внутреннее потребление газа в ОАЭ, как и в соседних государствах, растет, причем потребление превышает добычу: в 2015 году страна добыла 55,8 млрд куб. м, а потребила почти 69,1 млрд куб. м.
Экспортные объемы в основном идут из соседнего Катара, который в прошлом году поставил в ОАЭ 17,7 млрд куб. м сырья по трубе. Кроме того, незначительные объемы катарского сырья поступают в ОАЭ в виде СПГ.
В будущем ФСЭГ может получить еще одного члена. По данным казахстанских источников, Астана ведет переговоры с секретариатом ФСЭГ по вопросу возможного присоединения Казахстана к Форуму, однако этот процесс затяжной и его результат будет зависеть от многих факторов, в том числе от положения дел на различных газовых рынках.
Таким образом, перспективы организации вполне конкретны. Прежде всего, закрепление имеющихся позиций, а также увеличения числа участников.
Конечно, российская сторона ожидает положительных итогов грядущей Министерской встречи, но пока приходится констатировать, что Форум не оправдывает тех ожиданий, которые на него возлагались, несмотря на проведение трех саммитов.
России необходимо добиваться минимизации арабского влияния и увеличения собственного авторитета в рамках этой организации.
Таблица
Запасы и экспорт природного газа членов ФСЭГ в 2015 году
Страна | Запасы газа,
трлн куб. м |
Экспорт газа,
млрд куб. м |
Россия | 32,3 | 207,5 |
Иран | 34 | 8,4 |
Катар | 24,5 | 126,2 |
ОАЭ | 6,1 | 7,6 |
Венесуэла | 5,6 | нет данных |
Нигерия | 5,1 | 27,5 |
Алжир | 4,5 | 41,2 |
Египет | 1,8 | нет данных |
Ливия | 1,5 | 6,5 |
Тринидад и Тобаго | 0,3 | 17 |
Боливия | 0,3 | 16,2 |
Экваториальная Гвинея | нет данных | 5 |
Всего в мире | 186,9 | 1042,4 |
Источник: составлено автором на основе данных BP Statistical Review of World Energy 2016