Об организации паломничества к могиле святого имама Хусейна в Ираке

В эти дни в Ираке проходят традиционные мероприятия, посвященные памяти имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда, священного для шиитов персонажа, чья могила находится в городе Кербела. Количество паломников, направляющихся в эти дни в города Кербела и Неджеф, стабильно возрастает в последние годы и, с учетом иностранцев, счет идет уже на миллионы.  Недавний скандал, вызванный неуважительными измышлениями по поводу проведения «арбаынийи» ( «сорокодьмицы»), месяца траура шиитов, в статье, опубликованной в саудовской газете «Аш Шарк Аль-Аусат», а также теракты против паломников, стали поводом подробнее описать происходящее, тем более, что этот обычай малоизвестен в России.  Второй по значимости и влиянию в жизни очень многих мусульман, исповедующих ислам шиитского толка, а для некоторых, и первый, ритуал, уважаемый для значительного числа и суннитов процесс, в котором они если и не участвуют лично, то признают его статус, шиитская «сорокодьмица», на общебытовом уровне ассоциируется у немусульман с картинками бичующих себя в религиозном экстазе приверженцев шиизма.  На самом деле, этот старинный и священный обычай, каждый год и уже многие столетия осуществляемый миллионами людей, шиитами Ирака, Ирана, многих других стран, является сложным комплексным мероприятием, имеющим свои уникальные особенности.

Основная масса паломников считает свои долгом направиться к месту упокоения имама Хусейна пешим порядком, на ногах, причем расстояние может варьироваться в зависимости от возраста, пола и состояния здоровья пилигрима от дневного перехода к святыням, до десятков и сотен километров. Для их отдыха, питания, обеспечения бытовых услуг жителями прилагающих к путям их следования населенных пунктов, как правило, шоссейных дорог, ведущих к Кербеле и Неджефу абсолютно добровольно, и за свой собственный счет организуется множество приютов, или гостевых стоянок, убежищ, называемых «хусейнийя». Обычно, такой приют — это палатка, или небольшое здание, где есть помещения для сна и отдыха, неподалеку устанавливаются санитарно-бытовые помещения и устраиваются пункты круглосуточного горячего питания для людей. Обслуживается и содержится это все самими добровольцами и, в зависимости от возможностей, одна семья может развернуть либо один полный приют, либо ограничится приготовлением еды, чая или предоставлением места для отдыха и ночлега. Шииты почитают выполнение подобных обязанностей по отношению к путникам благим делом.

Разумеется, в муниципалитетах, в местных органах власти провинций Вавилон и Неджеф действуют специальные координационные комиссии по организации приютов, взаимодействующие с племенными представителями на местах по самым различным вопросам. Количество разворачиваемых приютов точно никто не подсчитывал, но лишь в провинции Вавилон в этом году их было обустроено почти 7000.  Особое внимание в эти дни уделяется обеспечению общественного порядка, общее число только местных полицейских, привлеченных к мероприятиям по плану безопасности, по словам начальника полиции провинции Дивания бригадного генерала Хамзы Абд Эль Заида, составляет более 16 тысяч сотрудников.

Еще одной характерной особенностью этого процесса является участие в нем иностранных добровольцев-волонтеров. Сотни из них прибывают из Ирана, Бахрейна, стран Юго-Восточной Азии. Оттуда же поступают палатки, продукты питания и средства первой необходимости для людей, идущих многие километры.

Общественными организациями и волонтерами организуются десятки здравпунктов вдоль путей следования паломников.

Как видно из этого краткого описания, происходящее является сложным социально-общественным и административным мероприятием. Будучи изначально организованным на общественных началах, оно радикально отличается от того, как устроено паломничество в Мекку и Медину. Многие общественные активисты и эксперты оценивают хадж в Саудовскую Аравию как мероприятие, переродившееся в коммерцию чистого вида, где не самая бедная страна наживается на нуждах паломников, а квоты на совершение святого для мусульман и главного в их жизни события стали предметом торга.

Вдобавок, несмотря на все усилия саудовских государственных структур, последние несколько лет хадж регулярно омрачается различными происшествиями: от ставших уже традиционными давок паломников, до аварий техногенного свойства, вроде падения башенного крана на головы посетителей Великой мечети. Казалось бы, имея такой опыт многолетней организации паломничества и такие ресурсы, подобные случаи не должны рассматриваться даже теоретически, но, увы, происходят регулярно.

Мы ни в коей мере не стараемся бросить тень на усилия саудовских властей в решении этой сложной задачи, однако позволим заметить, что, организованное на общественных началах, при минимальном участии государства, паломничество к могиле имама Хусейна не было омрачено подобными происшествиями. Не было зарегистрировано ни преступлений, ни драк или стычек между паломниками, ни эпидемий или случаев отравлений. Разумеется, в эти святые дни не идет никакой речи о флирте между паломниками, либо об отсутствии надлежащих условий для женщин-паломниц. Мы оставим этим инсинуации на совести авторов статьи в «Аш Шарк Аль-Аусат» и лишь можем предположить, достоверность их источников сравнима с теми, кто регулярно сообщает о применении в Сирии войсками правительства отравляющих веществ или об очередном разбомбленном ВКС России госпитале.

Еще одной особенностью шиитской «сорокодьмицы» стало участие в ней иностранных представителей. Так, в 2015 году китайская нефтесервисная компания «Аль Ваха», ведущая работы на нефтеносном поле Аль Ахдаб, западнее Кута, развернула свой первый гостевой приют для паломников. Встретить сегодня на дорогах, идущих к святому для шиитов городу Кербела можно приюты под флагами разных государств, а среди паломников встречаются и россияне, и азербайджанцы, совершающие свой путь под национальными флагами своих стран.

Трагические события, случившиеся много столетий тому назад близь Кербелы, могут оцениваться и восприниматься по-разному. Очевидным является тот факт, что спекуляции на религиозной основе, нетерпимость и экстремизм, политизирование  чувств верующих, разжигание вражды, сектантство приводят к кровопролитным конфликтам, не случайно драматические события в Сирии и в Ираке, в Йемене и в Ливане, имеют религиозную подоплеку. В основе их лежит конфликт между шиитами и суннитами, вернее в эту, к сожалению, на сегодня бескомпромиссную плоскость, он переведен усилиями его разжигателей.

52.32MB | MySQL:103 | 0,481sec